Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 16:13, лекция
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.
27. Воображение и действительность.
Л.С.Выготский отмечает, что творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм в более сложные, и в каждом периоде детства имеет свою форму и далее оказывается в непосредственной зависимости от других форм нашей деятельности.
Автор выделяет 4 основные формы связи деятельности воображения с действительностью, фантазии и реальности.
Суть первой формы заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека.
Научный анализ самых фантастических построений (сказок, мифов, легенд, снов и т.п.) убеждает, что самые фантастические создания представляют собой новую комбинацию таких элементов, которые были почерпнуты из действительности и подверглись искажающей или перерабатывающей деятельности воображения. Примерами этого служат избушка на курьих ножках, русалка, ученый кот, говорящий сказки.
Воображение способно создавать новые и новые комбинации, комбинируя сначала первичные элементы действительности (кот, цепь, дуб), затем вторично комбинируя уже образы фантазии (русалка, леший) и т.д. Последними же элементами, из которых создается самое отдаленное от действительности фантастическое представление, всегда будут впечатления действительности.
Исходя из последнего, Выготский формулирует закон: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. А значит, чем богаче опыт человека, тем большим материалом располагает его воображение. Именно поэтому у ребенка воображение беднее, чем у взрослого, несмотря на его кажущееся внешнее богатство.
Отсюда Выготский делает вывод: чтобы создать прочные основы для творческой деятельности ребенка, необходимо расширять его опыт.
Следовательно, комбинирующая деятельность является лишь дальнейшим усложнением сохраняющей деятельности. Фантазия опирается на память, располагая ее данные в новые сочетания.
Суть второй формы состоит в связи между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности.
Объясняя это положение, Выготский приводит пример, когда по рассказам историков или путешественников можно представить картину Великой французской революции или африканской пустыни. Здесь творческая деятельность воображения не воспроизводит воспринятое в прежнем опыте, а создает из этого опыта новые комбинации, видоизменяя и перерабатывая элементы действительности, опираясь на уже имеющиеся представления.
Благодаря этому воображение становится средством расширения опыта человека, потому что он может вообразить то, чего не видел, может выходить далеко за пределы своего собственного опыта, усваивая с помощью воображения чужой исторический или социальный опыт. Здесь опыт опирается на воображение.
Суть третьей формы заключается в эмоциональной связи между деятельностью воображения и реальностью.
Эта связь, с одной стороны, проявляется в том, что всякая эмоция стремится воплотиться в образы, соответствующие этому определенному чувству, «подбирая» впечатления, мысли и образы, созвучные владеющему нами сиюминутному настроению. Всякое чувство имеет не только внешнее выражение, но и внутреннее, сказывающееся в подборе мыслей, образов и впечатлений, что является законом двойного выражения чувств. Образы фантазии служат внутренним выражением наших чувств, дают внутренний язык нашего чувства.
28. Механизм творческого воображения.
Процесс творчества включает в себя три основных этапа: накопление материала, переработку накопленного материала (диссоциация и ассоциация впечатлений) и комбинацию отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины.
Накопление материала включает в себя внешнее и внутреннее восприятие, являющееся основой творчества. Это то, что видит и слышит ребенок.
Переработка накопленного материала включает в себя диссоциацию воспринятых впечатлений и ассоциацию.
В процессе диссоциации впечатление, как сложное целое, разделяется на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими и сохраняются, другие забываются.
29. «Муки творчества». Творить трудно, поскольку не всегда потребность в творчестве совпадает с его возможностями, что порождает мучительное чувство страдания. Творчество часто сопряжено с переживанием одновременности желания выразить в слове свое чувство, заразить им другого человека и чувства невозможности сделать это.
Именно стремление воображения к воплощению, как самая важная его черта, есть основа и движущее начало творчества.
Воображение стремится стать творческим: действенным, активным и преображающим то, на что направлена деятельность этого воображения; его построения стремятся воплотиться в жизнь.
Выготский разделяет мечтательность и творческое воображение: «При своей нормальной и полной форме воля кончается действием, но у людей нерешительных и безвольных колебания не кончаются никогда или же решение остается без исполнения, неспособным осуществиться и подтвердиться практически. Творческое воображение в полной своей форме стремится внешним образом подтвердить себя таким делом, которое существует не только для самого творца, но и для всех других. Напротив, у чистых мечтателей воображение остается во внутренней их сфере в плохо обработанном состоянии и не воплощается в художественном или практическом изобретении. Мечтательность представляет эквивалент слабоволия, и мечтатели не способны проявить творческое воображение» [стр.35]. Здесь мечтательность сравнивается с безволием, а творческое воображение – с волей.
Идеал, как построение творческого воображения, является жизненной силой только тогда, когда руководит действиями и поступками человека, стремится к воплощению. Таким образом, формирование воображения имеет общее значение, отражающееся на всем поведении человека.
30. Рисование в детском
В переходном возрасте ребёнка не удовлетворяет рисунок сделанный как-нибудь, ему необходимы определённые навыки. Это проблема двояка – с одной стороны, необходимо культивировать творческое воображение, а с другой, в особой культуре нуждается сам процесс воплощения задуманного на бумаге. Всякое искусство требует определённой техники исполнения, и чем эта техника сложнее, тем интереснее она для детей. Таким образом, развивается любовь к труду у детей и подростков.
Детское творчество проявляется везде, где можно направить интерес и внимание детей на новую область, в которой может проявиться творческое воображение человека.
31. Литературное творчество в школьном возрасте.
Л.С. Выготский, начиная рассматривать литературное творчество, сравнивает его с рисованием. Рисование – типичное творчество детей раннего возраста и, особенно дошкольного. Оно стадийное и у большинства детей интерес к нему ослабевает к началу школьного возраста. Его место начинает занимать новое, словесное или литературное творчество, которое и господствует, особенно в период полового созревания у подростка.
Развитие письменной речи отстаёт от развития устной речи детей. Причина этого, главным образом, заключается в различной степени трудности того и другого средства выражения для ребёнка. Когда ребёнок становится перед более трудной задачей (использование письменной речи), он справляется с ней на более низком уровне, проявляя особенности речи, характерные для более младшего возраста.
Трудности в письменной речи, в первую очередь, появляются вследствие того, что она имеет свои законы, отличающиеся от законов устной речи, которые оказываются недостаточно доступными ребёнку.
32. Театральное творчество в школьном возрасте.
Ближе всего к детскому литературному творчеству стоит детское театральное творчество или драматизация. Этот вид детского творчества наиболее близок ребёнку по двум причинам:
драма основана на действии, совершаемым самим ребёнком и, следовательно, она непосредственно связана с личными переживаниями детей;
драма своими корнями связана с игрой и поэтому является наиболее синкретичным видом детского творчества: литературного сочинения, импровизации, словесного творчества, изобразительного и технического творчества детей и, наконец, самой игры.
С точки зрения Петровой, детское драматическое творчество стихийно и не зависит от взрослых. Оно даёт возможность через подражание понять неосознанные душевные движения (героизм, отвага, самопожертвование). Кроме того, эта форма творчества даёт детям возможность вывода своих фантазий во внешний план (чего не делают взрослые).
Петрова говорит, что в процессе детского театрального творчества интеллектуальная, эмоциональная и волевая сферы ребёнка возбуждены, без излишнего напряжения в тоже время его психии.
Л.С. Выготский, указывая на то, что детское театральное творчество не должно сводиться к воспроизведению взрослого театра, говорит о важности самого процесса детского творчества в любой его форме – необходимо, чтобы дети создавали, творили, упражнялись в творческом воображении и его реализации.
http://www.childpsy.ru/lib/
http://womanadvice.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.ymbaby.ru
Информация о работе Творчество как психический процесс. Понятие творчества