Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:37, реферат
Особое внимание в настоящее время следует уделять образу жизни студентов. Студенческая пора очень насыщенна и разнообразна, отличается большим перенапряжением нервной системы. Постоянно растущий объем информации, усложнение учебных программ, различные общественные поручения делают учебный труд студенческой молодежи все более интенсивным и напряженным. Зачастую это приводит к уменьшению двигательной активности (гиподинамии), а одновременное увеличение нагрузки на психику отрицательно влияет на организм, затрудняет учебу и физическую подготовку к будущей производственной деятельности
Утомление и состояние монотонии
Особое внимание в настоящее время следует уделять образу жизни студентов. Студенческая пора очень насыщенна и разнообразна, отличается большим перенапряжением нервной системы. Постоянно растущий объем информации, усложнение учебных программ, различные общественные поручения делают учебный труд студенческой молодежи все более интенсивным и напряженным. Зачастую это приводит к уменьшению двигательной активности (гиподинамии), а одновременное увеличение нагрузки на психику отрицательно влияет на организм, затрудняет учебу и физическую подготовку к будущей производственной деятельности. В результате ухудшается умственная работоспособность, происходят отрицательные изменения в центральной нервной системе, снижаются функции внимания, мышления, памяти, ослабляется эмоциональная устойчивость, появляется постоянное чувство сонливости. Данные признаки характеризуют такие состояния студента как утомление и монотонность. Оба состояния указывают на напряжение, связанное со снижением работоспособности, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключить внимание, повышенные требования как к концентрации, так и к устойчивому вниманию. Переутомление сказывается не сразу. Просто наступает момент, когда, несмотря на все усилия, работа у человека не ладится, мысли путаются, и даже опытному специалисту не дается решение самой простой задачи, а способный студент неожиданно заваливает экзамен. Подобные срывы - результат умственного перенапряжения, избыточной нагрузки.
Основными компонентами утомления и монотонности зачастую являются следующие отклонения:
Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого, тягостного напряжения и в неуверенности; человек чувствует, что не в силах должным образом продолжать работу.
Внимание – одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления
внимание легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым.
Таким расстройством под влиянием утомления подвергаются рецепторы, которые принимали участие в работе. Если человек долго читает без перерывов, то, по его словам, у него начинают «расплываться» в глазах строчки текста. Продолжительная ручная работа может привести к ослаблению тактильной и кинестетической чувствительности.
Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений, их
деавтоматизации.
Эти дефекты
также относятся
При утомлении ослабляются решительность, выдержка и самоконтроль. Отсутствует
настойчивость.
При сильном утомлении возникает сонливость как выражение охранительного торможения. Потребность во сне при изнурительной деятельности такова, что человек засыпает часто в любом положении, например, сидя.
Для того чтобы предотвратить переутомление и дальнейшее отрицательное действие состояния монотонности необходимо соблюдать режим труда и отдыха. Режим труда и отдыха - это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность. Рациональный режим - такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Очень важно, чтобы каждый человек провел самонаблюдение и определил, какое время для него наиболее продуктивно. Чередование труда и отдыха - еще одно важное условие плодотворности умственной деятельности. Причем отдых не предполагает полного бездействия, лучше переключиться на другой вид деятельности - умственной или физической. Если физическая деятельность, то такая, которую человек воспринимает с удовольствием. Как сказала Фрэнсис Бэкон: «Счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятием». Для эффективности перерыв на отдых назначается до наступления утомления организма или при первых признаках развития монотонии. К сожалению, большинство людей умственного труда тяготеет к пассивному отдыху: телевизор, шахматы, книги... Это не вызывает возражений, но при условии, что пассивный отдых не вытесняет полностью активный. Ничто не может заменить физической активности. Поэтому прогулки и занятия физкультурой на свежем воздухе, посильный физический труд не только желательны - обязательны! Иногда действенным оказывается даже хождение по комнате при обдумывании какой-либо задачи. Физиологами установлено, что для большинства видов работ оптимальная продолжительность перерыва 5-10 минут. Кратковременность перерывов позволяет не только задерживать развитие утомления, но и сохранять рабочую обстановку. Именно этот перерыв позволяет восстановить физиологические функции, снизить утомление и сохранить рабочую обстановку. При глубоком утомлении необходимо идти как по линии
увеличения количества перерывов, так и по линии увеличения их длительности. Но
перерывы длительностью более 20 минут нарушают уже сложившееся состояние
врабатывания. Поэтому главное ещё и «не перестараться».
Проще всего обвинять в умственном перенапряжении двадцатый первый стремительный век, обрушивающий на человека потоки информации, бурный темп жизни, предъявляющий нашему организму повышенные требования. Но не лучше ли каждому из нас научиться рационально распределять время на труд и отдых?! Именно в этом и заключаются резервы высокой работоспособности и продуктивности умственной деятельности.