Узнадзе Д.Н.

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 02:56, реферат

Краткое описание

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886 – 1950) — грузинский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки, один из основателей Тбилисского университета, где сформировал отделение психологии, директор Института психологии АН Грузии. Автор работ „Основные положения теории установки“ (1961) и „Экспериментальные основы психологии установки“ (1966). Образование получил в Лейпциге (1909) и Харькове (1913). Дал собственную методологическую трактовку понятию установки как „границы“ между субъективным и объективным, которая связывает психическое не только с психическим же, но и с физическим. Установка описывается как целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее деятельности, и выступает опосредствующим звеном между психическим и физическим, позволяющим снять „постулат непосредственности“. Возникает при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации ее удовлетворения.

Оглавление

Краткая биография
Общее учение об установке
Постановка проблемы установки
Иллюзия объема
Иллюзия силы давление
Иллюзия слуха
Установка как основа этих иллюзий
Основные условия деятельности
Разновидности состояния установки
Фиксированная установка
Диффузная установка

Файлы: 1 файл

Реферат Узнадзе Д.Н..docx

— 29.67 Кб (Скачать)

  Например, предлагаем испытуемому тахистоскопически, последовательно друг за другом, ряд фигур: сначала треугольники — большой и малый, затем квадраты, шестиугольники и ряд других фигур попарно в том же соотношении. Словом, установочные опыты построены таким образом, что испытуемый получает повторно лишь определенное соотношение фигур: например, справа — большую фигуру, а слева — малую; сами же фигуры никогда не повторяются, они меняются при каждой отдельной экспозиции. Надо полагать, что при такой постановке опытов, когда постоянным остается лишь соотношение (большой-малый), а все остальное меняется, у испытуемых вырабатывается установка именно на это соотношение, а не на что-нибудь другое. В критических же опытах они получают пару равных между собой фигур, которые они должны сравнить между собой.

  Каковы  же результаты этих опытов? Остановимся  лишь на тех из них, которые представляют непосредственный интерес с точки  зрения поставленного здесь вопроса. Оказывается, что, несмотря на непрерывную меняемость установочных фигур, при сохранении нетронутыми их соотношений, факт обычной нашей иллюзии установки остается, вне всякого сомнения. Испытуемые в ряде случаев не замечают равенства критических фигур, причем господствующей формой иллюзии и в этом случае является феномен контраста. Нужно, однако, отметить, что в условиях абстракции от конкретного материала, т.е. в предлагаемых вниманию читателя опытах, действие установки оказывается, как правило, менее эффективным, чем в условиях ближайшего сходства или полного совпадения установочных и критических фигур. Подводя итоги сказанному, мы можем утверждать, что вскрытые нами феномены самым недвусмысленным образом указывают на наличие в нашей психике не только сознательных, но и досознательных процессов, которые, как выясняется, мы можем характеризовать как область наших установок.  

Основные  условия деятельности

  Мы  должны исходить из мысли о наличии  двух основных условий, без которых  акты поведения человека или какого-либо другого живого существа были бы невозможны. Это, прежде всего, наличие какой-либо потребности у субъекта поведения, а затем и ситуации, в которой  эта потребность могла бы быть удовлетворена. Это — основные условия возникновения всякого поведения и, прежде всего установки к нему.  

Разновидности состояния установки  

Фиксированная установка

  При наличии потребности, которая должна быть удовлетворена, и соответствующей  ситуации живой организм обращается к определенной целенаправленной деятельности. Но как мы убедились, эта деятельность, в первую очередь, зарождается в  форме установки, которая в дальнейшем раскрывается в виде доступных наблюдателю  внутренних и внешних актов поведения. Сейчас перед нами стоит вопрос, как и в каких формах происходит этот процесс зарождения установки. В наших опытах дело начинается, как правило, рядом экспозиций экспериментальных объектов (установочные опыты) с тем, чтобы затем перейти к критическим экспозициям и показать, как подействовали на них предшествовавшие им установочные опыты. Мы полагаем, что в итоге многократного повторения этих опытов у испытуемого фиксируется установка, возникающая при каждой отдельной экспозиции. Повторение в данном случае, по-видимому, играет решающую роль, оно дает возможность зафиксировать возникающую при каждой отдельной экспозиции установку. Поэтому эти повторные установочные опыты можно было бы назвать фиксирующими.

  Фиксация  установки может происходить  и в следующих условиях: скажем, в условиях какой-нибудь определенной ситуации у меня появилась соответствующая  этим условиям установка, которая, повлияв  на акт моего поведения, сыграла  свою роль и затем прекратила свое действие. Но что же фактически происходит с ней после этого? Исчезает ли она совершенно бесследно, будто  ее никогда и не было, или она  каким-то образом продолжает существовать, сохраняя способность все же оказывать  некоторое влияние на наше поведение?

  Если  верно экспериментально подкрепленное  выше положение о том, что установка  представляет собой целостную модификацию  личности или субъекта вообще, то тогда  не вызывает сомнений, что она, сыграв свою роль, сейчас же должна уступить место  другой, новой, актуально действующей  установке. Но это еще не значит, что она-то сама окончательно и раз  навсегда выходит из строя. Наоборот, в случае, если субъект попадает в ту же ситуацию с теми же намерениями, что и раньше, в нем должна возобновиться  и прежняя установка заметно  быстрее, чем это нужно было бы для возникновения новой установки  в условиях совершенно новой ситуации. Это дает нам право считать, что  раз активированная установка, вообще говоря, не пропадает, то она сохраняет  в себе готовность снова актуализироваться, лишь только вступят в силу подходящие для этого условия.

  Само  собой разумеется, готовность эта  не всегда одинакова. Нужно полагать, что она зависит в значительной мере от степени прочности установки, которая измеряется числом повторных  установочных опытов: чем чаще повторяются  эти опыты (в пределах оптимума для  каждого данного испытуемого), тем  прочнее фиксируется установка  и тем более сильная способность  актуализации вырабатывается в ней. С другой стороны, в наших опытах окончательно выясняется и то, что  существуют единичные случаи действия установки, которые и помимо всякого  повторения оставляют по себе значительный след; установки, лежащие в их основе, фиксируются и независимо от повторения установочных опытов и, таким образом, приобретают значительно большую способность к актуализации. Во всех этих случаях достаточно, чтобы начала действовать ситуация, похожая на актуальную, чтобы это оказалось достаточным для активирования установки и направления субъекта в соответствующую сторону.

  Таким образом, мы видим, что бывают случаи, в которых, вследствие частых повторений установочных опытов или высокого личностного  их веса, установка становится до такой  степени легко возбудимой, что  она актуализируется и в условиях воздействия неадекватных раздражителей, закрывая этим возможность проявления адекватной установки. Также могут иметь место и случаи, в которых к активности пробуждаются не те установки, которые фиксировались когда-нибудь в течение жизни данного индивидуума, а те, которые сделались фиксированными в истории его вида. Мне не раз приходилось в другой связи указывать на факты проявления такого рода активности, например, в жизни ребенка — на факты, относительно которых нельзя сказать, что они обусловлены потребностью получить именно средства, реализуемые этой активностью. В жизни ребенка часты случаи, когда он обращается к деятельности исключительно потому, что в нем проявляется сильное стремление к ней: в нем пробуждается потребность функционировать, быть активным. Эта потребность, нужно полагать, является наследственно приобретенной формой фиксированной установки.

Диффузная установка

  Но  установочные опыты не являются обязательно  и во всех случаях фиксированными. В некоторых случаях они играют совершенно другую роль. Дело в том, что бывает редко, чтобы для возникновения  какой-нибудь индивидуально определенной установки было бы достаточно одного-единственного  случая воздействия ситуации на субъект. Становится необходимым более или  менее длительный процесс для  того, чтобы установка определилась как таковая, чтобы она дифференцировалась, вычленилась как состояние, специфически адекватное для наличных условий поведения. Мы полагаем, следовательно, что при первом своем зарождении установка является сравнительно еще не дифференцированным, не индивидуализированным состоянием. И вот для того, чтобы она дифференцировалась как определенная, адекватная для данных условий, становится необходимым повторное предложение соответствующих раздражений. В таких случаях повторение установочных опытов имеет совершенно определенную, отличную от фиксационных, цель — она направлена на дифференциацию установки. Это бывает особенно необходимо для зарождения новых, еще не знакомых субъекту установок. Только с течением времени, по мере увеличения числа повторных воздействий того же объекта, вызываемая им установка постепенно дифференцируется и определяется как установка, специфичная именно для данного случая.

  Cледовательно, установочные опыты бывают не только фиксирующими, но и дифференцирующими.

Информация о работе Узнадзе Д.Н.