Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:07, контрольная работа
Фрейд, Зигмунд (1856 - 1939) - венский профессор психиатрии, знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном (психоанализ). Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ в.
•Введение.
•Понятие бессознательного.
•Три периода развития учения Фрейда о бессознательном
•Заключение.
•Список используемой литературы
равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим
суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией,
надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по
Фрейду, обязано бессознательному и "выкристаллизовывается" из него в процессе
развития психики. Поэтому, согласно Фрейду, сознательное не есть суть психики,
а лишь такое ее качество, которое может присоединяться или не присоединяться к
другим его качествам.
Три периода развития учения
Фрейда о бессознательном
Человеческая психика распадается, по Фрейду, на три области: сознание,
бессознательное и предсознательное. Эти три области или системы психического
находятся в состоянии непрерывного взаимодействия, а две первых – и в
состоянии напряженной борьбы между собой. К этому взаимодействию и к этой
борьбе сводится психическая жизнь человека. Каждый душевный акт и каждый
человеческий поступок должно рассматривать как результат состязания и борьбы
сознания с бессознательным, как показатель достигнутого в данный момент жизни
соотношения сил этих непрерывно борющихся сторон.
Эта концепция
бессознательного сложилась и
определилась у Фрейда не
дальнейшем подвергалась существенным изменениям.
В первый период фрейдовская концепция бессознательного была близка к учению
знаменитых французских психиаторов и психологов – Шарко, Льебо, Жанэ, от
которых она находилась и в прямой генетической зависимости.
Во второй самый прододжительный и самый важный период развития психоанализа
определяются все основные и характерные черты фрейдовского учения о
бессознательном. Теперь оно становится уже совсем оригинальным. Разработка всех
вопросов происходит в этот период исключительно в плоскости теоретической и
прикладной психологии.
В третий период концепция бессознательного претерпевает существенное
изменение и начинает сближаться с метафизическом учением Шопенгауэра и
Гартмана. Общие вопросы мировоззрения начинают преобладать над частными,
специальными проблемами. Бессознательное становится воплощением всего низшего и
всего высшего в человеке.
Еще в 1889 году Фрейда
поразил опыт знаменитого
загипнотизированной пациентке было внушено приказание через некоторое время
после пробуждения раскрыть стоявший в углу комнаты зонтик. Пробудившись от
гипнотического сна, дама в назначенный срок в точности выполнила приказ –
прошла в угол и раскрыла зонтик. На вопрос о мотивах ее поступка она ответила,
что будто бы хотела убедиться – ее ли это зонтик. Этот мотив совершенно не
соответствовал действительной причине поступка и, очевидно, был придуман, но
сознанию больной он вполне удовлетворял: она искренно была убеждена, что
раскрыла зонт по собственному желанию. Далее, Бернгейм путем настойчивых
расспросов и наведений ее мысли заставил, наконец, пациентку вспомнить
настоящую причину поступка, т.е. приказание, полученное ее во время гипноза.
Из этого эксперимента Фрейд сделал три общих вывода, определивших основы
его ранней концепции бессознательного:
1. Мотивация
сознания при всей ее
всегда соответствует действительным причинам поступка;
2. Поступок
иногда может определяться
психике, но не доходящими до сознания;
3. Эти психические силы с помощью известных приемов могут быть
доведены до сознания.
На основе
этих трех положений,
практике, Фрейд выработал совместно со своим коллегой Брейером, так называемый
катартический метод лечения истерии.
Сущность этого метода заключается в следующем: в основе истерии и некоторых
других психогенных
нервных заболеваний лежат
доходящие до сознания больного: это какие-нибудь душевные потрясения, чувства
или желания, однажды пережитые больным, но намеренно забытые им, так как его
сознание, по каким-либо причинам, или боится, или стыдится самого воспоминания
о них. Не проникая в сознание, эти забытые переживания не могут быть нормально
изжиты и разряжены. Они-то и вызывают болезненные симптомы
истерии.
Эти забытые
переживания, вызывающие
«бессознательным», как понимал его Фрейд в первый период развития своего
учения. «Бессознательное» можно определить как некое чужеродное тело, проникшее
в психику. Оно не связано прочными ассоциативными нитями с другими моментами
сознания и потому разрывает его единство. В нормальной жизни к нему близко
мечтание, которое тоже более свободно, чем переживания реальной жизни, от
тесных связей, пронизывающих психику человека.
Такова
первая фрейдовская концепция
бессознательного. Для нее характерны
две особенности. Во-первых, Фрейд
не дает никакой
Во-вторых, продукты бессознательного можно получить только в переводе на язык
сознания; другого, непосредственного подхода к бессознательному помимо
сознания самого больного нет и не может быть.
Во втором,
классическом периоде
обогащается целым рядом новых, в высшей степени существенных моментов.
Во втором
периоде бессознательное
составной частью психического аппарата всякого человека. Борьба сознания и
бессознательного объявляется постоянной и закономерной формой психической
жизни. Бессознательное становится продуктивным источником психических сил и
энергией для всех областей культурного творчества, особенно для искусства. В то
же время, при неудачном ходе борьбы с сознанием, бессознательное может стать
источником всех нервных заболеваний.
Процесс образования бессознательного, согласно этим новым воззрениям Фрейда,
носит закономерный характер и совершается на протяжении всей жизни человека с
самого момента его рождения. Этот процесс носит название «вытеснения».
Вытеснение – одно
из важнейших понятий всего
содержание бессознательного типизируется: это уже не случайные разрозненные
переживания, а некоторые типические, в основном общие для всех людей, связные
группы переживаний (комплексы) определенного характера, преимущественно
сексуального. Эти комплексы вытесняются в бессознательное в строго
определенные периоды, повторяющиеся в истории жизни каждого человека.
Чтобы понять содержание бессознательного, необходимо познакомиться с теорией
влечений Зигмунда Фрейда. Влечение обозначает, по Фрейду, не особое движение, а
внутреннюю самовпечатляемость, при которой невозможно уйти от себя и постольку,
поскольку эта самовпечатляемость эффективна, неизбежно создается состояние
тяжести и нагрузки на наш внутренний мир.
Психическая
деятельность приводится в
раздражениями организма. Внутренние раздражения имеют соматический (телесный)
источник, т.е. рождаются в организме. И вот психические представительства
этих внутренних соматических раздражений Фрейд называет влечениями. Все
влечения Фрейд разделяет по их цели и по их соматическому источнику на две
группы: 1) сексуальные влечения, цель которых – продолжение рода; 2) личные
влечения, или влечения «я», их цель – самосохранение индивида.
Сексуальное влечение, или, как называет его Фрейд, либидо, присуще ребенку
с самого начала его жизни, оно рождается вместе с его телом и ведет
непрерывную, только иногда ослабевающую, но никогда не угасающую вовсе жизнь в
организме и психике.
Содержание
бессознательного можно
в мир бессознательного входит все то, что мог бы сделать организм, если бы он
был предоставлен чистому принципу наслаждения, если бы он не был связан
принципом реальности и культуройц. Сюда входит все, что он откровенно желал и
ярко представлял себе в ранний инфантильный период жизни, когда давление
реальности и культуры было еще слабо и когда человек был более свободен в
проявлении своего исконного, органического самодовления.
В третьем
периоде теория влечений
прежнего деления влечений на сексуальные и влечения «я» появилось новое
деление: 1) сексуальное влечение, или эрос; 2) влечение к смерти. Вторая
группа – инстинкты Смерти – лежит в основе всех проявлений агрессивности,
жестокости, убийств и самоубийств. Правда существует мнение, что Фрейд создал
теорию об этих инстинктах под влиянием смерти его дочери и страхом за своих
двоих сыновей, находящихся в то время на фронте. Вероятно, поэтому это наиболее
и наименее рассматриваемый в современной психологии вопрос.
Влечение
«я» и, прежде всего, инстинкт
самосохранения отошли к
влечениям, понятия которых, таким образом, чрезвычайно расширилось, охватив оба
члена прежнего деления. К инстинкту самосохранения относятся следующие
подинстинкты: питание, рост, дыхание, движения, то есть те необходимые
жизненные функции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторы
были очень важны, но в связи с развитием разума человека (Я) эти факторы как
жизненнонеобходимые утратили свое былое значение. Это произошло потому, что у
человека появились приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищу
не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной
только человеку алчности. Со временем пища стала доставаться ему все легче и
легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени. Человек стал
строить для себя жилища и другие приспособления и по максимуму обезопасил себе
жизнь. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на
первое место вышел инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, либидо.
Под эросом Фрейд понимает влечение к органической жизни, к сохранению и
развитию ее во что бы то ни стало – в форме ли продолжения рода или сохранения
индивида. Задачей влечения к смерти является возврат всех живых организмов в
безжизненное состояние неорганической, мертвой материи, стремление прочь от
беспокойства жизни и эроса.
Второй особенностью третьего периода является расширение состава
бессознательного, обогащение его качественно новыми и своеобразными моментами.
Для второго
периода было характерно
как вытесненного. Вытесненное, состоявшее, главным образом из сексуальных
влечений, враждебно сознательному «Я». В своей книге «Я и Оно» Фрейд предлагает
всю эту область психики, не совпадающую с «Я», называть «Оно».
"Оно" - глубинный слой бессознательных влечений, психическая
"самость", основа деятельного индивида, которая руководствуется только
"принципом удовольствия" безотносительно к социальной реальности, а порой и
вопреки ей.
«Оно» -
это та внутренняя темная
так остро ощущает человек и которая противостоит его разумным доводам и доброй
воле.
"Я" (Ego)
- сфера сознательного,
числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность "Оно" с
"принципом реальности",
целесообразностью и
«Оно» – это страсти,
«Я» – это разум и
властвует принцип наслаждения; «Я» – носитель принципа реальности. Наконец,
«Оно» – бессознательно.
До сих
пор, говоря о бессознательном,
вытесненные влечения принадлежали именно ему. Поэтому все бессознательное
представлялось чем-то низшим, темным, аморальным. Все же высшее, моральное,
разумное совпадало с сознанием. Этот взгляд неверен. Бессознательное не только
«Оно». И в «Я», и притом в его высшей сфере, есть облась бессознательного.
Бессознателен исходящий из «Я» процесс вытеснения, бессознательна совершающаяся
в интересах «Я» работа вытеснения. Таким образом, значительная облась «Я» также
оказывается бессознательной. На этой области и сосредотачивает свое внимание
Фрейд в последний период. Она оказывается гораздо шире, глуюже и существеннее,
чем казалась вначале.
Высшую бессознательную область в «Я» Фрейд называет «Идеал – Я».
[15] "Идеал - Я" (Super - Ego) - внутриличностная совесть, своего рода
цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно" и
"Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздать
бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности".
Информация о работе Учение Зигмунда Фрейда о бессознательном