Виды и функции речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 16:13, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть комплексный подход к системе контроля в обучении и выделить основные средства его реализации .

Оглавление

Введение

Глава 1

Функции контроля

· обучающая с.3

· воспитывающая с.3-4

· корректировочная с.4

· функция обратной связи с.4

· стимулирующая с.4-5

Глава 2

Формы контроля

· устный и письменный с.5-6

· фронтальный и индивидуальный с.6-12

· требования к проведению контроля с.12-13

Виды контроля

· текущий с.13-19

· итоговый с.19

Вывод с.20

Использованная литература с.28

Файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение.docx

— 50.72 Кб (Скачать)

Профилактикой  ошибок  является  систематическое  осуществление  открытого  контроля  усвоения  языковых  явлений  , который  является  важным  союзником  скрытого  контроля  в  поступательном  развитии  коммуникативных  умений. 

 В  некоторых  случаях  открытый  контроль поможет  сконцентрировать  внимание  учащихся  на  существенном  грамматическом  явлении.  В  результате  перед  учащимися  возникает  ясная  речевая  перспектива.

Этот  вид  контроля  следует  осуществлять  также  при  изучении  языкового  материала , когда  осуществляется  рецептивный  вид  деятельности – чтение  и  аудирование .

В  учебно- методических  комплексах  должно  быть  больше  упражнений , которые  побуждали  бы  учащихся  к  наблюдению  за  языковой  стороной  графических  и  аудиотекстов.  Ориентация  обучаемых  на  их  понимание , когда  не  ясна  языковая  форма , часто  приводит  к  приблизительному  пониманию  и воспитывает  верхоглядство.  В  то  же  время  известно , что  формальные      

признаки  языковых  явлений обладают  ясным  сигнальным  значением.  Число  формальных  признаков  определённо , их можно  без  особого  труда  запомнить , и тогда  они  станут  надёжными  опорами  для  понимания.  Целенаправленный  контроль  помогает  высветить  нужную  форму.  Приведём  конкретный  пример.  Учителям  и  методистам  известно , что  в  старших  классах  при  чтении  текстов  тормозом  понимания  часто  являются  формы  пассива , учащиеся не  всегда  узнают  их  и  поэтому  неправильно  определяют  производителя  действия.  В  таком  случае  следует  сформулировать  задание  иначе , чтобы уточнить  и  облегчить  понимание:  В  трёх  из  десяти  абзацев  этого  текста  содержатся  конструкции  с  глаголами  в  форме  Passive.  Определите , в  каких.

Таким  образом , основным  объектом  открытого  контроля  является  языковой  материал.  Кроме  того , этот  вид  контроля  может  быть  применён  при  обучении  подготовленной  форме  речи, сущность  которой  заключается  в  том , что  происходит  осознание  и  упорядочение  учащимися  как  содержания , так  и  языковой  формы  его  выражения .  Уровень  осознания  в  подготовленной  форме  речи  весьма  высок.  Опираясь  на  разнообразные  опоры , учащиеся  планируют  своё  высказывание  в  соответствии  с  заданным  стимулом.  Обычно  это  происходит  в  ходе  индивидуальной  самостоятельной  или  парной  работы.  Установка  на  контроль  может  способствовать  значительной  интенсификации  работы  над  этой  формой  учебной  речи.  Задания  при  этом  мыслятся  примерно  такие:  Составьте  программу  высказывания  в  следующей  ситуации  ( т. е. план  в  виде  тезисов  или  вопросов , к  каждому  пункту  плана  подберите  слова  и  словосочетания , которые  могут  понадобиться  в  высказывании ).  Эта  программа  проверяется  и  оценивается  учителем.  Контроль  выступает  здесь  как  инструмент  жёсткого  управления  деятельностью  учащихся  на  пути  « от  смысла  к  выражению »  ; ученики  учатся  приводить  в  единство  «мысль , ищущую  своего  выражения» (Л.В. Щерба)  с  соответствующими  языковыми  средствами , что  является  важной  основой  для  развития  неподготовленной  речи ;  последняя  является  уже  предметом  скрытого  контроля. 

Наряду  с  текущим   контролем  в  учебном  процессе  должен иметь  место  и   итоговый  контроль , который  включает  в  себя  как   тематический ,  так  и  периодический  контроль .

Тематический    контроль  проводится  обычно  по  завершении  изучения  темы . Сущность  контроля  в  том , что  речь  здесь  идёт  не  об  отдельных  элементах , а  о  понимании  системы , объединяющей  эти  элементы . Значительную  роль  при  этом  играют  синтетические , комплексные  задания , объединяющие  вопросы  об  отдельных  понятиях  темы , направленные  на  выявление  информационных  связей  между  ними . Таким  образом ,  тематический  контроль  позволяет  контролировать  уровень  развития  умений  и  навыков  по  теме . 

 Предварительный  контроль  проводится  по  усвоении  большого  по  объёму  материала  обычно  в  конце  четверти ,  полугодия . 

Итоговый  контроль  играет  важную  роль  в  процессе  обучения .  Крайне  важно , чтобы  он  проводился  лишь  тогда , когда  учитель  уверен , что  большинство  учащихся  усвоило  соответствующий  учебный  материал .  Он  должен  быть  посильным  для  учащихся , способствующим  формированию  уверенности  в  их  силах  , в  противном  случае  интерес  к  процессу  обучения  снижается .  

Экзамены  являются  средством  государственного  контроля  за  работой  образовательных  учреждений .  В  нашей  отечественной  школе  экзамены  были  введены  в  1932 г. , методика  и  система  их  проведения  постоянно  менялась , но  всегда  неизменными  оставались  необходимость  учёта  индивидуальных  особенностей  учащихся  и  объективность  в  оценке  знаний . 

Выводы 

При  рассмотрении  вопросов  организации  контроля  мы  должны  прежде  всего  различать  контроль , слитый  с  обучением , и  контроль , отделённый  от  обучения , -контроль  как  особую  задачу  урока .  Первый  вид  контроля  используется  как  при  выполнении  подготовительных , так  и  при  выполнении  речевых  упражнений , второй  вид – только  для  контроля  речевых  умений .

При  обучении  иностранному  языку  могут  использоваться  как  устная , так  и  письменная  формы  контроля , однако  предпочтение  должно  отдаваться  устным  формам .

В  обучении  языку  и  в  контроле , слитом  с  обучением , наиболее  целесообразны  фронтальные  формы  работы , при  проверке  же  умений  в  устной речи , чтении  и  письме  необходимы  индивидуальные  формы .  Индивидуальный  контроль  в  этих  случаях  должен  комбинироваться  с  фронтальным .  Устранить  недостатки  индивидуального  контроля  при  проверке  устной  речи  помогает  использование  технических  средств .

Контроль   будет  осуществляться  на  должном  уровне  только  в  том  случае , если  будут  выполнены  такие  требования , как регулярность , всестороннесть , дифференцированность , объективность  и  , конечно  же ,  соблюдение  воспитательного  воздействия  контроля .

Методика  преподавания   иностранных  языков  располагает  значительным  теоретическим  багажом  и  практическим  опытом  в  организации  контроля . Современные  тенденции  учебных  программ  предполагают  усиление  коммуникативного  подхода  к  обучению  иностранным  языкам .  Поэтому  теперь  контроль  чаще  рассматривается  под  углом  зрения  направленности  внимания  учащихся  на  чисто  контролирующую  или  обучающую  его  функцию , на  смысловую  сторону  речи  или  на  её  «строительный  материал»  .  Поэтому  содержание  и  организацию  контроля  речевых  умений  рассматривают  в  тесном  единстве  с  контролем  их  материальной  основы , т. е.  языкового  материала .

Такой  ракурс  помогает  учителю  органично  включить  контроль  в  урок , ориентируясь  на  новые  нормы  оценок , а  это  в  свою  очередь  будет  способствовать  повышению  эффективности  обучения  иностранному  языку  в  целом .

Проблема  контроля  постоянно  привлекает  к  себе внимание  учителей  и  методистов , так  как  в  нём  кроются  разнообразные  и  далеко  не  исчерпанные  возможности  воспитывающего  обучения . 
 
 
 
 

Использованная  литература:  

1.  Рабинович Ф.М. Контроль на уроках иностранного языка//Иностранный язык в школе. М.,1987.№1

2.  Миньяр-Белоручев Р.К. Вопросы теории контроля в обучении иностранным языкам//Иностранный язык в школе. М.,1984.№6 с.64-67.

3.  Подласый И. П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996

4.  Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб., 2001.

5.  А Горчев.Ю. Объекты, уровни и приёмы контроля//Иностранный язык в школе. М.,1984.№6

с.68-72.

6.Клычникова  З. И. Психологические  основы  обучения         чтению  на  иностранном  языке. М.,1983

7.Бим И. Л.  Методика  обучения  иностранным  языкам  как  наука  и  проблемы  школьного  учебника. М .,1974

8. Елухина Н.В. ,Тихомирова Е. В. Контроль  устного  неофициального  общения  на  иностранном  языке//Иностранный  язык  в  школе. М.,1998.№2

9.Теоретические  основы  методики  обучения  иностранному  языку  в  средней  школе / Под  редакцией  Миролюбова А. А.  М.,1981

10.  Настольная  книга  преподавателя  иностранного  языка:                    Справ .  пособие / Е. А. Маслыко,  П. К. Бабинская , А. Ф. Будько   и др. – Мн.:  Выш.  шк., 1996.- 522с.


Информация о работе Виды и функции речи