Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолог-клиент

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 22:06, реферат

Краткое описание

Эту проблему рассматривали многие авторы. Обозов Н.Н. [1993] позволяет выделить пять оснований для классификации клиентов и рекомендаций по взаимоотношениям с ними:

-по характеру запроса на психологическую помощь;

-по особенностям восприятия психических явлений;

-по способу работы со своими проблемами;

-в зависимости от пола клиента;

-в зависимости от особенностей телосложения клиента.

Рассмотрим теперь эти основания более подробно.

Файлы: 1 файл

Российский Государственный Социальный Университет.docx

— 30.67 Кб (Скачать)

Российский  Государственный Социальный Университет 
 
 
 
 
 

Реферат по психологическому консультированию, психологической коррекции, психотерапии на тему: «Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолог-клиент » 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 4 курса

Группы  ПСИ-ВС-4

Пугач Евгения 
 
 
 
 
 
 

Москва 2010

Эту проблему рассматривали  многие авторы. Обозов Н.Н. [1993] позволяет  выделить пять оснований для классификации  клиентов и рекомендаций по взаимоотношениям с ними:

-по характеру  запроса на психологическую помощь;

-по особенностям  восприятия психических явлений;

-по способу  работы со своими проблемами;

-в зависимости  от пола клиента;

-в зависимости  от особенностей телосложения  клиента.

Рассмотрим теперь эти основания более подробно.

По характеру  запроса среди клиентов можно  выделить следующие

типы:

Не уверенный  в себе клиент. Много размышляет над ситуацией, много взвешивает, но никак не может принять решение, избавиться от сомнений. Цель обращения  к психологу – снять с себя ответственность в принятии необходимого жизненного решения. Для таких людей  принятие решений – сложный процесс, они не уверены в себе. С точки  зрения Н.Н. Обозова, психолог-консультант, работая с таким клиентом, должен быть максимально собранным, четким, даже категоричным в высказываниях и поведении. Он должен создать полюс уверенности в решаемых вопросах. Убедительность и достоверность высказываемых психологом соображений должна естественно «перевесить одну из чаш весов», на которые давят сомнения.

Уверенный в  себе клиент. Обращается  для подтверждения правильности своего уже готового понимания затруднительного положения, От психолога ему нужна  информация, подтверждающая уже готовую, сложившуюся у него точку зрения. Возникает вопрос: если этот человек столь уверен в себе, зачем он тогда вообще обращается к психологу? Ответ может быть такой: Несмотря на то, что этот человек уверен в себе и не раз уже самостоятельно принимал жизненные решения, в последнее время он все более на подсознательном уровне ощущает, что что-то идет не так. Его деятельность не столь успешна, сколь могла бы быть. Его подсознание побуждает его к тому, чтобы обратиться за помощью. Но его гордое сознание отказывается это принимать. Обращение к психологу и характер запроса отражают сложившийся компромисс между двумя сторонами внутреннего конфликта. По отношению к такому клиенту психологу-консультанту следует принять на себя роль  ведомого, который только подсказками, предположениями помогает разобраться в ситуации. Следует детально обсудить и разобрать все возможные варианты последствий действий, которые собирается совершить клиент. Необходимо поставить перед клиентом вопрос о вероятностях возникновения тех или иных желательных и нежелательных вариантов развития ситуации. Таким образом мы будем способствовать конструктивному разрешению внутреннего конфликта у клиента и не вызывать реакцию психологической защиты, отторжения.

Клиент все  знающий и доверяющий только себе. Клиент этого типа все подвергает сомнению, противоречив, но при этом убежден в своей правоте. Неглуп, но проблема в характере. Склонен запускать свои проблемы. Таким людям, в силу их резонерских особенностей, нелегко бывает найти себе партнеров по общению в реальной жизни. Попытка найти собеседника зачастую приводит их и в консультацию. Доброжелательное участие по отношению к клиентам этого типа и игнорирование тех особенностей, которые обычно отталкивают окружающих от этих людей, создает благоприятные возможности для смягчения ярко выраженных негативных черт характера. Люди выговариваются, расслабляются, у них повышается настроение. Многое из того, на чем они зацикливались ранее, отступает на задний план. Это создает предпосылки для конструктивной дальнейшей работы.

Клиент с потребностью «выговориться», «ищущий сочувствия», «отдушину». В отличие от предыдущего  типа клиентов, проблема здесь уже  не в характере. Очень часто это  люди, с нелегкой жизнью, одинокие, чувствительные, добрые, и страдающие вследствие своей  доброты. Советы по отношению к таким  людям не обязательны, они могут  даже оттолкнуть их, испугать тем, что  с ними не просто говорят, как с  людьми, а начинают «оказывать им психологическую  помощь». Переходить к оказанию этой помощи можно только в случае специального запроса. Главное, в чем нуждаются  клиенты подобного типа, - любовь, принятие, сочувствие. Но главное –  Слушание. Это бывает не всегда легко, поскольку общение с таким  клиентом легко принимает структуру, свойственную естественному разговору, и психологу-консультанту, естественно, хочется «вставить свое слово», поделиться и своим мнением. Не значит, что  этого делать нельзя. Но надо следить, чтобы больше говорил клиент. Если клиент активен, говорит, не следует  его перебивать. При консультировании на телефоне доверия в эту группу попадают многочисленные инвалиды –  люди, которые подчас годами не могут  покинуть свою комнату. Общение с  ними может быть очень интересным и обогатить психолога-консультанта. Они имеют уникальную возможность  много читать, следить за различного рода информацией, поступающей по каналам радио, телевидения, чего большинство из людей, вынужденных зарабатывать, лишены. Они с готовностью откликаются на просьбы консультанта отслеживать для него необходимую информацию.

По особенностям восприятия психических явлений  среди клиентов можно выделить следующие  типы:

Рационалистичный, реалистичный, прагматически ориентированный  клиент. Стремится к точному знанию о себе и окружающих, Обратной стороной такого стремления является то, что, он склонен недооценивать, игнорировать все, что касается душевной жизни  человека, что трудно поддается объективации, рациональному анализу. Эти стороны  действительности как бы дезорганизуют  сложившийся склад личности у  такого человека, поэтому он склонен  их игнорировать, относиться к ним  скептически, как бы не замечать их, защищаться от них. Подобного рода клиента интересуют количественные характеристики личности, факты, полученные в результате строгих научных экспериментов. Он особенно склонен доверять результатам высоко стандартизированных тестовых методик, таких как MMPI, опросник «16 личностных факторов» Раймонда Кэттелла. Его интересует не просто, что говорит в данный момент консультант, а на основании чего он это говорит. Все это необходимо учитывать в работе с таким клиентом, чтобы избежать негативного отношения к консультированию.

Интуитивно ориентированный, эмоционально-утонченный, эстетизированный клиент. Считает личность уникальным, таинственным образованием. Привлекают качественные, образные, художественные характеристики личности и ее жизненного пути. Интересуют глубинные механизмы психики, подсознательная природа человека. Обратной стороной личностной ориентации на интуитивное познание является неприятие рационального. Рациональное, объективное, полученное в ходе строгих научных экспериментов знание, представляется такому человеку поверхностным, ограниченным, неуклюжим, неглубоким, мало полезным и мало интересным. Склонен доверять информации, полученной с помощью методик, более ориентированных на качественный анализ – тест Германа Рошарха, Люшера цвета выбора тест. Такой клиент оценивает то, что говорит консультант, прислушиваясь к своему внутреннему голосу, и как бы взвешивая на своих глубинных внутренних весах, что близко к истине, а что нет. Это необходимо учитывать в работе с этим клиентом.

По способу  работы со своими проблемами среди  клиентов можно выделить следующие  типы:

Клиент, который  в ситуации затруднения стремится  перестроить свое поведение, стиль  деятельности, образ жизни, но не знает  как, сталкивается с трудностями  в этом плане. Это наиболее желательный  для психологов-консультантов тип  клиентов.

Клиент, который  в ситуации затруднения стремится  создавать многообразные субъективно-личностные версии, призванные сохранить у него о себе хорошее мнение в своих  глазах и в глазах других людей. Версии не успешности чаще всего связываются  с внешними обстоятельствами либо с  низкой личной заинтересованностью  в данном виде деятельности. Например, студент, не сдавший, как следует  экзамены и отчисленный из вуза, может объяснять это невозможностью для него учиться вследствие необходимости  зарабатывать деньги или же тем,  что профиль вуза не соответствовал его интересам. Недовольство собой, порождаемое низкой самооценкой, может усложнять субъективно-личностную версию. Этот феномен заключается в том, что субъективно-личностная версия начинает расслаиваться на несколько – «для себя» (которых может быть много) и «для других». Например, в случае неудачи на экзамене студентка может объяснять себе эту неудачу тем, что попался плохой преподаватель, а преподавателю объяснять свою неудачу физическим недомоганием. При этом противоречивость ситуации, которая часто возникает в случае создания субъективно-личностных версий, может не замечаться. Можно говорить о различных приемах работы с клиентами этого типа. Порой бывает полезно использовать прием интерпретации, сделать знание о субъективно-личностных версиях доступным клиенту. Можно обратить внимание клиента на противоречия в его рассказе: «Возможно, преподаватель неудачный, но ведь большинство студентов вашего курса сдали ему экзамен и даже многие получили хорошие оценки. Как им это удалось? Почему это не удалось Вам?». В случае эшелонированной психологической защиты, когда состояние клиента приближается к невротическому, нет смысла оспаривать субъективно-личностную версию. Эшелонированная психологическая защита связана, как правило, с тем, что клиент не видит путей конструктивного разрешения ситуаций. Создание субъективно-личностных версий – единственный известный такому человеку способ справиться с ситуацией. В этом случае целесообразно принять версию клиента, солидаризироваться с ним. Как это делать довольно неплохо показывают нам Ричард Бэндлер и Джон Гриндер [1994, особенно с. 99 - 100]. Затем можно, например, использовать прием самораскрытия. Рассказать о своем подобном опыте, о том, что чувствовал тогда, о том, как удалось разрешить трудности. Можно привести не свой, а просто известный психологу-консультанту опыт. Это должно обогатить клиента навыками конструктивного поведения в ситуации. В более тяжелых случаях требуется психотерапия.

Влияние пола клиента  на процесс консультирования

Согласно данным, приводимым Обозовым Н.Н. [1993], мужчины и женщины имеют разные ожидания относительно психологического консультирования. Соответственно, психологи-консультанты мужчины и психологи-консультанты женщины по-разному видят себя в роли психолога-консультанта, готовят себя к этой роли.

Женщины в большей  мере стремятся к «сопереживающему», «сочувствующему» стилю общения, обращая  внимание, в первую очередь, на отзывчивость, чуткость. При описании эталона консультанта они упоминают черты характера, темперамента, то есть их интересуют особенности  личностной организации специалиста, оказывающего воздействие. Можно сказать, что женщины в большей степени  ориентированы на эмпатический контакт, чем мужчины.

Мужчины в консультировании предпочитают эмоционально нейтральный, рабочий стиль общения. Они более  ориентированы на когнитивные аспекты  ситуации, на психологическую информацию. При описании эталона консультанта они делают упор на такие черты, как  серьезность, внимательность, чувство  долга.

Было установлено, что мужчины-клиенты больше предпочитают работать с мужчинами. Позиция женщин-клиентов нейтральнее, хотя и с некоторым  предпочтением тоже своего пола. Но главное тут не пол, а способность  к сочувствию.

Женщине-консультанту при работе с мужчиной можно рекомендовать  более ориентироваться на рабочий  стиль отношений, на подачу информации, на когнитивный анализ ситуации.

Мужчине-консультанту при работе с женщиной следует  стремиться к большему сопереживанию, сочувствию, проявлению эмпатии.

Обозов Н.Н. [1993] приводит сведения, согласно которым  большая часть проблем у мужчин формируется в сфере их деятельности, у женщин – в семейно-брачных  отношениях.

Влияние особенностей телосложения клиента на процесс  консультирования

Лица с атлетическим телосложением обычно стремятся  доминировать в общении и отношениях. Их шумное и самоуверенное поведение  либо подавляет других, либо вызывает агрессивность со стороны таких  же, как они. Все это может создавать  проблемы в личной жизни и деловых  контактах.

Лица с астеническим телосложением чаще имеют затруднения  в общественных и межличностных  контактах за счет своего концентрированного, скрытого, субъективного мышления, своей интравертированности.

Это, как правило, люди с высоким уровнем развития самосознания, интеллекта, непохожие  на большинство. Отсюда и возникают  их трудности в личной и деловой  жизни. Во-первых, они могут быть малопонятны для большинства  окружающих. Во-вторых, они нетипичны, уникальны, поэтому им труднее найти  путь к другому человеку.

В психологическом  консультировании (как, впрочем, и в  жизни) с людьми астенического телосложения нужно быть предельно предупредительными. Межличностную дистанцию и доверительность  общения они предпочитают регулировать сами, поэтому вопросы им следует  задавать очень осторожно.

Женщины с пикническим  телосложением с проблемами своей  личной жизни справляются проще  и сами, так как легкость в обращении  и внешне выражаемые чувства упрощают отношения с другими людьми.

В работе с перечисленными выше типами клиентов психолог может  использовать различные ролевые  позиции. Самоукина Наталия Васильевна [1997] выделила и описала пять приемлемых позиций психолога-консультанта в консультативном диалоге применительно к различным типам клиентов:

Психолог –  нейтральный советчик. Выслушивает, задает вопросы, высказывает советы или рекомендации.

Психолог-программист. Психолог разрабатывает программу  для клиента: «Что делать», «Как делать», «Когда делать», например, режим жизни  школьника.

Психолог-слушатель. В результате «разговора с хорошим  и умным человеком» клиент получает облегчение, удовлетворение и, успокоившись, самостоятельно находит решение  собственной проблемы.

Психолог-зеркало. Психолог объясняет, что объективно происходит, рисует для клиента объективное  отражение события, помогает понять его роль в этих событиях, а также  позиции людей, связанных с ним  и влияющих на него. В результате клиент понимает, что с ним происходит, к нему приходит успокоение и способность  к принятию решения, к действию.

Психолог-«катализатор». Для людей, которые все понимают, но ничего не делают, принимают на себя роль неудачников. Необходимо создать толчок к активации отношения к ситуации, к началу деятельного включения в разворачивающиеся события его собственной жизни, например, через укрепление его уверенности в себе, в его «добрых силах», его способности к управлению событиями своей личной жизни, ожиданию желаемого положительного результата.

Самоукина Н. В. [1997] полагает, что позиции нейтральный советчик или программист подойдут для случаев, когда в роли клиента выступает умный, сильный, интеллигентный человек. Позиции зеркало и программист более подойдут для человека, у которого эмоции обычно преобладают над доводами разума.

Информация о работе Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолог-клиент