Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:07, контрольная работа
Фрейд, Зигмунд (1856 - 1939) - венский профессор психиатрии, знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном (психоанализ). Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ в.
•Введение.
•Понятие бессознательного.
•Три периода развития учения Фрейда о бессознательном
•Заключение.
•Список используемой литературы
«Идеал – Я» - это прежде всего тот цензор, веления которого выполняются
вытеснением. Затем он обнаруживает себя в целом ряде других, очень важных
явлений личной и культурной жизни. Оно проявляется в безотчетном чувстве вины,
которая тяготеет над душою некоторых людей. Сознание не признает этой вины,
борется с чувством виновности, но не может его преодолеть. Далее, к
проявлениям «Идеал – Я» относится так называемое «внезапное пробуждение
совести», случаи проявления человеком необычайной к себе самому строгости,
презрения к себе, меланхолии и пр. Во всех этих явлениях сознательное «Я»
принуждено подчиняться силе, действующей из глубины бессознательного, но в то
же время моральной.
Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд исходит из
того, что глубинный, природный ее слой ("Оно") функционирует по произвольно
выбранной программе
получения наибольшего
удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью,
которая противостоит "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать
бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного
поведения. "Оно" исподволь, но властно диктует свои условия "Я".
Как покорный
слуга бессознательных
доброе согласие с "Оно" и внешним миром. Это ему не всегда удается, поэтому в
нем самом образуется новая инстанция "Идеал - Я", которая царит над "Я" как
совесть или бессознательное чувство вины. "Идеал - Я" как бы является высшим
существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть
родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в психике человека
"Идеал - Я" призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений и в этом
смысле как бы солидаризируется с "Я". Но по своему содержанию "Идеал - Я"
ближе к "Оно" и даже противостоит "Я", как поверенный внутреннего мира "Оно",
что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике
человека. Таким образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастного
создания", которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то
другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии, как с "Оно", так и со
"Идеал - Я".
Хотя Фрейд признавал "наследственность" и "природность" бессознательного,
вряд ли правильно утверждать, что он абсолютизирует силу и власть
бессознательного и всецело исходит из необузданных влечений человека. Задача
психоанализа, в том виде, как ее сформулировал Фрейд, заключается в том, чтобы
бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и
подчинить его своим целям. В этом смысле Фрейд был оптимистом, так как верил в
способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено
в формуле: "Там где было "Оно", должно быть "Я"". Вся его аналитическая
деятельность была направлена на то, чтобы по мере раскрытия природы
бессознательного человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлять
ими в реальной жизни.
Фрейд определяет бессознательн
предсознательное (откуда всегда может перейти в сознание) посредством
соединения с соответствующими словесными представлениями.
Фрейд осознавал трудности, которые вставали на пути овладения
бессознательным, долго бился над решением этой проблемы, постоянно внося
коррективы в понимание природы бессознательного и составляющих его ядро так
называемых "первичных влечений".
Заключение.
Учение Фрейда прославилось, прежде всего, тем, что проникло в тайники
бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю"
психики. Значение концепции бессознательного для познания человека состоит в
проникновении в его бытие на большую глубину, чем классическое сознание, т.е.
мысль, понимаемая как объективное познание и как представление. Наш мир
представлений, как и каждый из его элементов, доступен для восприятия лишь
посредством инстанции, несводимой к нему, - сферы побуждений, желаний,
потребности, действия, труда, придающих ему форму: эта форма предшествует
формам мысли, и мысль может воспринять ее лишь задним числом. Поэтому
результаты наших размышлений об аффекте, побуждениях и т.д. нисколько не ведут
нас к отрыву от мира, где живут люди, но напротив, заставляют нас вернуться к
его корням, чтобы выявить действительно движущую силу природы, подлинный разум.
Список используемой литературы.
1.«Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль», сост. В.М. Лейбин,
Москва, «Республика», 1994
2. Фрейд. Психология бессознательного: сборник произведений, Москва
«Просвещение», 1989.
З. Фрейд. Основные принципы психоанализа, Киев,1998.
Информация о работе Учение Зигмунда Фрейда о бессознательном