Тревожность и экзаменационные испытания у человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:19, курсовая работа

Краткое описание

Исследование психических состояний тревожности человека является актуальной
проблемой современной психологической науки.
Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности,
посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. В частности,
причины тревожности, уровни тревожности рассматриваются в изученных нами

Оглавление

Введение.....................................................................
..........................2.
Глава 1. Изучение эмоциональных состояний человека
1.1 Виды и роль эмоций в жизни человека...............................7.
1.2 Изучение природы тревожности и уровней тревожности...........11.
1.3 Влияние самооценки на экзаменационные переживания......16.
1.4 Зависимость тревожности от психических свойств личности....19.
Глава 2. Психокоррекционная работа с учащимися и
студентами, имеющими различные уровни тревожности
2.1 Психокоррекционная работа с учащимися ...................................22.
2.2 Психокоррекционная работа со студентами................30.
Глава 3. Эксперимент по выявлению самооценки уровня личностной
тревожности в предсессионный период и в стрессовой ситуации экзамена
3.1
3.2 Способы выражения тревожности во внешнем поведении.......38
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая по тревожности с инета.doc

— 1.73 Мб (Скачать)

 

Ключ к методике оценки ситуационно  и личностной тревожности

 

Номер суждения

Ситуационная тревожность (ответы)

Номер суждения

Личностная

тревожность

(ответы)

1.

4    3      2      1

21.

4     3       2     1            

2.

4    3      2      1

22.

1     2       3     4         

3.

1    2      3      4

23.

1     2       3     4      

4.

1    2      3      4

24.

1     2       3     4

5.

4    3      2      1

25.

1     2       3     4

6.

1    2      3      4

26.

4     3       2     1

7.

1    2      3      4

27.

4     3       2     1

8.

4    3      2      1

28.

1     2       3     4

9.

1    2      3      4

29.

1     2       3     4

10.

4    3      2      1

30.

4     3       2     1

11.

4    3      2      1

31.

1     2       3     4

12.

1    2      3      4

32.

1     2       3     4

13.

1    2      3      4

33.

1     2       3     4

14.

1    2      3      4

34.

1     2       3     4

15.

4    3      2      1

35.

1     2       3     4 

16.

4    3      2      1

36.

4     3       2     1

17.

1    2      3      4

37.

1     2       3     4

18.

1    2      3      4

38.

1     2       3     4

19.

4    3      2      1

39.

4      3      2     1

20.

4    3      2      1

40.

1      2      3     4


 

  

 

 

  

 

 

 

Тесты на стресс

Тесты на стресс:

1. Тест на стрессоустойчивость

2. Анализ учебных стрессов

3. Умеете ли вы быть счастливым?

4. Бостонский тест на стрессоустойчивость

5. Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона

***

Тест №1 . Тест на стрессоустойчивость

1. Постарайтесь определить, насколько сильно вы переживаете по поводу следующих событий. Оцените по 10-бальной системе каждое событие, поставив любое число от «1» (совершенно не задевает), до «10» (очень сильно беспокоит и напрягает):

1.1 Высокие цены (на транспорт,  продукты, одежду) _____

1.2 Внезапно испортившаяся погода, дождь, снег ________

1.3 Машина, которая обрызгала вас  грязью _____________

1.4 Строгий, несправедливый начальник  (преподаватель, родитель) ______

1.5 Правительство, депутаты, администрация  _______

2. Отметьте по 10-бальной системе, какие из перечисленных ниже качеств вам присущи (10 баллов — если данное свойство у вас очень выражено, 1 — если оно отсутствует).

2.1 Излишне серьезное отношение  к жизни, учебе, работе _________

2.2 Стеснительность, робость, застенчивость ________

2.3 Страх перед будущим, мысли  о возможных неприятностях и  проблемах ________

2.4 Плохой, беспокойный сон __________

2.5 Пессимизм, тенденция отмечать  в жизни в основном негативные  черты _______

3. Как проявляются ваши стрессы,  на вашем здоровье (оцените по 10 бальной шкале признаки):

3.1 Учащенное сердцебиение, боли  в сердце _________

3.2 Затрудненное дыхание ________

3.3 Проблемы с желудочно-кишечным  трактом ________

3.4 Напряжение или дрожание мышц ______

3.5 Головные боли, повышенная утомляемость ________

4. Насколько для вас характерно  применение ниже приведенных  приемов снятия стресса (отметьте  по 10 бальной системе, где «1» - совсем не характерно, а «10» - применяю почти всегда).

4.1 Алкоголь ______

4.2 Сигареты ______

4.3 Телевизор ______

4.4 Вкусная еда _____

4.5 Агрессия (выплеснуть зло на  другого человека) ____

5. Насколько для вас характерно  применение ниже приведенных  приемов снятия стресса (отметьте  по 10 бальной системе, где «1» - совсем не характерно, а «10» - применяю почти всегда)

5.1 Сон, отдых, смена деятельности ______

5.2 Общение с друзьями или  любимым человеком _____

5.3 Физическая активность (бег, плавание, футбол, ролики, лыжи и т. д.) ____

5.4 Анализ своих действий, поиск  других вариантов ____

5.5 Изменение своего поведения в данной ситуации______

6. Как изменился уровень Вашего  постоянного стресса за последние  три года? (отметьте V ).

Значительно уменьшился

Незначительно уменьшился

Не изменился

Незначительно возрос

Значительно увеличился


-20                                  -10                           0                         +10                        +20

Подсчет результатов:

Фактически, данный стресс оценивает  уровень стрессочувствительности  — показатель, обратный стрессоустойчивости. Следовательно, чем выше показатели данного теста, тем ниже стрессочувствительности человека.

Просуммируйте результаты по первым 4 шкалам. Вы получите сумму, которая  будет варьировать от 20 до 200 баллов. Это базовый показатель стрессочувствительности. Значение этого показателя в пределах от 70 до 100 баллов можно считать удовлетворительным.

Затем подсчитывается показатель динамической чувствительности к стрессам. Для  этого из базового результата вычитается сумма результатов по 5 пункту (она  показывает способность сопротивляться стрессам с помощью адекватного поведения).

Затем к полученному результату добавляется показатель 6-го пункта ( с + или -) в зависимости от выбора испытуемого. Если стрессы меньше беспокоят  человека за последнее время, то результат  будет с минусом и итоговый результат уменьшится, а если стрессы нарастают, то итоговый показатель стрессочувствительности возрастет.

Средние результаты по итогам теста:

Устойчивость к стрессу

Норма

Повышенная чувствительность к  стрессу

Менее 35 баллов

От 35 до 85 баллов

Более 86 баллов


Интерпретация по отдельным шкалам:

Первая шкала определяет повышенную реакцию на обстоятельства, на которые  мы не можем повлиять. Средние показатели–  от 15 до 30 баллов.

Вторая шкала показывает склонность все излишне усложнять, что может  приводить к стрессам. Средние показатели — от 14 до 25 баллов.

Третья шкала — предрасположенность  к психосоматическим заболеваниям. Средние показатели — от 12 до 28 баллов.

Четвертая шкала — определяет деструктивные  способы преодоления стрессов. Средние  показатели — от 10 до 22 баллов.

Пятая шкала — определяет конструктивные способы преодоления стрессов. Средние  показатели — от 23 до 35 баллов.

***

Тест №2 Тест на учебный стресс .

1. Оцените по 10-бальной шкале  вклад Ваших отдельных проблем  в общую картину стресса.

1.1 Строгие преподаватели _____________ баллов

1.2 Большая учебная нагрузка __________

1.3 Отсутствие учебников ______________

1.4 Непонятные, скучные учебники _____

1.5 Жизнь вдали от родителей  (для иногородних студентов)

1.6 Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами ___________

1.7 Неумение правильно организовать  свой режим дня ________

1.8 Нерегулярное питание _____________

1.9 Проблемы совместного проживания  с другими студентами _________

1.10 Конфликт в группе __________

1.11 Излишне серьезное отношение к учебе _________

1.12 Нежелание учиться или разочарование  в профессии ______

1.13 Стеснительность, застенчивость  ________

1.14 Страх перед будущим ________

1.15 Проблемы в личной жизни  _______

1.16 Иное (напишите, что именно) _________________________________

2. Как изменился уровень Вашего  постоянного стресса за последние  три месяца учебы? (отметьте V ).

Значительно уменьшился

Незначительно уменьшился

Не изменился

Незначительно возрос

Значительно увеличился


3. В чем проявляется ваш стресс, связанный с учебой? (оцените по 10 бальной шкале признаки):

3.1 Ощущение беспомощности, невозможности  справиться с проблемами ______ баллов

3.2 Невозможность избавиться от  посторонних мыслей __________

3.3 Повышенная отвлекаемость, плохая  концентрация внимания ________

3.4 Раздражительность, обидчивость  _________

3.5 Плохое настроение, депрессия  ___________

3.6 Страх, тревога _________

3.7 Потеря уверенности, снижение самооценки

3.8 Спешка, ощущение постоянной  нехватки времени _________

3.9 Плохой сон ________

3.10 Нарушение социальных контактов,  проблемы в общении _______

3.11 Учащенное сердцебиение, боли  в сердце _________

3.12 Затрудненное дыхание ________

3.13 Проблемы с желудочно-кишечным  трактом ________

3.14 Напряжение или дрожание мышц ______

3.15 Головные боли

3.16 Низкая работоспособность, повышенная  утомляемость ________

3.17 Иное (напишите сами и оцените) ______________________________________

4. Какие приемы снятия стресса  вы практикуете? (отметьте V )

- алкоголь,

- сигареты,

- наркотики,

- телевизор,

- вкусная еда,

- перерыв в работе или учебе,

- сон,

- общение с друзьями или любимым  человеком,

- поддержка или совет родителей,

- секс,

- прогулки на свежем воздухе,

- хобби …………………………………………  ………..……..

- физическая активность ……………….………………………

- иное ……………………………….. ………………………….

5. Насколько сильно вы волнуетесь  перед экзаменами (оцените по 10 бальной  системе):

____________________ баллов

6. Какие признаки экзаменационного  стресса вы отмечали у себя? (отметьте V )

6.1 Учащенное сердцебиение ______

6.2 Сухость во рту _________

6.3 Затрудненное дыхание ______

6.4 Скованность, дрожание мышц ______

6.5 Головные или иные боли _______

6.6 Иное (напишите, что)_______________________________________________________

______________________________________________________________________________

7. Как вы снимаете предэкзаменационное  волнение?

7.1___________________________________________________

7.2 ____________________________________________________

7.3____________________________________________________

Краткие сведения о себе:

ФИО _______________ Пол _______ Возраст (лет) _____ Курс __________ Факультет __________

Результаты теста

(по данным анализа студентов  1-3 курса гуманитарных направлений)

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9.

1.10

1.11

1.12

1.13

1.14

1.15

 

Ср

4.8

3.4

4.1

5.0

5.0

3.4

3.6

3.6

2.7

3.1

3.8

2.5

3.3

3.6

5.3

 

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

3.9.

3.10

3.11

3.12

3.13

3.14

3.15

3.16

Ср

4.0

4.7

3.8

3.5

4.4

3.8

2.9

4.5

3.9

2.6

2.6

2.1

3.2

2.8

4.9

5.0


Средний показатель экзаменационного волнения (п.5) — 6.0±0.35 баллов

***

Тест №3 Умеете ли вы быть счастливым?

У каждого в жизни есть моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. Наверное, иначе  и быть не может... И все же тайно завидуешь людям, которые, по крайней мере, внешне, всегда выглядят довольными собой, и не расстраиваются по пустякам. А к какой категории людей принадлежите Вы? Умеете ли быть счастливым?

На каждый вопрос выберите один из трех ответов.

1. Когда порой задумываетесь над прожитой жизнью, приходите ли Вы к выводу, что:

а) все было скорее плохо, чем хорошо;

б) было скорее хорошо, чем плохо;

в) все было отлично.

2. В конце дня обыкновенно:

а) недовольны собой;

б) считаете, что день мог бы пройти и лучше;

в) отходите ко сну с чувством удовлетворения.

3. Когда смотрите в зеркало,  думаете:

а) "О, Боже, время беспощадно!";

б) "А что, совсем еще неплохо!";

в) "Все прекрасно!"

4. Если узнаете о крупном выигрыше  кого-то из знакомых, думаете:

а) "Ну мне-то никогда не повезет!";

б) "А, черт! Почему же не я?";

в) "Однажды так повезет и  мне!"

5. Если услышите по радио,  узнаете из газет о каком-либо  происшествии, говорите себе:

а) "Вот так однажды будет  и со мной!";

б) "К счастью, меня эта беда миновала!";

в) "Эти репортеры умышленно нагнетают страсти!" и начинаете думать о чем-то хорошем.

6. Когда пробуждаетесь утром,  чаще всего:

а) ни о чем не хочется думать;

б) взвешиваете, что день грядущий нам готовит;

в) довольны, что начался новый  день, и ожидаете от жизни приятных сюрпризов.

7. Думаете о Ваших приятелях:

а) «Они не столь интересны и  отзывчивы, как хотелось бы»;

б) «Конечно, у них есть недостатки, но в целом они вполне терпимы»;

в) «Прекрасные люди!»

8. Сравнивая себя с другими,  находите, что:

а) "Меня недооценивают";

б) "Я не хуже остальных";

в) "Я замечательный человек!"

9. Если Ваш вес увеличился  на три-четыре килограмма:

а) впадаете в панику;

б) считаете, что в этом нет ничего особенного;

в) тут же переходите на диету и  усиленно занимаетесь физическими  упражнениями.

10. Если Вы угнетены:

а) клянете судьбу;

б) знаете, что плохое настроение пройдет;

в) стараетесь развлечься.

Каждый ответ: а - 0 очков; б - 1 очко; в - 2 очка.

17-20 очков. Вы достаточно счастливый  человек, что прямо не верится,  что такое возможно! Радуетесь жизни, не обращаете внимания на неприятности и житейские невзгоды. Человек вы жизнерадостный, нравитесь окружающим своим оптимизмом, но... не слишком ли поверхностно и легковесно относитесь ко всему происходящему? Может быть, немного трезвости и скепсиса Вам не повредит?

Информация о работе Тревожность и экзаменационные испытания у человека