Учение Зигмунда Фрейда о бессознательном

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:07, контрольная работа

Краткое описание

Фрейд, Зигмунд (1856 - 1939) - венский профессор психиатрии, знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном (психоанализ). Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ в.

Оглавление

•Введение.
•Понятие бессознательного.
•Три периода развития учения Фрейда о бессознательном
•Заключение.
•Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

     «Идеал  – Я» - это прежде всего тот  цензор, веления которого выполняются

вытеснением. Затем он обнаруживает себя в целом ряде других, очень важных

явлений личной и культурной жизни. Оно проявляется в безотчетном чувстве вины,

которая тяготеет над  душою некоторых людей.  Сознание не признает этой вины,

борется с чувством виновности, но  не может его преодолеть. Далее, к

проявлениям «Идеал –  Я» относится так называемое «внезапное пробуждение

совести», случаи проявления человеком необычайной к себе самому строгости,

презрения к себе, меланхолии и пр. Во всех этих явлениях сознательное «Я»

принуждено подчиняться  силе, действующей из глубины бессознательного, но в то

же время моральной.

     Пытаясь  проникнуть в механизмы работы  человеческой психики, Фрейд   исходит из

того, что  глубинный, природный ее слой ("Оно") функционирует  по произвольно

выбранной программе  получения наибольшего удовольствия. Но поскольку в

удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью,

которая противостоит "Оно", в нем  выделяется "Я", стремящееся  обуздать

бессознательные влечения и направить их в русло социально  одобренного

поведения. "Оно"  исподволь, но властно диктует свои условия "Я".

     Как покорный  слуга  бессознательных влечений, "Я" пытается сохранить свое

доброе согласие с "Оно" и внешним миром. Это ему не всегда удается, поэтому в

нем самом образуется новая инстанция  "Идеал - Я", которая царит над  "Я" как

совесть или бессознательное чувство вины. "Идеал - Я" как бы является высшим

существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть

родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в  психике человека

"Идеал - Я" призвано  осуществлять сублимацию  бессознательных влечений и в этом

смысле как бы солидаризируется  с "Я". Но по своему содержанию "Идеал - Я"

ближе к "Оно" и даже противостоит "Я", как поверенный внутреннего мира  "Оно",

что  может привести к конфликтной ситуации, ведущей  к нарушениям в психике

человека. Таким  образом, фрейдовское "Я" предстает в  виде "несчастного

создания", которое,  подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то

другую сторону, чтобы  оказаться в  дружеском согласии, как с "Оно", так и со

"Идеал - Я".

     Хотя Фрейд признавал "наследственность" и "природность" бессознательного,

вряд ли правильно  утверждать, что он абсолютизирует силу и власть

бессознательного и  всецело исходит из необузданных влечений человека. Задача

психоанализа, в том  виде, как ее сформулировал Фрейд, заключается в том, чтобы

бессознательный материал человеческой психики перевести  в область сознания и

подчинить его своим  целям. В этом смысле Фрейд был  оптимистом, так как верил в

способность осознания  бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено

в формуле: "Там где  было "Оно", должно быть "Я"". Вся его аналитическая

деятельность была направлена на то, чтобы по мере раскрытия природы

бессознательного человек  мог овладеть своими страстями и  сознательно управлять

ими в реальной жизни.

     Фрейд определяет бессознательное как несловесное;  оно превращается в

предсознательное (откуда всегда может перейти в сознание) посредством

соединения с соответствующими словесными представлениями.

     Фрейд осознавал  трудности, которые вставали на пути овладения

бессознательным, долго  бился над решением этой проблемы, постоянно внося

коррективы в понимание  природы бессознательного и составляющих его ядро так

называемых "первичных  влечений".

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

     Учение  Фрейда прославилось, прежде всего, тем, что проникло в тайники

бессознательного, или, как  иногда говорил сам автор, "преисподнюю"

психики. Значение концепции  бессознательного для познания человека состоит в

проникновении в его  бытие на большую глубину, чем классическое сознание, т.е.

мысль, понимаемая как  объективное  познание и как представление. Наш мир

представлений, как и  каждый из его элементов, доступен  для восприятия  лишь

посредством инстанции, несводимой к нему, - сферы побуждений, желаний,

потребности, действия, труда, придающих ему форму: эта форма  предшествует

формам мысли, и мысль  может воспринять ее лишь  задним числом. Поэтому

результаты наших размышлений  об аффекте, побуждениях и т.д. нисколько не ведут

нас к отрыву от мира, где живут люди, но напротив, заставляют нас вернуться к

его корням, чтобы выявить  действительно движущую силу природы, подлинный разум.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1.«Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль», сост. В.М. Лейбин,

Москва, «Республика», 1994

2. Фрейд. Психология бессознательного: сборник произведений, Москва

«Просвещение», 1989.

З. Фрейд. Основные принципы психоанализа, Киев,1998.

                                     

                                     




Информация о работе Учение Зигмунда Фрейда о бессознательном