Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 22:06, реферат
Эту проблему рассматривали многие авторы. Обозов Н.Н. [1993] позволяет выделить пять оснований для классификации клиентов и рекомендаций по взаимоотношениям с ними:
-по характеру запроса на психологическую помощь;
-по особенностям восприятия психических явлений;
-по способу работы со своими проблемами;
-в зависимости от пола клиента;
-в зависимости от особенностей телосложения клиента.
Рассмотрим теперь эти основания более подробно.
Позиция психолог-слушатель подойдет для человека, взволнованного или опечаленного какими-либо внезапно случившимися событиями. Позиция психолог-«катализатор» подойдет для нерешительных или ригидных клиентов, склонных к компульсивному, застревающему поведению.
Бельская Е.Г. [1998, с.70 - 73] выделила и описала особый тип клиентов, которых она назвала «трудными клиентами».
С точки зрения Бельской Е.Г. существуют три предпосылки возникновения нормальных консультативных отношений:
У клиента есть проблема.
Консультант является экспертом.
Что-то должно быть сделано с проблемой.
Трудные клиенты имеют склонность на вербальном (словесном) уровне соглашаться с вышеуказанными предпосылками, а на метакоммуникационном уровне они отвергают хотя бы одну из них.
Метакоммуникационный уровень – уровень подоплеки, того, что лежит за словами, того, что существует реально, помимо слов.
Бельская Е.Г. [1998, с.70 - 73] выделяет в метакоммуникационном уровне коммуникации три аспекта:
Экспрессивный аспект. Это то, что партнеры выражают помимо вербалики, то, как они хотят, чтобы их поняли.
Атрибутивный аспект. То, как они понимают друг друга, какой образ видят в другом, какие качества склонны приписывать друг другу.
Командный аспект. Каких действий они хотят друг от друга, какого поведения они неявно требуют друг от друга.
В соответствии
с этими аспектами можно
«Это не моя проблема». В этом случае клиент имеет тенденцию себя вести как начальник своего консультанта. Рассказывать, он более склонен о других членах организации или семьи, у которых, на его взгляд, есть проблемы или которые эти проблемы создают сами. Он призывает консультанта «сделать что-нибудь», при этом не определяет конкретно, каких изменений хочет, все расплывчато. Характерная фраза: «Я не хочу быть в это вовлеченным, для этого мы Вас наняли». То есть клиент принимает на себя роль «ответственного постороннего». Если проблемы возникли все-таки из-за клиента, то процесс решения проблем может зайти в тупик.
Я сомневаюсь в Вашей компетентности. Тут можно выделить два варианта:
Клиент всегда знает положение дел лучше консультанта. Говорит много, в основном, абстрактно, точный смысл слов остается неясным. Когда консультант пытается обобщать его высказывания, такой клиент обычно стремится его поправить: «Вы не поняли…». При этом его поправка либо тривиальна (содержит то, что и так, само собой разумеется), либо включает в себя слишком много оттенков и значений. В дальнейшем клиент дает понять, что ценит «теоретический вклад» консультанта, но не думает, что он применим в данной ситуации.
Клиент склонен формулировать свои сообщения консультанту в терминах, с помощью которых он выражает неуважение предположениям консультанта. Характерное высказывание: «Смотрите, мы здесь занимаемся производством и не нуждаемся… , поэтому мы ждем от Вас нечто иное». Консультант периодически ставится в такую позицию, что он должен все время доказывать, что он лучше, чем о нем думают.
Это безнадежно, здесь ничего изменить нельзя. В процессе консультативной беседы клиент предпочитает соглашаться с консультантом. Оружие против консультанта здесь – беспомощность клиента, Он вроде пытается все выполнять, но результат всегда выражается характерной фразой: «Я все перепробовал по Вашему совету, но все оказалось бездейственным». Имеют место также «двойные сообщения» - клиент просит совета и одновременно дает понять, что он, в сущности, этого не ждет и не хочет, чтобы из этого что-то получилось. Для того чтобы дать это понять он может использовать шутку, невербальные средства коммуникации.
Для работы с
«трудными клиентами» используются
различные техники
Согласие и
поддержка. Главный принцип здесь
– прекратить бороться с клиентом.
Занять позицию: «Да, Вы эксперт», «Да,
Вы лучше знаете». Консультант не
принимает на себя роль лидера, не демонстрирует
поведение «высококлассного»
Вопросы формулировать открытые, а не экспертные, например: «Не расскажите ли Вы мне еще чего-нибудь?»
«Угу-реакция» - согласие и одобрение клиента.
Обратное резюмирование – попросить клиента самого подытожить сказанное, сделать резюме.
Избегание важности, значимости. Например, если клиент заявляет нам: «У меня нет проблем», то мы склонны ответить ему: «Тогда давайте поговорим и ничего больше».
Банальности. Если ответы консультанта будут ничего не значащими и лишь создавать иллюзию атмосферы доверительного разговора, то со временем это все-таки побудит клиента начать драматизацию ситуации и тогда модель отрицания проблем разрушится. Пример банального ответа: «Да, иногда это лучшее, что можно сделать».
Экстраполяция.
Сущность этой техники заключается
в том, что вместо того, чтобы блокировать
неконструктивное поведение клиента,
ему поддаются. Клиента поощряют
к тому, чтобы, продолжая вести
себя по-прежнему, он дошел до логического
и окончательного конца, после чего
он почувствует необходимость
Предписывание
проблемы. Консультант сам сопротивляется
всем возможным вариантам решения
проблемы. Клиента не только просят
делать то, что он делает, но и подразумевается,
что (по крайней мере, некоторое время)
иного выбора нет. Если клиент выражает
убеждение, что ничего изменить нельзя,
и его проблема неразрешима (отрицание
третьей предпосылки
Подчас психолог
сталкивается в консультации с клиентом,
который очень склонен к
Метод сочувствия и разоружения. Он заключается в том, чтобы:
Задать человеку несколько вопросов, чтобы лучше понять, что он имеет в виду, при этом избегать роли судьи или защитника. Нужно собрать как можно больше информации, чтобы появилась возможность взглянуть на мир глазами критика. Вопросы следует задавать с сочувствием, даже если клиент несправедлив.
Разоружение критики. Вне зависимости от правильности утверждений критика, нужно найти способ согласиться с ним. Когда критик не встречает сопротивления, он обычно теряет весь свой пыл. Если критик успокаивается, то приходит в более подходящее состояние для общения. Основная ошибка в ситуации критики – доминирующая тенденция защитить себя от любых несправедливых нападок. Каждая попытка защитить себя лишь подогревает пыл противника.
Метод самоконтроля. Актуален не только для психологов-консультантов, но и для преподавателей. Ориентирован на случай выскочки, который:
критикует настойчиво, но является некомпетентным в том, что критикует, не вникает в представленный материал;
не очень хорошо воспринимается в своем кругу общения;
его стиль критики носит подавляющий, унижающий характер.
Как реагировать на такого критика:
Немедленно поблагодарить за комментарии.
Подчеркнуть, что поднятые вопросы достаточно важны.
Отметить необходимость знаний поставленных вопросов – пусть это вдохновляет его на самостоятельную работу.
Предложить обсудить эту тему после изучения.
Техника «Я-высказывание». Суть этой техники заключается в том, что психолог должен сделать клиенту заявление согласно следующей структуре:
Событие. Ситуация должна быть описана клиенту объективно. Это помогает клиенту увидеть свои действия в новом свете.
Отклик психолога. Показать какое воздействие поступки клиента оказали на Вас. Это должно его подтолкнуть на пересмотр его поведения.
Изложение клиенту
версии предполагаемого исхода. Делается
это для того, чтобы дать возможность
клиенту ощутить свободу
Список литературы:
1.Обозов Н.Н. Психологическое консультирование (методическое пособие).1993г.
Информация о работе Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолог-клиент