Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 16:13, лекция
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.
2. Отношение к творчеству в различные исторические
эпохи. В Древнем Риме в книге ценился
лишь материал и работа переплетчика,
а автор был бесправен — не преследовались
ни плагиат, ни подделки. В Средние века
и значительно позднее творец был приравнен
к ремесленнику, а если он дерзал проявлять
творческую самостоятельность, то она
никак не поощрялась.
И лишь в XIX в. художники, литераторы, ученые
и прочие представители творческих профессий
получили возможность жить за счет продажи
своего творческого продукта. Как писал
А. С. Пушкин, «не продается вдохновенье,
но можно рукопись продать». При этом рукопись
ценили только как матрицу для тиражирования,
для производства массового продукта.
В XX в. реальная ценность любого творческого
продукта также определялась не вкладом
в сокровищницу мировой культуры, а тем,
в какой мере она может служить материалом
для тиражирования (в репродукциях, телефильмах,
радиопередачах и т. д.).
В эпоху Возрождения, по крайней мере в
умах идеологов гуманизма, господствовал
примат досуга над практической деятельностью,
которая должна была служить лишь источником
средств развития личности в свободное
от выполнения социальных и практических
задач время. Новое время поставило на
первое место Дело (в частности, устами
гетевского Фауста), аotium сузило
до буржуазного хобби.
Интерес к творчеству, личности творца
в XX в. связан, возможно, с глобальным кризисом,
проявлением тотального отчуждения человека
от мира, ощущением, что целенаправленной
деятельностью люди не разрешают проблему
места человека в мире, а еще более отдаляют
ее решение.
Главное в творчестве — не внешняя активность,
а внутренняя — акт создания «идеала»,
образа мира, где проблема отчуждения
человека и среды разрешена. Внешняя активность
есть лишь экспликация продуктов внутреннего
акта. Особенности протекания творческого
процесса как ментального (душевного)
акта и будут предметом дальнейшего изложения
и анализа.
3. Стадии и гипотезы творческого процесса.
Первичное познание
Стадии Анри Пуанкаре :
1. Вначале ставится задача, и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.
2. За этим следует более или
менее продолжительный период, в
течение которого человек не
думает о так и не решённой
пока задаче, отвлекается от неё.
В это время, происходит бессознательная раб
3. И наконец наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.
4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.
Стадии Г. Уоллес
Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
Инкубация — временное отвлечение от задачи.
Озарение — появление интуитивного решения.
Проверка — испытание и/или реализация решения.
Гипотеза. Идея или принцип решения проблемы, задачи рождается в форме гипотез. Гипотеза - это основная форма творческого мышления.
4. Ассоциативные иерархии. Расфокусированное внимание
5. Синестезия как основа творческого мышления. Синестезия – это особый способ чувственного переживания при восприятии некоторых понятий (например, дней недели, месяцев), имен, названий, символов (букв, звуков речи, нотных знаков), упорядоченных человеком явлений действительности (музыки, блюд), собственных состояний (эмоций, боли) и других подобных групп явлений («категорий»). Можно упрощенно сказать, что синестезия – это чувственное творчество ребенка-синестета, которое оказывается для него очень даже полезным. Тут налицо все три качества творческого акта. Предостережением может служить только то, что постоянное применение определенной находки без внесения новизны и творения смыслов стирает с неё лоск и силу впечатлений.
6. Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Творчество это творение нового, прежде не существовавшего. И как мы далее увидим, метафора совершенно не случайно является ключевым инструментом творческой мысли. Главное препятствие при решении творческих задач - невозможность их решить в рамках исходной концепции, изначального представления об условиях задачи . Этим творческие задачи отличаются от рутинных, когда мы действуем по привычному шаблону. Метафора же способна привнести в задачу представления из других областей знаний и жизненного опыта (или просто откуда-то оттуда), и тем самым изменить её условия таким образом, что решение становится возможным.
7. Интуитивное мышление. Бессознательность
и спонтанность творческого акта.
Творческий продукт предполагает включение
интуиции и не может быть получен на основе
логического вывода. Выделяя признаки
творческого акта, практически все исследователи
подчеркивали его бессознательность,
спонтанность, невозможность его контроля
со стороны воли и разума, а также изменение
состояния сознания.
В момент творчества человек не способен
управлять потоком образов, произвольно
воспроизводить образы и переживания.
Художник бессилен восполнить пробелы
творческой фантазии. Образы зарождаются
и исчезают спонтанно, борются с первичным
замыслом художника (рационально созданным
планом произведения), более яркие и динамичные
образы вытесняют из сознания менее яркие.
Спонтанность творческого акта, пассивность
воли и измененное состояние сознания
в момент вдохновения, активность бессознательного,
говорят об особых отношениях сознания
и бессознательного. Сознание (сознательный
субъект) пассивно и лишь воспринимает
творческий продукт. Бессознательное
(бессознательный творческий субъект)
активно порождает творческий продукт
и представляет его сознанию.
8. Адаптивное преобразующее повеление.
Большинство философов и психологов различает
два основных типа поведения: адаптивное
(связанное с имеющимися в распоряжении
человека ресурсами) и креативное, определяемое
как «созидательное разрушение». В творческом
процессе человек создает новую реальность,
которая может быть осмыслена и использована
другими людьми.
Отношение к творчеству в различные эпохи
изменялось кардинально.
9. Концепция творчества Я. А. Пономарева. В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я. А. Пономарев (1988). Он разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества. Изучая умственное развитие детей и решение задач взрослыми, Пономарев пришел к выводу, что результаты опытов дают право схематически изобразить центральное звено психологического интеллекта в виде двух проникающих одна в другую сфер. Внешние границы этих сфер можно представить как абстрактные пределы (асимптоты) мышления. Снизу таким пределом окажется интуитивное мышление (за ним простирается сфера строго интуитивного мышления животных). Сверху — логическое (за ним простирается сфера строго логического мышления компьютеров).
10. Основные подходы к проблеме
творческих способностей. В целом,
в психологии существует как минимум три
основных подхода к проблеме творческих
способностей. Они могут быть сформулированы
следующим образом:
1. Как таковых творческих способностей
нет. Интеллектуальная одаренность выступает
в качестве необходимого, но недостаточного
условия творческой активности личности.
Главную роль в детерминации творческого
поведения играют мотивация, ценности,
личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох,
Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и др.). К числу
основных черт творческой личности эти
исследователи относят когнитивную одаренность,
чувствительность к проблемам, независимость
в неопределенных и сложных ситуациях.
2. Творческая способность (креативность)
является самостоятельным фактором, независимым
от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г.
Грубер, Я. А. Пономарев). В более «мягком»
варианте эта теория гласит, что между
уровнем интеллекта и уровнем креативности
есть незначительная корреляция. Наиболее
развитой концепцией является «теория
интеллектуального порога» Э. П. Торренса:
если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность
образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая
способность становится независимой величиной,
т. е. нет творческих личностей с низким
интеллектом, но есть интеллектуалы с
низкой креативностью (Torrance Е. Р., 1964, 1965).
11. Ч. Ломброзо о таланте и гениальности
Традиционно последнюю точку зрения
связывают с именем Чезаре Ломброзо. Правда
сам Ломброзо никогда не утверждал, что
существует прямая зависимость между
гениальностью и безумием, хотя и подбирал
эмпирические примеры в пользу этой гипотезы:
«Седина и облысение, худоба тела, а также
плохая мускульная и половая деятельность,
свойственная всем помешанным, очень часто
встречается у великих мыслителей.... Кроме
того, мыслителям, наряду с помешанными,
свойственны: постоянное переполнение
мозга кровью (гиперемия), сильный жар
в голове и охлаждение конечностей, склонность
к острым болезням мозга и слабая чувствительность
к голоду и холоду» (Ломброзо Ч., 1992).
Ломброзо характеризует гениев как людей
одиноких, холодных, равнодушных к семейным
и общественным обязанностям. о природе
творчества, определение гениальности
дал Ломброзо: «Особенности гениальности
по сравнению с талантом в том отношении,
что она является чем-то бессознательным
и проявляется неожиданно».
12. Мотивация творческой личности.
Ряд исследователей полагает, что для
творчества необходима мотивация достижения,
другие считают, что она блокирует творческий
процесс. Однако большинство авторов все
же убеждено в том, что наличие всякой
мотивации и личностной увлеченности
является главным признаком творческой
личности. К этому часто добавляют такие
особенности, как независимость и убежденность.
Независимость, ориентация на личные ценности,
а не на внешние оценки, пожалуй, может
считаться главным личностным качеством
творческой личности.
13. Личностные черты творческих людей.
Личность гения. Творческим людям
присущи следующие личностные черты:
1) независимость — личностные стандарты
важнее стандартов группы; неконформность
оценок и суждений;
2) открытость ума — готовность поверить
своим и чужим фантазиям, восприимчивость
к новому и необычному;
3) высокая толерантность к неопределенным
и неразрешимым ситуациям, конструктивная
активность в этих ситуациях;
4) развитое эстетическое чувство, стремление
к красоте.
Часто в этом ряду упоминают особенности
«Я-концепции», которая характеризуется
уверенностью в своих способностях и силой
характера, и смешанные черты женственности
и мужественности в поведении (их отмечают
не только психоаналитики, но и генетики).
14. Возрастная динамика творчества.
Продуктивность научного творчества стала
предметом исследования не так давно.
По мнению многих авторов, начало наукометрического
подхода к проблеме возрастной динамики
творчества связано с работами Г. Лемана
(Karlson Y. L., 1978).
В монографии «Возраст и достижения» (1953)
он опубликовал результаты анализа сотен
биографий не только политиков, писателей,
поэтов и художников, но и математиков,
химиков, философов и других ученых.
Динамика достижений представителей точных
и естественных наук такова:
1) подъем от 20 до 30 лет; 2) пик продуктивности
в 30-35 лет; 3) спад к 45 годам (50 % от первоначальной
продуктивности); 4) к 60 годам утрата творческих
способностей. Среди российских ученых
впервые (задолго до работ Лемана) к проблеме
возрастной динамики творчества обратился
И. Я. Перна. В 1925 г. он опубликовал работу
«Ритмы жизни и творчества». По данным
Перна, пик творческого развития приходится
на 35-40 лет, именно в это время крупный
ученый обычно публикует свою первую работу
(средний возраст — 39 лет). Наиболее рано
пик творческих достижений наблюдается
у математиков (25-30 лет), затем идут физики-теоретики
и химики (25-35 лет), затем — представители
других естественных наук и физики-экспериментаторы
(35-40 лет), позже всех пик творчества наблюдается
у гуманитариев и философов. За пиком следует
неминуемый спад, хотя при этом чередуются
взлеты и падения продуктивности (Парандовский
Я., 1990).
16. Психопатология гениев. Гениальные
люди всегда болезненно чувствительны.
У них наблюдаются резкие спады и подъемы
активности. Они гиперчувствительпы к
социальному поощрению и наказанию и т.
д. Ломброзо приводит любопытные данные:
в популяции евреев-ашкенази, живущих
в Италии, больше душевнобольных, чем у
итальянцев, но больше и талантливых людей
(сам Ломброзо был итальянским евреем).
Вывод, к которому он приходит, звучит
следующим образом: гений и безумие могут
совмещаться в одном человеке.
Список гениев, страдающих психическими
расстройствами, бесконечен. Эпилепсией
болели Петрарка, Мольер, Флобер, Достоевский,
не говоря уже об Александре Македонском,
Наполеоне и Юлии Цезаре. Меланхолия была
у Руссо, Шатобриана. Психопатами (по Кречмеру)
являлись Жорж Санд, Микеланджело, Байрон,
Гете и другие. Галлюцинации были у Байрона,
Гончарова и многих других. Количество
пьяниц, наркоманов и самоубийц среди
творческой элиты не поддается подсчету.
Сама творческая активность, связанная
с изменением состояния сознания, психическим
перенапряжением и истощением, вызывает
нарушения психической регуляции и поведения.
19. Концепция
редукции творчества к интеллекту.
Рассмотрим точку зрения, согласно которой
уровень творческих способностей определяется
уровнем развития интеллекта.
Айзенк (1995), опираясь на значимые (но все
же невысокие) корреляции между IQ и тестами
Гилфорда на дивергентное мышление, высказал
мнение, что креативность есть компонент
общей умственной одаренности.
Как бы то ни было, теоретические рассуждения
должны подкрепляться фактами. Сторонники
редукции творческих способностей к интеллекту
опираются на результаты эмпирических
исследований, к числу которых относится
классическая работа Л. Термена (Terman L.
М., 1937). В 1926 году он совместно с К. Кокс
проанализировал биографии 282 западноевропейских
знаменитостей и попытался оценить их
IQ на основе достижений в возрасте от 17
до 26 лет. Кроме того, он опирался на шкалу
Стэнфорд—Бине для оценки их интеллекта
в детстве. При этом в ходе оценки достижений
учитывались не только интеллектуальные,
но и творческие достижения, что априорно
ставит под вопрос правильность выводов.
Если методика учитывает в IQ не только
интеллектуальные, но и творческие показатели,
выводы о связи IQ и творческих способностей
являются артефактами метода. Но тем не
менее результаты, полученные в этом исследовании,
получили широкую известность и вошли
во многие учебники психологии (Богоявленская
Д. Б., 1983).
Было проведено сравнение возрастных
показателей приобретения знаний и навыков
у знаменитых людей с аналогичными данными
выборки обычных детей. Оказалось, что
IQ знаменитостей значительно выше среднего
(158,9). Отсюда Термен сделал вывод, что гении
— это те люди, которых еще в раннем детстве
по данным тестирования можно отнести
к категории высокоодаренных.
Наибольший интерес представляют результаты
Калифорнийского лонгитюда, который Термен
организовал в 1921 г. Термен и Кокс отобрали
из учащихся 95 средних школ Калифорнии
1528 мальчиков и девочек в возрасте от 8
до 12 лет с IQ равным 135 баллов, что составило
1 % от всей выборки. Уровень интеллекта
определялся по тесту Стэнфорд—Бине.
Контрольная выборка была сформирована
из учащихся тех же школ. Выяснилось, что
интеллектуально одаренные дети опережают
своих сверстников в уровне развития в
среднем на два школьных класса.
и не стать творцом.
20. Концепция
креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса.
Концепция креативности как универсальной
познавательной творческой способности
приобрела популярность после выхода
в свет работ Дж. Гилфорда (Guilford J. P., 1967).Гилфорд
указал на принципиальное различие между
двумя типами мыслительных операций: конвергенцией
и дивергенцией. Конвергентное мышление
(схождение) актуализируется в том случае,
когда человеку, решающему задачу, надо
на основе множества условий найти единственно
верное решение. В принципе, конкретных
решений может быть и несколько (множество
корней уравнения), но это множество всегда
ограничено.
Дивергентное мышление определяется как
«тип мышления, идущего в различных направлениях»
(Дж. Гилфорд). Такой тип мышления допускает
варьирование путей решения проблемы,
приводит к неожиданным выводам и результатам.Дальнейшее
развитие эта программа получила в исследованиях
Торренса (Torrance E. Р., 1964,1965). Торренс разрабатывал
свои тесты в ходе учебно-методической
работы по развитию творческих способностей
детей. Его программа включала в себя несколько
этапов. На первом этапе испытуемому предлагали
вербальные задачи на решение анаграмм.
Он должен был выделить единственно верную
гипотезу и сформулировать правило, ведущее
к решению проблемы. Тем самым тренировалось
конвергентное мышление (по Гилфорду).
На следующем этапе испытуемому предлагали
картинки. Он должен был описать все вероятные
и невероятные обстоятельства, которые
привели к ситуации, изображенной на картинке,
и спрогнозировать ее возможные последствия.
Затем испытуемому предлагали разные
предметы. Его просили перечислить возможные
способы их применения. Согласно Торренсу,
такой подход к тренингу способностей
позволяет освободить человека от заданных
извне рамок, и он начинает мыслить творчески
и нестандартно.
21. Концепция
М. Воллаха и Н. Когана. М. Воллах и Н.
Коган полагают, что перенесение Гилфордом,
Торренсом и их последователями тестовых
моделей измерения интеллекта на измерение
креативности привело к тому, что тесты
креативности просто диагностируют IQ,
как и обычные тесты интеллекта (с поправкой
на «шумы», создаваемые специфичной экспериментальной
процедурой). Эти авторы высказываются
против жестких лимитов времени, атмосферы
соревновательности и единственного критерия
правильности ответа, т. е. отвергают такой
критерий креативности, как точность.
В этом положении они ближе к исходной
мысли Гилфорда о различии дивергентного
и конвергентного мышления, чем сам ее
автор. По мнению Воллаха и Когана, а также
таких авторов, как П. Вернон и Д. Харгривс
(Vernon Р. Е., 1967), для проявления творчества
нужна непринужденная, свободная обстановка.
Желательно, чтобы исследование и тестирование
творческих способностей проводилось
в обычных жизненных ситуациях, когда
испытуемый может иметь свободный доступ
к дополнительной информации по предмету
задания.
22. Концепция
А. Медника. Несколько иная концепция
лежит в основе разработанного А. Медником
теста RAT (тест отдаленных ассоциаций)
(Mednich S. А., 1969).
Приведем для пояснения несколько схем.
Процесс дивергентного мышления идет
следующим образом: есть проблема, и мыслительный
поиск следует как бы в разных направлениях
семантического пространства, отталкиваясь
от содержания проблемы (рис. 35-2). Дивергентное
мышление — это как бы боковое, периферическое
мышление, мышление «около проблемы».
Конвергентное мышление увязывает все
элементы семантического пространства,
относящиеся к проблеме, воедино, находит
единственно верную композицию этих элементов
(рис. 35-3).
Медник полагает, что в творческом процессе
присутствует как конвергентная, так и
дивергентная составляющие. По мнению
Медника, чем из более отдаленных областей
взяты элементы проблемы, тем более креативным
является процесс ее решения. Тем самым
дивергенция заменяется актуализацией
отдаленных зон смыслового пространства.
23. «Теория инвестирования» Р. Стернберга. Одной из последних по времени возникновения концепций креативности является так называемая «теория инвестирования», предложенная Р. Стернбергом и Д. Лавертом (Sternberg R., 1985). Эти авторы считают креативным такого человека, который стремится и способен «покупать идеи по низкой цене и продавать по высокой». «Покупать по низкой цене» — значит заниматься неизвестными, непризнанными или непопулярными идеями. Задача заключается в том, чтобы верно оценить потенциал их развития и возможный спрос. Творческий человек вопреки сопротивлению среды, непониманию и неприятию настаивает на определенных идеях и «продает их по высокой цене». После достижения рыночного успеха он переходит к другой непопулярной или новой идее.
24. Функциональная
когнитивная избыточность как основа
человеческого творчества. когнитивной
функциональной избыточностью как свойством
психики обладают в разной мере все нормальные,
без генетических дефектов, ведущих к
снижению интеллекта, представители человеческой
популяции. Но уровень КФИ, требуемый для
профессионального творчества в большинстве
сфер человеческой культуры, таков, что
оставляет большинство людей за пределами
профессионального творчества. Но человечество
и здесь нашло выход в форме «любительства»,
«творчества на досуге», хобби в тех сферах,
которые пока еще доступны для большинства.
Эта форма творчества доступна практически
всем и каждому: и детям с поражениями
опорно-двигательного аппарата, и душевнобольным,
и людям, утомленным монотонной или сверхсложной
профессиональной деятельностью. Массовость
«любительского» творчества, его благотворное
влияние на душевное здоровье человека
свидетельствует в пользу гипотезы «функциональной
избыточности как видоспецифичном признаке
человека».
25. Развитие креативности. Тренинг креативности
Развитие креативности, возможно, идет
по следующему механизму: на основе общей
одаренности под влиянием микросреды
и подражания формируется система мотивов
и личностных свойств (нонконформизм,
независимость, мотивация самоактуализации),
и общая одаренность преобразуется в актуальную
креативность (синтез одаренности и определенной
структуры личности).
Если обобщить немногочисленные исследования,
посвященные сензитивному периоду развития
креативности, то наиболее вероятно, что
этот период приходится на возраст в 3-5
лет. К 3 годам у ребенка появляется потребность
действовать, как взрослый, «сравняться
со взрослым». У детей появляется «потребность
в компенсации» и развиваются механизмы
бескорыстного подражания деятельности
взрослого. Попытки подражать трудовым
действиям взрослого начинают наблюдаться
с конца ворого по четвертый год жизни.
Скорее всего, именно в это время ребенок
максимально сензитивен к развитию творческих
способностей через подражание.
В исследовании В. И. Тютюнника показано,
что потребности и способность к творческому
труду развиваются как минимум с 5 лет.
Главным фактором, определяющим это развитие,
является содержание взаимоотношений
ребенка со взрослым, позиция, занимаемая
взрослым по отношению к ребенку.Для развития
креативности необходима нерегламентированная
среда с демократическими отношениями
и подражание ребенка творческой личности.
26. Творчество и воображение. Роль воображения в творчестве уникальна.
Его можно определить как процесс преобразования
представлений о реальной действительности
и создании на этой основе новых образов.
То есть воображение включается каждый
раз, когда мы думаем о каком-либо объекте,
не имея с ним непосредственного контакта.
Творческое воображение позволяет это
представление преобразовать. Можно
выделить такие особенности творческого
воображения:
Информация о работе Творчество как психический процесс. Понятие творчества