Вербальные средства общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 12:03, контрольная работа

Краткое описание

Коммуникация состоит во взаимном обмене информацией между людьми, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два вида информации: побудительную и констатирующую. Именно речь как проявление активности воли и сознания говорящего является условием духовного преобразования личности.
В данной контрольной работе рассмотрена вербальная коммуникация, потому что именно она актуальна в настоящее время. Каждый человек нуждается в общении, потому что без общения он чувствует себя угнетённым, одиноким.

Оглавление

Введение.
1. Вербальные средства общения.
2. Виды барьеров коммуникации.
3.Примеры коммуникативных барьеров.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

психо.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

Содержание.

 Введение.

1. Вербальные средства общения.

2. Виды барьеров коммуникации.

3.Примеры коммуникативных барьеров.

 Заключение.

 Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение.

 Деловая коммуникация  – это, прежде всего, общение - обмен информацией, значимой для участников беседы.

 Коммуникация должна  быть эффективной, способствовать  достижению целей участников  общения, что предполагает выяснение  следующих вопросов:

 каковы средства коммуникации  и как правильно ими пользоваться  в процессе общения;

 как преодолеть коммуникативные  барьеры непонимания и сделать  коммуникацию успешной.

 Все средства общения  делятся на две следующих группы: вербальные и невербальные. На  первый взгляд может показаться, что невербальные средства не  столь важны, как словесные.

 Коммуникация состоит  во взаимном обмене информацией  между людьми, передаче и приеме  знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным  средством коммуникации является  речь, с помощью которой не  только передается информация, но  и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два вида информации: побудительную и констатирующую. Именно речь как проявление активности воли и сознания говорящего является условием духовного преобразования личности.

 В данной контрольной работе рассмотрена вербальная коммуникация, потому что именно она актуальна в настоящее время. Каждый человек нуждается в общении, потому что без общения он чувствует себя угнетённым, одиноким.

 

 

 

 

 

 

    1. Вербальные средства общения.

Общение – процесс установления и поддержания прямого, непосредственного или опосредованного тем или иным способом контакта между людьми

Виды общения:

- Прямое и косвенное

- Межличностное и массовое

- Межперсональное и ролевое

 Средства общения –  это те операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим чВербальная коммуникация - использование в качестве знаковой системы человеческой речи, системы фонетических знаков, включающей два принципа: лексический и синтаксический.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Совокупность определённых мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика – искусство убеждения посредством речи человеком.

 Вербальная коммуникация  осуществляется посредством речи, или языка. Язык можно определить как систему знаков, имеющих смысл.

 Под речью понимается  естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков (слов), включающих два принципа —  лексический и синтаксический.

 Речь является самым  универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с ее помощью менее всего теряется смысл сообщения. Речь, прежде всего, подразделяется на внутреннюю, т.е. разговор человека мысленно с самим собой, через который осознаются мотивы его поведения, планируется и управляется деятельность и т.д., и внешнюю, направленную на партнера по общению.

 Внешняя речь существует  на основе внутренней. Перевод  содержания внутренней речи во  внешний план связан с возникновением  трудностей проговаривания вслух.

 Внешняя речь представлена  в двух формах: устной и письменной.

 Устная речь:

 - это речь звучащая, в ней используются система фонетических и просодических средств выражения;

 - она создается в процессе говорения;

 - для нее характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, повторы, незаконченность выражения мысли).

 Письменная речь:

 - это речь, графически закрепленная;

 - она может быть заранее обдумана и исправлена;

 - для нее характерны некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложноподчиненных предложений, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов).

 Устная речь отличается  от письменной, что нужно учитывать в процессе общения. Отличие заключается в характере адресата. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего партнера по общению, а может лишь мысленно представить его. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Напротив, устная речь предполагает наличие собеседника.

 Поэтому устная речь  зависит от того, как ее воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, демонстрация того, как ее воспринимают, понимают или не понимают —  все это может повлиять на характер речи, изменить ее в зависимости от этой реакции.

 Говорящий создает  и творит свою речь сразу. Он  одновременно работает над содержанием  и формой. Пишущий имеет возможность  совершенствовать свой текст, изменять  и исправлять его.

 Различен характер  восприятия устной и письменной  речи.

 Письменная речь рассчитана  на зрительное восприятие. Во  время чтения всегда есть возможность  перечитать непонятное место, проверить  правильность понимания. Поскольку  устная речь воспринимается на слух, она должна быть построена и организована таким образом, чтобы ее содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.

 Различия между письменной  и устой речью заключаются  также и в том, что произнесенное, сказанное недолговечно, сохраняется в памяти лишь частично, а написанное может долго сохраняться.

 Культура речевого  общения включает в себя, прежде  всего, свободное владение языком: умение четко и ясно выражать  свои мысли как в устной, так  и в письменной форме.

 Речевая культура в  общении выражается в оценке уровня мышления собеседника, его жизненного опыта для того, чтобы обращаться к собеседнику на понятном для него языке, ориентироваться на собеседника.

 В процессе обмена  информацией можно выделить четыре  базовых элемента:

 - Отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.

 - Сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов.

 - Канал - средство передачи информации.

 - Получатель - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

 Сложность процесса  обмена информацией заключается  в том, что отправитель и получатель  проходят несколько взаимосвязанных  этапов. Их задача — составить  сообщение и использовать канал  для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, т.к. каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Ниже приведены взаимосвязанные этапы.

1. Зарождение идеи. Обмен  информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. Многие попытки обмена информацией обрываются на этом первом этапе, поскольку отправитель не затрачивает достаточного времени на обдумывание идеи. На этом этапе необходимо осознать, какие идеи предназначены к передаче до того, как вы отправляете сообщение, а также оценить адекватность и уместность ваших идей с учетом конкретной ситуации и цели коммуникаций.

2. Кодирование и выбор  канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, подобрав для этого слова. Такое кодирование превращает идею в сообщение.

 Отправитель должен  также выбрать канал, совместимый  с типом символов, использованных  для кодирования. К некоторым общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту и видеоконференции. Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна. Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Эффективней использовать два или большее число средств коммуникаций в сочетании. Исследования показывают, что одновременное использование средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем, скажем, только обмен письменной информацией.

3. Передача. На третьем  этапе отправитель использует  канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности  идей) получателю. Речь идет о  физической передаче сообщения. Передача является лишь одним из этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица.

4. Декодирование. После передачи  сообщения отправителем получатель  декодирует его. Декодирование —  это перевод символов отправителя  в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информации на этом должен завершиться.

 Однако по ряду причин, получатель может придать несколько  иной, чем в голове отправителя, смысл сообщению. Обмен информацией  следует считать эффективным, если  получатель продемонстрировал понимание  идеи, произведя действия, которых  ждал от него отправитель. В этом заключается обратная связь.

 Обратная связь - это  реакция на то, что услышано, прочитано  или увидено.

 При наличии обратной  связи отправитель и получатель  меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится  отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю, который теперь играет роль получателя. Эффективный обмен информацией должен быть двусторонне направленным: обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято.

 Шум является помехой  к восприятию сообщения и искажает  смысл. Определенные шумы присутствуют  всегда. Обычно мы ухитряемся  преодолеть шум и передать  наше сообщение. Однако высокий  уровень шума определенно приведет к заметной утрате смысла и может полностью блокировать попытку установления информационного обмена. Обратная связь заметно повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам подавлять шум.

 Культура речевого  общения – это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Она заключается в умении найти доходчивое и уместное средство для выражения своей мысли. Культура речи обязывает человека придерживаться некоторых обязательных норм и правил, среди которых важнейшими являются:

 - содержательность – продуманность и предельная информативность выражений;

 - логичность – обоснованность, непротиворечивость и последовательность изложения, в котором все ведущие положения взаимосвязаны и подчинены единой мысли;

 - доказательность – достоверность, понятность и обоснованность доводов, которые должны наглядно показать собеседнику, что все, о чем говорится, существует в реальной действительности и носит объективный характер;

 - убедительность – способность убедить собеседника и добиться того, чтобы это убеждение прочно укоренилось в его сознании;

 - ясность – каждое выражение должно быть четким и ясным; слишком быстрая речь трудно воспринимается, слишком медленная - вызывает раздражение;

 - понятность – пользование словами и терминами, понятными собеседнику.

 Диалог представляет  собой своего рода воплощение  языка в конкретных и специфических  средствах. Это особая форма речевого  общения, в которой проявляется  речевая деятельность человека, а также форма существования любого языка.

 Анализируя диалог, как  форму речевого общения, исследователи  обращаются к возникшей в результате  процесса говорения речевой структуре. Также изучению подвергаются  и условия, которые стали причиной  возникновения и протекания речи в конкретной ситуации.

 Диалог, по мнению всех  исследователей, должен обладать  определенными характеристиками. Прежде  всего, это наличие как минимум  двоих собеседников, непосредственно  между которыми происходит обмен  речевыми высказываниями. Также в диалоге должен присутствовать непринужденный характер речевой обстановки. Обязательна для диалога смена говорящих лиц, то есть должна наблюдаться попеременная адресация речи. При этом в процессе диалога происходит одновременная подготовка собственных высказываний, их реализация и восприятие своей речи и речи собеседника на слух. Во время диалога происходит постоянное изменение языковой ситуации.

 Следует заметить, что  как форма речевого общения, диалог  зачастую сопоставляется с монологом.

 Для того чтобы разделить эти понятия, Л.П. Якубинский определил характерные черты диалога, как быстрый обмен взаимообусловленными высказываниями-репликами без предварительного обдумывания, при зрительном и слуховом восприятии собеседника. Под монологом он понимает длительное письменное или устное высказывание одного лица. Он особо отметил то, что в живой речи трудно четко разграничить монолог и диалог, эти два явления тесно переплетаются между собой.

Информация о работе Вербальные средства общения