Трудовой коллектив: определение, свойства, классификация, функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:40, реферат

Краткое описание

Группа на пути к коллективу проходит несколько этапов :
1) взаимная ориентация – этот этап заключается в самопрезентации, наблюдении друг за другом, попытках понять для себя важные свойства партнеров. Это этап невысокой работоспособности группы. Мероприятия, сокращающие эту фазу – организация встречи с изложением цели группы и функций ее членов;
2) эмоциональный подъем – определяется преимуществом контактов, оживленных новизной ситуации

Файлы: 1 файл

referat_katya_.docx

— 27.76 Кб (Скачать)

Трудовой коллектив: определение, свойства, классификация, функции.

Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими. Малая группа, чтобы называться коллективом, должна соответствовать весьма высоким требованиям :

  • успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности);
  • иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения;
  • создавать для каждого своего члена возможность развития личности;
  • быть способной к творчеству, то есть как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.

Группа на пути к коллективу проходит несколько этапов :

1) взаимная ориентация  – этот этап заключается в самопрезентации, наблюдении друг за другом, попытках понять для себя важные свойства партнеров. Это этап невысокой работоспособности группы. Мероприятия, сокращающие эту фазу – организация встречи с изложением цели группы и функций ее членов;

2) эмоциональный подъем  – определяется преимуществом контактов, оживленных новизной ситуации;

3) спад психологического  контакта – возникает потому, что люди приступают к совместной  деятельности, в которой обнаруживаются  не только достоинства, но и  недостатки. Формируется некоторая взаимная неудовлетворенность;

4) подъем психологического  контакта.

 Итак, коллектив –  это общность людей, в основе жизнедеятельности которой лежит ценностно-ориентационное единство его членов, причем основные ценностные ориентации являются общественно значимыми.

Выделяются следующие  типы коллективов: учебные, трудовые, воинские, спортивные, общественно-политические, коллективы людей, объединенных по интересам (охотников, рыболовов) и др.

Трудовой коллектив является основной ячейкой общества, которая объединяет всех работников предприятия, учреждения, организации для достижения определенной конкретной цели их совместной трудовой деятельности.

Все трудовые коллективы имеют  общие свойства:

  • наличие общей цели, единство интересов членов трудового коллектива;
  • организационная оформленность в рамках социального института;
  • общественно-политическая значимость деятельности;
  • отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи;
  • социально-психологическая общность членов коллектива;
  • управляемость;
  • наличие четко обозначенной структуры взаимодействий и определенного круга обязанностей, прав и задач.

В основу классификации трудовых коллективов может быть положено несколько критериев, в соответствии с которыми они могут быть подразделены следующим образом:

 а) по формам собственности  (государственные, частные и т.п.);

б) по сферам деятельности (производственные и непроизводственные);

в) по времени существования (временные и постоянные);

г) по стадии развития (формирующиеся, стабильные, распадающиеся).

д) по подчиненности (основной, первичный, вторичный).

Трудовые коллективы призваны выполнять следующие типичные функции.

1. Функция управления  производством – осуществляется  через различные формальные органы  коллективного управления, общественные организации, специальные выборные и назначаемые органы, непосредственное участие работников в управлении.

2. Целевая – производственная, экономическая: выпуск определенной продукции, обеспечение экономической эффективности деятельности и т.д.

3. Воспитательная – осуществляется методами социально-психологического воздействия и через органы управления.

4. Функция стимулирования  эффективного трудового поведения  и ответственного отношения к  профессиональным обязанностям.

5. Функция развития коллектива  – формирование навыков и уме-ний коллективной работы, совершенствование методов деятельности.

6. Функция поддержки рационализаторства  и изобретательства.

 

 С содержательной стороны  трудовой коллектив определяют  как такую общность, в которой  межличностные отношения опосредованы  общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. При таком понимании трудового коллектива в его структуре всегда (в разной степени) присутствуют три главных эле-мента: лидерская группа, ядро, периферийная часть.

Лидерскую группу представляют члены трудового коллектива, на которых  функционально возложена функция  руководства, или член коллектива, который  в силу своих личностных качеств  пользуется авторитетом у большинства  других его членов.

Ядро составляют те члены  трудового коллектива, которые уже  утвердились в коллективе, идентифицировались с ним, то есть, яв-ляются носителями коллективного сознания, норм и ценностей.

Периферийную часть структуры  трудового коллектива образуют те его  члены, которые либо недавно включились в систему коллек-тивных отношений  и еще не идентифицировались с  ней, либо при-сутствуют в коллективе лишь функционально. Именно эта часть кол-лектива в первую очередь является объектом «манипулирования» со стороны лидера.

 

Место руководителя в трудовом коллективе.

Процессы руководства  и руководитель являются неотъемлемыми  элементами организации. Руководство  – это доминирующее и направляющее влияние на поведение членов организации для достижения организационных и личных целей, опирающееся на властную позицию и авторитет. На эффективность руководства влияют следующие его компоненты :

  • руководитель, обладающий необходимыми для управления людьми качествами;
  • властная, командная позиция (руководящая должность), располагающая ресурсами влияния;
  • авторитет и связанные с ним отношения неформального влияния;
  • группа, подчиненные, обладающие индивидуальными особенностями и находящиеся в системной взаимозависимости и интерактивном взаимодействии;
  • общая цель и конкретизирующие ее задачи;
  • организация (организационная структура), упорядочивающая и усиливающая руководящее воздействие;
  • внешняя среда, в которой осуществляется руководство;
  • ситуация, отражающая динамичные, относительно изменчивые во времени факторы, которые влияют на руководство.

 Важнейшим компонентом  эффективного руководства является  лидерство (от англ. leader – ведущий, вождь). Руководитель, обладающий всеми качествами лидера – идеальный глава организации, способный обеспечить наивысшие достижения. Роли и функции руководителя определяют его место в трудовом коллективе. И. Ансофф указывает четыре основные роли руководителя:

  • роль лидера, обладающего высоким авторитетом и способностью влиять на других людей;
  • роль администратора – эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений;
  • роль планировщика – главные задачи этой роли – оптимизация будущей деятельности организации посредством анализа тенденций изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших из них; концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности организации. Планировщик должен иметь аналитический склад ума, быть методичным в работе и ориентироваться на будущее;
  • роль предпринимателя – выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом минимизируя его.

 

 Более детально место  руководителя в организации раскрывается в следующих десяти ролях :

  • «мыслитель» – общее осмысление положения дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения проблем;
  • «организатор» – координация работы сотрудников;
  • «штабной работник» – обработка управленческой информации и составление документации;
  • «кадровик» – отбор, расстановка, оценка персонала;
  • «воспитатель» – обучение и мотивация персонала;
  • «снабженец» – обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности;
  • «общественник» – участие в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях, работа с общественными организациями;
  • «инноватор» – внедрение передовых методов труда и научно-технических достижений в производство;
  • «контролер» – контроль за соблюдением организационных норм и качеством продукции;
  • «дипломат» – налаживание связей с другими учреждениями и их представителями.

 

 Социальные роли руководителя  детализируются и проявляются  в его функциях. Множество конкретных  функций руководителя можно объединить  в две основные функции: 

1) достижение групповой  цели;

2) сплочение группы и  забота о ее сохранении.

Вторая функция имеют глубокое социально-психологическое содержание, оценка и использование которого позволяют существенно повысить эффективность деятельности и авторитет руководителя. В содержание функции сплочения группы входит решение задач, связанных с обеспечением оптимальности и постоянства состава членов команды, с налаживанием внутригрупповых отношений, в том числе отношений членов группы с руководителем. К числу таких задач относятся:

  • обнаружение и устранение эмоциональной напряженности в групповых отношениях;
  • оповещение о групповых нормах, правилах игры (например, о честности и искренности во взаимоотношениях) и своевременное напоминание о них;
  • защита и ободрение «тихих» членов команды, торможение стремления чрезмерно активных сотрудников к доминированию и притеснению более скромных;
  • предупреждение и разрешение конфликтов;
  • защита отдельных сотрудников от тех, кто ущемляет их личное достоинство;
  • развитие здорового коллективизма, взаимного доверия и солидарности, доброжелательности и стремления к поиску компромиссов;
  • всяческая поддержка групповых собраний;
  • внимательное и терпимое отношение к сотрудникам при решении вопросов, возникающих при совместной работе в команде (правильно понимания общих целей, возможностей, проблем и т.д.);
  • мотивация сотрудников;
  • инициирование конструктивной критики.

Функции руководителя выступают  кроме того мерой оценки его индивидуальных качеств и способностей эффективно работать.

 

Успех любой организации  зависит от того, кто ею руководит. В современных условиях люди не замечают большой разницы между понятиями «лидер» и «руководитель».

Руководитель – высокообразованный специалист с большим опытом, постоянно  повышающий свой профессионально-научный  уровень, а лидер в пользуется общепринятыми управленческими методами, может пренебречь правилами управленческой иерархии. Руководитель – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты.

 Качества руководителя:

  • компетентность (каждый руководитель должен знать, как исполнять свою работу на высоком профессиональном уровне)
  • высокая ответственность, профессиональное достоинство
  • чувство нового и умение идти на умный риск, творчески решать проблемы, смелость в принятии решений
  • понимание ситуации, чувство времени, событий, острое восприятие новых потребностей
  • высокая работоспособность, постоянное желание быть лучшим и делать все на высшем уровне
  • коммуникабельность, способность устанавливать контакты
  • внимание к подчиненным

Но нередко  организациях могут появится лидеры, которые имеют практически такое же влияние на коллектив, чем руководитель.

 Лидер – член группы, все участники которой признают его авторитет, доверяют ему принятие наиболее серьезных решений и ключевых проблем.

Основные черты:

  • уверенность в себе
  • энергичность
  • творческий подход к делу
  • способность понимать и влиять на людей
  • управленческие способности
  • честность
  • эмоциональная стойкость

 

Только из этого можно  сделать вывод, что, как правило, это два разных человека. Поэтому  в науке принято называть руководителя, т.е. того человека, который находится  на должности – формальным лидером, а человека, который «тянет» за собой коллектив и исполняет  задания очень быстро и качественно  – неформальным лидером.

Выделяют такие различия между лидером и руководителем:

  • руководителю дается законом определенные права и обязанности, а лидер может их не иметь
  • руководитель, в отличие от лидера, выдвигается официально
  • у руководителя имеются определенные санкции, используя которые, он может влиять на подчиненных, а у лидера таковых нет
  • руководитель несет ответственность перед законом за состояние дел в группе
  • руководитель представляет свою группу во внешней сфере отношений, а лидер в сфере своей активности ограничен в основном внутренне-групповыми отношениями
  • наличие лидера в большей мере зависит от настроения в группе, в то время как руководство – явление стабильное
  • сфера действий лидера –в основном небольшая группа, а поле деятельности руководителя шире, поскольку он представляет трудовой коллектив в более широкой социальной системе

 

Лидер коллектива вносит порядок  и последовательность в исполняемую  работу. Для него люди – это коллеги, а не подчиненные. Лидер привносит  энтузиазм в работу. Он четко видит  конечный результат и знает, как  проходить этапы к его достижению. Может сам поставить коллективу цель.

Руководитель на первое место  ставит порядок взаимодействия с  подчиненными. Эмоциональная составная отношений практически исключена. Подчиненные – это работники, которые исполняют свои обязанности. Руководитель всегда обязан уважать своих работников.

Информация о работе Трудовой коллектив: определение, свойства, классификация, функции