Трудовой коллектив: определение,
свойства, классификация, функции.
Психологически развитой
как коллектив считается такая малая
группа, в которой сложилась дифференцированная
система различных деловых и личных взаимоотношений,
строящихся на высокой нравственной основе.
Такие отношения можно назвать коллективистскими.
Малая группа, чтобы называться коллективом,
должна соответствовать весьма высоким
требованиям :
- успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности);
- иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения;
- создавать для каждого своего члена возможность развития личности;
- быть способной к творчеству, то есть как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.
Группа на пути к коллективу
проходит несколько этапов :
1) взаимная ориентация
– этот этап заключается в самопрезентации,
наблюдении друг за другом, попытках понять
для себя важные свойства партнеров. Это
этап невысокой работоспособности группы.
Мероприятия, сокращающие эту фазу – организация
встречи с изложением цели группы и функций
ее членов;
2) эмоциональный подъем
– определяется преимуществом контактов,
оживленных новизной ситуации;
3) спад психологического
контакта – возникает потому,
что люди приступают к совместной
деятельности, в которой обнаруживаются
не только достоинства, но и
недостатки. Формируется некоторая взаимная
неудовлетворенность;
4) подъем психологического
контакта.
Итак, коллектив –
это общность людей, в основе жизнедеятельности
которой лежит ценностно-ориентационное
единство его членов, причем основные
ценностные ориентации являются общественно
значимыми.
Выделяются следующие
типы коллективов: учебные, трудовые, воинские,
спортивные, общественно-политические,
коллективы людей, объединенных по интересам
(охотников, рыболовов) и др.
Трудовой коллектив является
основной ячейкой общества, которая объединяет
всех работников предприятия, учреждения,
организации для достижения определенной
конкретной цели их совместной трудовой
деятельности.
Все трудовые коллективы имеют
общие свойства:
- наличие общей цели, единство интересов членов трудового коллектива;
- организационная оформленность в рамках социального института;
- общественно-политическая значимость деятельности;
- отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи;
- социально-психологическая общность членов коллектива;
- управляемость;
- наличие четко обозначенной структуры взаимодействий и определенного круга обязанностей, прав и задач.
В основу классификации трудовых
коллективов может быть положено несколько
критериев, в соответствии с которыми
они могут быть подразделены следующим
образом:
а) по формам собственности
(государственные, частные и т.п.);
б) по сферам деятельности (производственные
и непроизводственные);
в) по времени существования
(временные и постоянные);
г) по стадии развития (формирующиеся,
стабильные, распадающиеся).
д) по подчиненности (основной,
первичный, вторичный).
Трудовые коллективы призваны
выполнять следующие типичные функции.
1. Функция управления
производством – осуществляется
через различные формальные органы
коллективного управления, общественные
организации, специальные выборные и назначаемые
органы, непосредственное участие работников
в управлении.
2. Целевая – производственная,
экономическая: выпуск определенной продукции,
обеспечение экономической эффективности
деятельности и т.д.
3. Воспитательная – осуществляется
методами социально-психологического
воздействия и через органы управления.
4. Функция стимулирования
эффективного трудового поведения
и ответственного отношения к
профессиональным обязанностям.
5. Функция развития коллектива
– формирование навыков и уме-ний
коллективной работы, совершенствование
методов деятельности.
6. Функция поддержки рационализаторства
и изобретательства.
С содержательной стороны
трудовой коллектив определяют
как такую общность, в которой
межличностные отношения опосредованы
общественно ценным и личностно
значимым содержанием совместной деятельности.
При таком понимании трудового коллектива
в его структуре всегда (в разной степени)
присутствуют три главных эле-мента: лидерская
группа, ядро, периферийная часть.
Лидерскую группу представляют
члены трудового коллектива, на которых
функционально возложена функция
руководства, или член коллектива, который
в силу своих личностных качеств
пользуется авторитетом у большинства
других его членов.
Ядро составляют те члены
трудового коллектива, которые уже
утвердились в коллективе, идентифицировались
с ним, то есть, яв-ляются носителями
коллективного сознания, норм и ценностей.
Периферийную часть структуры
трудового коллектива образуют те его
члены, которые либо недавно включились
в систему коллек-тивных отношений
и еще не идентифицировались с
ней, либо при-сутствуют в коллективе
лишь функционально. Именно эта часть
кол-лектива в первую очередь является
объектом «манипулирования» со стороны
лидера.
Место
руководителя в трудовом коллективе.
Процессы руководства
и руководитель являются неотъемлемыми
элементами организации. Руководство
– это доминирующее и направляющее
влияние на поведение членов организации
для достижения организационных и личных
целей, опирающееся на властную позицию
и авторитет. На эффективность руководства
влияют следующие его компоненты :
- руководитель, обладающий необходимыми для управления людьми качествами;
- властная, командная позиция (руководящая должность), располагающая ресурсами влияния;
- авторитет и связанные с ним отношения неформального влияния;
- группа, подчиненные, обладающие индивидуальными особенностями и находящиеся в системной взаимозависимости и интерактивном взаимодействии;
- общая цель и конкретизирующие ее задачи;
- организация (организационная структура), упорядочивающая и усиливающая руководящее воздействие;
- внешняя среда, в которой осуществляется руководство;
- ситуация, отражающая динамичные, относительно изменчивые во времени факторы, которые влияют на руководство.
Важнейшим компонентом
эффективного руководства является
лидерство (от англ. leader – ведущий,
вождь). Руководитель, обладающий всеми
качествами лидера – идеальный глава
организации, способный обеспечить наивысшие
достижения. Роли и функции руководителя
определяют его место в трудовом коллективе.
И. Ансофф указывает четыре основные роли
руководителя:
- роль лидера, обладающего высоким авторитетом и способностью влиять на других людей;
- роль администратора – эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений;
- роль планировщика – главные задачи этой роли – оптимизация будущей деятельности организации посредством анализа тенденций изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших из них; концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности организации. Планировщик должен иметь аналитический склад ума, быть методичным в работе и ориентироваться на будущее;
- роль предпринимателя – выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом минимизируя его.
Более детально место
руководителя в организации раскрывается
в следующих десяти ролях :
- «мыслитель» – общее осмысление положения дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения проблем;
- «организатор» – координация работы сотрудников;
- «штабной работник» – обработка управленческой информации и составление документации;
- «кадровик» – отбор, расстановка, оценка персонала;
- «воспитатель» – обучение и мотивация персонала;
- «снабженец» – обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности;
- «общественник» – участие в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях, работа с общественными организациями;
- «инноватор» – внедрение передовых методов труда и научно-технических достижений в производство;
- «контролер» – контроль за соблюдением организационных норм и качеством продукции;
- «дипломат» – налаживание связей с другими учреждениями и их представителями.
Социальные роли руководителя
детализируются и проявляются
в его функциях. Множество конкретных
функций руководителя можно объединить
в две основные функции:
1) достижение групповой
цели;
2) сплочение группы и
забота о ее сохранении.
Вторая функция имеют
глубокое социально-психологическое содержание,
оценка и использование которого позволяют
существенно повысить эффективность деятельности
и авторитет руководителя. В содержание
функции сплочения группы входит решение
задач, связанных с обеспечением оптимальности
и постоянства состава членов команды,
с налаживанием внутригрупповых отношений,
в том числе отношений членов группы с
руководителем. К числу таких задач относятся:
- обнаружение и устранение эмоциональной напряженности в групповых отношениях;
- оповещение о групповых нормах, правилах игры (например, о честности и искренности во взаимоотношениях) и своевременное напоминание о них;
- защита и ободрение «тихих» членов команды, торможение стремления чрезмерно активных сотрудников к доминированию и притеснению более скромных;
- предупреждение и разрешение конфликтов;
- защита отдельных сотрудников от тех, кто ущемляет их личное достоинство;
- развитие здорового коллективизма, взаимного доверия и солидарности, доброжелательности и стремления к поиску компромиссов;
- всяческая поддержка групповых собраний;
- внимательное и терпимое отношение к сотрудникам при решении вопросов, возникающих при совместной работе в команде (правильно понимания общих целей, возможностей, проблем и т.д.);
- мотивация сотрудников;
- инициирование конструктивной критики.
Функции руководителя выступают
кроме того мерой оценки его индивидуальных
качеств и способностей эффективно
работать.
Успех любой организации
зависит от того, кто ею руководит.
В современных условиях люди не замечают
большой разницы между понятиями «лидер»
и «руководитель».
Руководитель – высокообразованный
специалист с большим опытом, постоянно
повышающий свой профессионально-научный
уровень, а лидер в пользуется общепринятыми
управленческими методами, может пренебречь
правилами управленческой иерархии. Руководитель
– это человек, который направляет работу
других и несет персональную ответственность
за ее результаты.
Качества руководителя:
- компетентность (каждый руководитель должен знать, как исполнять свою работу на высоком профессиональном уровне)
- высокая ответственность, профессиональное достоинство
- чувство нового и умение идти на умный риск, творчески решать проблемы, смелость в принятии решений
- понимание ситуации, чувство времени, событий, острое восприятие новых потребностей
- высокая работоспособность, постоянное желание быть лучшим и делать все на высшем уровне
- коммуникабельность, способность устанавливать контакты
- внимание к подчиненным
Но нередко организациях
могут появится лидеры, которые имеют
практически такое же влияние на коллектив,
чем руководитель.
Лидер – член группы, все
участники которой признают его авторитет,
доверяют ему принятие наиболее серьезных
решений и ключевых проблем.
Основные черты:
- уверенность в себе
- энергичность
- творческий подход к делу
- способность понимать и влиять на людей
- управленческие способности
- честность
- эмоциональная стойкость
Только из этого можно
сделать вывод, что, как правило,
это два разных человека. Поэтому
в науке принято называть руководителя,
т.е. того человека, который находится
на должности – формальным лидером,
а человека, который «тянет» за
собой коллектив и исполняет
задания очень быстро и качественно
– неформальным лидером.
Выделяют такие различия
между лидером и руководителем:
- руководителю дается законом определенные права и обязанности, а лидер может их не иметь
- руководитель, в отличие от лидера, выдвигается официально
- у руководителя имеются определенные санкции, используя которые, он может влиять на подчиненных, а у лидера таковых нет
- руководитель несет ответственность перед законом за состояние дел в группе
- руководитель представляет свою группу во внешней сфере отношений, а лидер в сфере своей активности ограничен в основном внутренне-групповыми отношениями
- наличие лидера в большей мере зависит от настроения в группе, в то время как руководство – явление стабильное
- сфера действий лидера –в основном небольшая группа, а поле деятельности руководителя шире, поскольку он представляет трудовой коллектив в более широкой социальной системе
Лидер коллектива вносит порядок
и последовательность в исполняемую
работу. Для него люди – это коллеги,
а не подчиненные. Лидер привносит
энтузиазм в работу. Он четко видит
конечный результат и знает, как
проходить этапы к его достижению.
Может сам поставить коллективу
цель.
Руководитель на первое место
ставит порядок взаимодействия с
подчиненными. Эмоциональная составная
отношений практически исключена. Подчиненные
– это работники, которые исполняют свои
обязанности. Руководитель всегда обязан
уважать своих работников.