Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 01:15, реферат
Эмоции – это одни из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Характеристика эмоций, их физиологические основы………………………….4
2. Виды эмоций………………………………………………………………………11
2.1 Аффект……………………………………………………………………….11
2.2 Собственно эмоции………………………………………………………….12
2.3 Чувства как особый вид эмоций……………………………………………14
Выводы……………………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………….18
ТЕМА:
«Виды эмоций»
План:
Введение…………………………………………………………
1. Характеристика
эмоций, их физиологические основы……………
2. Виды
эмоций………………………………………………………………
2.1 Аффект………………………………………………………………
2.2 Собственно
эмоции………………………………………………………….
2.3 Чувства
как особый вид эмоций………………………
Выводы………………………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Эмоции – это одни из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Эмоциональные
ощущения биологически в процессе эволюции
закрепились как своеобразный способ
поддержания жизненного процесса в
его оптимальных границах и предупреждают
о разрушающем характере
Эмоции, как и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях, понятиях, мыслях, эмоции отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается субъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности. Одни предметы, явления, вещи радуют человека, он восхищается ими, другие – огорчают или вызывают отвращение, третьи – оставляют равнодушным. Таким образом, отражение в мозгу человека его реальных переживаний, то есть отношение субъекта потребностей к значимым для него объектам, принято называть эмоциями.
Цель данной работы – изучение и анализ основных видов эмоций человека.
Задачи работы:
- дать понятие эмоциям;
-
выявить физиологические
-
проанализировать основные
Объект данной работы – особенности эмоционального состояния человека; предмет – основные виды эмоций.
Методологической
основой работы явились научная диалектика,
а также применение комплекса общенаучных,
частных и специальных методов познания
явлений объективного мира: диалектический,
логический, социологический, психологический,
синтез и анализ.
1.
Характеристика эмоций,
их физиологические
основы
Все,
с чем мы сталкиваемся в повседневной
жизни, вызывает у нас определенное
отношение. Одни объекты и явления
вызывают у нас симпатию, другие,
наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес
и любопытство, другие — безразличие.
Даже те отдельные свойства предметов,
информацию о которых мы получаем
через ощущения, например цвет, вкус,
запах, не бывают безразличны для
нас. Ощущая их, мы испытываем удовольствие
или неудовольствие, иногда отчетливо
выраженные, иногда едва заметные. Эта
своеобразная окраска ощущений, характеризующая
наше отношение к отдельным
Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения к ним выражаются в таких сложных чувственных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания предопределяют собой чувства или эмоции [3, с. 343].
Эмоции — это особый класс субъективных психологический состояний, отражающих в форме непосредственных пережиная ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.
Жизнь без эмоций также невозможна, как и без ощущений.
Однако следует обратить внимание на то, что мы используем два понятия – чувства и эмоции. Дело в том, что эмоции — это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообразные реакции человека — от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Следовательно, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.
Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Другая всеобщая черта эмоций, о которой необходимо сказать, — это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека [5, с. 287].
Большинство
эмоциональных состояний
Чувства — это особый вид эмоций – переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он питает или делает.
Переживание чувства выступает как особое испытываемое субъектом психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступает в единстве с личным отношением к воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Во всех этих случаях говорят о переживании чувства как особом эмоциональном состоянии человека. Вместе с тем переживание чувства является психическим процессом, имеющим свою динамику, текущим и изменчивым, в частности, например, переживать тяжесть утраты близкого человека означает осуществлять активное переосмысление своего места в жизни, которое и вменилось после невосполнимой потери, переоценивать жизненные ценности, находить в себе силы для преодоления критической ситуации и т.д. Бурно протекающий таким образом эмоциональный процесс своим итогом имеет некоторую сбалансированность положительных и негативных оценок самой ситуации потери и себя в этой ситуации. Итак, переживание связано с объективной необходимостью перенести ситуацию, ставшую критической, выдержать ее, вытерпеть, справиться с ней.
Чувства — одна из специфических форм отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления действительности, то в чувствах отражается отношение субъекта с присущими ему потребностями к познаваемым к изменяемым им предметам и явлениям действительности [3, с. 343-344].
Нередко
слова «эмоция» и «чувство» употребляя
как синонимы. В более узком
значении эмоция – это непосредственное,
временное переживание какого-
В одних случаях эмоции отличаются действенностью. Они становятся побуждениями к поступкам, к высказываниям, увеличивают напряжение сил и называются стеническими. От радости человек готов «горы перевернуть». Переживая сочувствие к товарищу, он ищет способа помочь ему. При действенной эмоции человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. В других случаях эмоции (называемые астеническими) характеризуют и пассивностью или созерцательностью, переживание чувств расслабляет человека. От страха у него могут «ноги подкоситься». Иногда, переживая сильное чувство, человек уходит в себя, замыкается. Сочувствие тогда остается хорошим, но бесплодным эмоциональным переживанием, стыд превращается в тайные мучительные угрызения совести [2, с. 167-168].
Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказываемся объект, по отношению к которому данный человек проявляет чувство. Например, мать, любя своего ребенка, будет переживать во время его экзаменационной сессии разные эмоции, в зависимости от того, каков будет результат сдачи экзаменов. Когда ребенок пойдет на экзамен, у матери будет тревога, когда он сообщит об успешно сданном экзамене — радость, а при провале — разочарование, досада, злость. Этот и ему подобные примеры показывают, что эмоции и чувства – это не одно и то же.
Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Доказательством их нетождественности является и более позднее появление чувств в онтогенезе по сравнению с эмоциями.
Первоначально
в исследовании эмоций утвердилось
мнение и субъективной, т.е. психической,
природе эмоций. Согласно этой точке
зрения, психические процессы вызывают
определенные органические изменения.
Однако в 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал
книгу «Выражение эмоций у человека
и животных», которая явилась
поворотным пунктом в понимании
связи биологических и
Современная история эмоций начинается с появления в 1884 г. статьи У. Джемса «Что такое эмоция?». Джемс и независимо от него Г. Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов, например деятельности сердечно-сосудистой системы. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. По Джемсу, «мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся».
Именно органические изменения по теории Джемса-Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в психике человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Согласно этой точке зрения, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и лишь затем, как их следствие, возникает сама эмоция [3, с. 345]. Таким образом, периферические органические изменения, которые до появления теории Джемса-Ланге рассматривались как следствия эмоций, стали их первопричиной. Следует отметить, что появление данной теории привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции. Например, считалось, что нежелательные эмоции, такие как горе или гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, в результате которых обычно появляются положительные эмоции.
Однако концепция Джемса-Ланге вызвала ряд возражений. Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов высказал У. Кэннон. Он обнаружил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга и не настолько разнообразны, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. В то же время внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, представляют собой довольно малочувствительные структуры. Они очень медленно приходят в состояние возбуждения, а эмоции обычно возникают и развиваются довольно быстро. Более того, Кэннон обнаружил, что искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. Самым сильным аргументом Кэннона против теории Джемса-Ланге оказался проведенный им эксперимент, в результате которого было обнаружено, что искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.