Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 16:13, контрольная работа
Цель данной работы – раскрыть комплексный подход к системе контроля в обучении и выделить основные средства его реализации .
Введение
Глава 1
Функции контроля
· обучающая с.3
· воспитывающая с.3-4
· корректировочная с.4
· функция обратной связи с.4
· стимулирующая с.4-5
Глава 2
Формы контроля
· устный и письменный с.5-6
· фронтальный и индивидуальный с.6-12
· требования к проведению контроля с.12-13
Виды контроля
· текущий с.13-19
· итоговый с.19
Вывод с.20
Использованная литература с.28
Профилактикой ошибок является систематическое осуществление открытого контроля усвоения языковых явлений , который является важным союзником скрытого контроля в поступательном развитии коммуникативных умений.
В некоторых случаях открытый контроль поможет сконцентрировать внимание учащихся на существенном грамматическом явлении. В результате перед учащимися возникает ясная речевая перспектива.
Этот вид контроля следует осуществлять также при изучении языкового материала , когда осуществляется рецептивный вид деятельности – чтение и аудирование .
В учебно- методических комплексах должно быть больше упражнений , которые побуждали бы учащихся к наблюдению за языковой стороной графических и аудиотекстов. Ориентация обучаемых на их понимание , когда не ясна языковая форма , часто приводит к приблизительному пониманию и воспитывает верхоглядство. В то же время известно , что формальные
признаки языковых явлений обладают ясным сигнальным значением. Число формальных признаков определённо , их можно без особого труда запомнить , и тогда они станут надёжными опорами для понимания. Целенаправленный контроль помогает высветить нужную форму. Приведём конкретный пример. Учителям и методистам известно , что в старших классах при чтении текстов тормозом понимания часто являются формы пассива , учащиеся не всегда узнают их и поэтому неправильно определяют производителя действия. В таком случае следует сформулировать задание иначе , чтобы уточнить и облегчить понимание: В трёх из десяти абзацев этого текста содержатся конструкции с глаголами в форме Passive. Определите , в каких.
Таким образом , основным объектом открытого контроля является языковой материал. Кроме того , этот вид контроля может быть применён при обучении подготовленной форме речи, сущность которой заключается в том , что происходит осознание и упорядочение учащимися как содержания , так и языковой формы его выражения . Уровень осознания в подготовленной форме речи весьма высок. Опираясь на разнообразные опоры , учащиеся планируют своё высказывание в соответствии с заданным стимулом. Обычно это происходит в ходе индивидуальной самостоятельной или парной работы. Установка на контроль может способствовать значительной интенсификации работы над этой формой учебной речи. Задания при этом мыслятся примерно такие: Составьте программу высказывания в следующей ситуации ( т. е. план в виде тезисов или вопросов , к каждому пункту плана подберите слова и словосочетания , которые могут понадобиться в высказывании ). Эта программа проверяется и оценивается учителем. Контроль выступает здесь как инструмент жёсткого управления деятельностью учащихся на пути « от смысла к выражению » ; ученики учатся приводить в единство «мысль , ищущую своего выражения» (Л.В. Щерба) с соответствующими языковыми средствами , что является важной основой для развития неподготовленной речи ; последняя является уже предметом скрытого контроля.
Наряду с текущим контролем в учебном процессе должен иметь место и итоговый контроль , который включает в себя как тематический , так и периодический контроль .
Тематический контроль проводится обычно по завершении изучения темы . Сущность контроля в том , что речь здесь идёт не об отдельных элементах , а о понимании системы , объединяющей эти элементы . Значительную роль при этом играют синтетические , комплексные задания , объединяющие вопросы об отдельных понятиях темы , направленные на выявление информационных связей между ними . Таким образом , тематический контроль позволяет контролировать уровень развития умений и навыков по теме .
Предварительный контроль проводится по усвоении большого по объёму материала обычно в конце четверти , полугодия .
Итоговый контроль играет важную роль в процессе обучения . Крайне важно , чтобы он проводился лишь тогда , когда учитель уверен , что большинство учащихся усвоило соответствующий учебный материал . Он должен быть посильным для учащихся , способствующим формированию уверенности в их силах , в противном случае интерес к процессу обучения снижается .
Экзамены являются
средством государственного контроля
за работой образовательных учреждений
. В нашей отечественной школе экзамены
были введены в 1932 г. , методика и система
их проведения постоянно менялась , но
всегда неизменными оставались необходимость
учёта индивидуальных особенностей учащихся
и объективность в оценке знаний .
Выводы
При рассмотрении вопросов организации контроля мы должны прежде всего различать контроль , слитый с обучением , и контроль , отделённый от обучения , -контроль как особую задачу урока . Первый вид контроля используется как при выполнении подготовительных , так и при выполнении речевых упражнений , второй вид – только для контроля речевых умений .
При обучении иностранному языку могут использоваться как устная , так и письменная формы контроля , однако предпочтение должно отдаваться устным формам .
В обучении языку и в контроле , слитом с обучением , наиболее целесообразны фронтальные формы работы , при проверке же умений в устной речи , чтении и письме необходимы индивидуальные формы . Индивидуальный контроль в этих случаях должен комбинироваться с фронтальным . Устранить недостатки индивидуального контроля при проверке устной речи помогает использование технических средств .
Контроль будет осуществляться на должном уровне только в том случае , если будут выполнены такие требования , как регулярность , всестороннесть , дифференцированность , объективность и , конечно же , соблюдение воспитательного воздействия контроля .
Методика преподавания иностранных языков располагает значительным теоретическим багажом и практическим опытом в организации контроля . Современные тенденции учебных программ предполагают усиление коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам . Поэтому теперь контроль чаще рассматривается под углом зрения направленности внимания учащихся на чисто контролирующую или обучающую его функцию , на смысловую сторону речи или на её «строительный материал» . Поэтому содержание и организацию контроля речевых умений рассматривают в тесном единстве с контролем их материальной основы , т. е. языкового материала .
Такой ракурс помогает учителю органично включить контроль в урок , ориентируясь на новые нормы оценок , а это в свою очередь будет способствовать повышению эффективности обучения иностранному языку в целом .
Проблема контроля
постоянно привлекает к себе внимание
учителей и методистов , так как в нём кроются
разнообразные и далеко не исчерпанные
возможности воспитывающего обучения
.
Использованная
литература:
1. Рабинович Ф.М. Контроль на уроках иностранного языка//Иностранный язык в школе. М.,1987.№1
2. Миньяр-Белоручев Р.К. Вопросы теории контроля в обучении иностранным языкам//Иностранный язык в школе. М.,1984.№6 с.64-67.
3. Подласый И. П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996
4. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб., 2001.
5. А Горчев.Ю. Объекты, уровни и приёмы контроля//Иностранный язык в школе. М.,1984.№6
с.68-72.
6.Клычникова З. И. Психологические основы обучения чтению на иностранном языке. М.,1983
7.Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М .,1974
8. Елухина Н.В. ,Тихомирова Е. В. Контроль устного неофициального общения на иностранном языке//Иностранный язык в школе. М.,1998.№2
9.Теоретические основы методики обучения иностранному языку в средней школе / Под редакцией Миролюбова А. А. М.,1981
10. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ . пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская , А. Ф. Будько и др. – Мн.: Выш. шк., 1996.- 522с.