Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:19, курсовая работа
Исследование психических состояний тревожности человека является актуальной
проблемой современной психологической науки.
Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности,
посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. В частности,
причины тревожности, уровни тревожности рассматриваются в изученных нами
Введение.....................................................................
..........................2.
Глава 1. Изучение эмоциональных состояний человека
1.1 Виды и роль эмоций в жизни человека...............................7.
1.2 Изучение природы тревожности и уровней тревожности...........11.
1.3 Влияние самооценки на экзаменационные переживания......16.
1.4 Зависимость тревожности от психических свойств личности....19.
Глава 2. Психокоррекционная работа с учащимися и
студентами, имеющими различные уровни тревожности
2.1 Психокоррекционная работа с учащимися ...................................22.
2.2 Психокоррекционная работа со студентами................30.
Глава 3. Эксперимент по выявлению самооценки уровня личностной
тревожности в предсессионный период и в стрессовой ситуации экзамена
3.1
3.2 Способы выражения тревожности во внешнем поведении.......38
Заключение
Ключ к методике оценки ситуационно и личностной тревожности
Номер суждения |
Ситуационная тревожность (ответы) |
Номер суждения |
Личностная тревожность (ответы) |
1. |
4 3 2 1 |
21. |
4 3 2 1 |
2. |
4 3 2 1 |
22. |
1 2 3 4 |
3. |
1 2 3 4 |
23. |
1 2 3 4 |
4. |
1 2 3 4 |
24. |
1 2 3 4 |
5. |
4 3 2 1 |
25. |
1 2 3 4 |
6. |
1 2 3 4 |
26. |
4 3 2 1 |
7. |
1 2 3 4 |
27. |
4 3 2 1 |
8. |
4 3 2 1 |
28. |
1 2 3 4 |
9. |
1 2 3 4 |
29. |
1 2 3 4 |
10. |
4 3 2 1 |
30. |
4 3 2 1 |
11. |
4 3 2 1 |
31. |
1 2 3 4 |
12. |
1 2 3 4 |
32. |
1 2 3 4 |
13. |
1 2 3 4 |
33. |
1 2 3 4 |
14. |
1 2 3 4 |
34. |
1 2 3 4 |
15. |
4 3 2 1 |
35. |
1 2 3 4 |
16. |
4 3 2 1 |
36. |
4 3 2 1 |
17. |
1 2 3 4 |
37. |
1 2 3 4 |
18. |
1 2 3 4 |
38. |
1 2 3 4 |
19. |
4 3 2 1 |
39. |
4 3 2 1 |
20. |
4 3 2 1 |
40. |
1 2 3 4 |
Тесты на стресс:
1. Тест на стрессоустойчивость
2. Анализ учебных стрессов
3. Умеете ли вы быть счастливым?
4. Бостонский тест на стрессоустойчивость
5. Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона
***
Тест №1 . Тест на стрессоустойчивость
1. Постарайтесь определить, насколько сильно вы переживаете по поводу следующих событий. Оцените по 10-бальной системе каждое событие, поставив любое число от «1» (совершенно не задевает), до «10» (очень сильно беспокоит и напрягает):
1.1 Высокие цены (на транспорт, продукты, одежду) _____
1.2 Внезапно испортившаяся погода, дождь, снег ________
1.3 Машина, которая обрызгала вас грязью _____________
1.4 Строгий, несправедливый
1.5 Правительство, депутаты, администрация _______
2. Отметьте по 10-бальной системе, какие из перечисленных ниже качеств вам присущи (10 баллов — если данное свойство у вас очень выражено, 1 — если оно отсутствует).
2.1 Излишне серьезное отношение к жизни, учебе, работе _________
2.2 Стеснительность, робость, заст
2.3 Страх перед будущим, мысли о возможных неприятностях и проблемах ________
2.4 Плохой, беспокойный сон __________
2.5 Пессимизм, тенденция отмечать в жизни в основном негативные черты _______
3. Как проявляются ваши стрессы, на вашем здоровье (оцените по 10 бальной шкале признаки):
3.1 Учащенное сердцебиение, боли в сердце _________
3.2 Затрудненное дыхание ________
3.3 Проблемы с желудочно-кишечным трактом ________
3.4 Напряжение или дрожание мышц ______
3.5 Головные боли, повышенная утомляемость ________
4. Насколько для вас характерно
применение ниже приведенных
приемов снятия стресса (
4.1 Алкоголь ______
4.2 Сигареты ______
4.3 Телевизор ______
4.4 Вкусная еда _____
4.5 Агрессия (выплеснуть зло на другого человека) ____
5. Насколько для вас характерно
применение ниже приведенных
приемов снятия стресса (
5.1 Сон, отдых, смена деятельности ______
5.2 Общение с друзьями или любимым человеком _____
5.3 Физическая активность (бег, плавание, футбол, ролики, лыжи и т. д.) ____
5.4 Анализ своих действий, поиск других вариантов ____
5.5 Изменение своего поведения в данной ситуации______
6. Как изменился уровень Вашего
постоянного стресса за
Значительно уменьшился |
Незначительно уменьшился |
Не изменился |
Незначительно возрос |
Значительно увеличился |
-20 -10 0 +10 +20
Подсчет результатов:
Фактически, данный стресс оценивает
уровень
Просуммируйте результаты по первым 4 шкалам. Вы получите сумму, которая будет варьировать от 20 до 200 баллов. Это базовый показатель стрессочувствительности. Значение этого показателя в пределах от 70 до 100 баллов можно считать удовлетворительным.
Затем подсчитывается показатель динамической чувствительности к стрессам. Для этого из базового результата вычитается сумма результатов по 5 пункту (она показывает способность сопротивляться стрессам с помощью адекватного поведения).
Затем к полученному результату добавляется показатель 6-го пункта ( с + или -) в зависимости от выбора испытуемого. Если стрессы меньше беспокоят человека за последнее время, то результат будет с минусом и итоговый результат уменьшится, а если стрессы нарастают, то итоговый показатель стрессочувствительности возрастет.
Средние результаты по итогам теста:
Устойчивость к стрессу |
Норма |
Повышенная чувствительность к стрессу |
Менее 35 баллов |
От 35 до 85 баллов |
Более 86 баллов |
Интерпретация по отдельным шкалам:
Первая шкала определяет повышенную реакцию на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять. Средние показатели– от 15 до 30 баллов.
Вторая шкала показывает склонность все излишне усложнять, что может приводить к стрессам. Средние показатели — от 14 до 25 баллов.
Третья шкала —
Четвертая шкала — определяет деструктивные способы преодоления стрессов. Средние показатели — от 10 до 22 баллов.
Пятая шкала — определяет конструктивные способы преодоления стрессов. Средние показатели — от 23 до 35 баллов.
***
Тест №2 Тест на учебный стресс .
1. Оцените по 10-бальной шкале вклад Ваших отдельных проблем в общую картину стресса.
1.1 Строгие преподаватели _____________ баллов
1.2 Большая учебная нагрузка __________
1.3 Отсутствие учебников _________
1.4 Непонятные, скучные учебники _____
1.5 Жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов)
1.6 Неумение правильно распорядить
1.7 Неумение правильно
1.8 Нерегулярное питание _________
1.9 Проблемы совместного
1.10 Конфликт в группе __________
1.11 Излишне серьезное отношение к учебе _________
1.12 Нежелание учиться или
1.13 Стеснительность,
1.14 Страх перед будущим ________
1.15 Проблемы в личной жизни _______
1.16
Иное (напишите, что именно) ______________________________
2. Как изменился уровень Вашего
постоянного стресса за
Значительно уменьшился |
Незначительно уменьшился |
Не изменился |
Незначительно возрос |
Значительно увеличился |
3. В чем проявляется ваш стресс, связанный с учебой? (оцените по 10 бальной шкале признаки):
3.1 Ощущение беспомощности,
3.2 Невозможность избавиться от посторонних мыслей __________
3.3 Повышенная отвлекаемость,
3.4 Раздражительность,
3.5 Плохое настроение, депрессия ___________
3.6 Страх, тревога _________
3.7 Потеря уверенности, снижение с
3.8 Спешка, ощущение постоянной нехватки времени _________
3.9 Плохой сон ________
3.10 Нарушение социальных
3.11 Учащенное сердцебиение, боли в сердце _________
3.12 Затрудненное дыхание ________
3.13 Проблемы с желудочно-кишечным трактом ________
3.14 Напряжение или дрожание мышц ______
3.15 Головные боли
3.16 Низкая работоспособность,
3.17
Иное (напишите сами и оцените) ______________________________
4. Какие приемы снятия стресса вы практикуете? (отметьте V )
- алкоголь,
- сигареты,
- наркотики,
- телевизор,
- вкусная еда,
- перерыв в работе или учебе,
- сон,
- общение с друзьями или
- поддержка или совет родителей,
- секс,
- прогулки на свежем воздухе,
- хобби ………………………………………… ………..……..
- физическая активность ……………….…
- иное ……………………………….. ………………………….
5. Насколько сильно вы
____________________ баллов
6. Какие признаки
6.1 Учащенное сердцебиение ______
6.2 Сухость во рту _________
6.3 Затрудненное дыхание ______
6.4 Скованность, дрожание мышц ______
6.5 Головные или иные боли _______
6.6
Иное (напишите, что)__________________________
______________________________
7. Как вы снимаете
7.1___________________________
7.2 ______________________________
7.3___________________________
Краткие сведения о себе:
ФИО _______________ Пол _______ Возраст (лет) _____ Курс __________ Факультет __________
Результаты теста
(по данным анализа студентов
1-3 курса гуманитарных
№ |
1.1 |
1.2 |
1.3 |
1.4 |
1.5 |
1.6 |
1.7 |
1.8 |
1.9. |
1.10 |
1.11 |
1.12 |
1.13 |
1.14 |
1.15 |
|
Ср |
4.8 |
3.4 |
4.1 |
5.0 |
5.0 |
3.4 |
3.6 |
3.6 |
2.7 |
3.1 |
3.8 |
2.5 |
3.3 |
3.6 |
5.3 |
|
№ |
3.1 |
3.2 |
3.3 |
3.4 |
3.5 |
3.6 |
3.7 |
3.8 |
3.9. |
3.10 |
3.11 |
3.12 |
3.13 |
3.14 |
3.15 |
3.16 |
Ср |
4.0 |
4.7 |
3.8 |
3.5 |
4.4 |
3.8 |
2.9 |
4.5 |
3.9 |
2.6 |
2.6 |
2.1 |
3.2 |
2.8 |
4.9 |
5.0 |
Средний показатель экзаменационного волнения (п.5) — 6.0±0.35 баллов
***
Тест №3 Умеете ли вы быть счастливым?
У каждого в жизни есть моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. Наверное, иначе и быть не может... И все же тайно завидуешь людям, которые, по крайней мере, внешне, всегда выглядят довольными собой, и не расстраиваются по пустякам. А к какой категории людей принадлежите Вы? Умеете ли быть счастливым?
На каждый вопрос выберите один из трех ответов.
1. Когда порой задумываетесь над прожитой жизнью, приходите ли Вы к выводу, что:
а) все было скорее плохо, чем хорошо;
б) было скорее хорошо, чем плохо;
в) все было отлично.
2. В конце дня обыкновенно:
а) недовольны собой;
б) считаете, что день мог бы пройти и лучше;
в) отходите ко сну с чувством удовлетворения.
3. Когда смотрите в зеркало, думаете:
а) "О, Боже, время беспощадно!";
б) "А что, совсем еще неплохо!";
в) "Все прекрасно!"
4. Если узнаете о крупном
а) "Ну мне-то никогда не повезет!";
б) "А, черт! Почему же не я?";
в) "Однажды так повезет и мне!"
5. Если услышите по радио, узнаете из газет о каком-либо происшествии, говорите себе:
а) "Вот так однажды будет и со мной!";
б) "К счастью, меня эта беда миновала!";
в) "Эти репортеры умышленно нагнетают страсти!" и начинаете думать о чем-то хорошем.
6. Когда пробуждаетесь утром, чаще всего:
а) ни о чем не хочется думать;
б) взвешиваете, что день грядущий нам готовит;
в) довольны, что начался новый день, и ожидаете от жизни приятных сюрпризов.
7. Думаете о Ваших приятелях:
а) «Они не столь интересны и отзывчивы, как хотелось бы»;
б) «Конечно, у них есть недостатки, но в целом они вполне терпимы»;
в) «Прекрасные люди!»
8. Сравнивая себя с другими, находите, что:
а) "Меня недооценивают";
б) "Я не хуже остальных";
в) "Я замечательный человек!"
9. Если Ваш вес увеличился на три-четыре килограмма:
а) впадаете в панику;
б) считаете, что в этом нет ничего особенного;
в) тут же переходите на диету и усиленно занимаетесь физическими упражнениями.
10. Если Вы угнетены:
а) клянете судьбу;
б) знаете, что плохое настроение пройдет;
в) стараетесь развлечься.
Каждый ответ: а - 0 очков; б - 1 очко; в - 2 очка.
17-20 очков. Вы достаточно
Информация о работе Тревожность и экзаменационные испытания у человека