Теория личности- бихевиоризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:59, реферат

Краткое описание

Существуют два направления в поведенческой теории личности - рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено работами известных американских бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скиннера. Основоположниками социального направления являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер.
В данной работе я хотел бы остановить свое внимание рефлекторном направлении в теории личности- бихевиоризме.

Файлы: 1 файл

сам доклад.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

     Но  из схемы S – R оказывается невозможно понять, как появляются новые действия, – ведь изначально организм располагает лишь ограниченным набором врожденных безусловных реакций. Так, по схеме условных реакций никакие раздражители и их сочетания не могли бы привести, например, к тому, чтобы собака научилась ходить на задних лапах. Поэтому довольно скоро обнаружилась чрезвычайная ограниченность этой схемы для объяснения поведения. Как правило, S и R находятся в столь сложных и многообразных отношениях, что непосредственную связь между ними проследить не удается. Экспериментальная практика не подтвердила универсальность предлагаемой схемы, и встал вопрос о том, что имеется нечто, определяющее реакцию помимо стимула – во взаимодействии с ним.

     Исследуя  дальнейшее развитие бихевиористского направления изучения личности, мы видим, что приверженцы данного направления, не удовлетворяясь полученными результатами экспериментов, вводят новые переменные (различные познавательные и побудительные факторы), принципы научения и потребностей, стараясь объяснить поведение человека, отрицая значение и влияние сознания и возможность человека контролировать его. Ввиду методологических изъянов исходной концепции бихевиоризма уже в 20-х гг. ХХ в. начался ее распад на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других теорий – в частности, гештальт психологии, а затем психоанализа. Возник необихевиоризм.

     Все же было бы несправедливым обвинять критиков бихевиоризма в том, что они не способны освободиться от исторических предрассудков. Так как должны быть иные причины тому, что бихевиоризм как теория науки о поведении все еще связан с сильными недоразумениями.

     На  мой взгляд, тому есть следующее  объяснение: эту науку неправильно  понимают как таковую. Есть целый  ряд наук о поведении. Некоторые  из них определяют свою предметную область, не касаясь при этом главных тем бихевиоризма.

     Вышеприведенная критика могла бы лучше всего  относиться к особой дисциплине, которую  можно было назвать экспериментальной  наукой о поведении. Она изучает  поведение отдельных организмом в тщательно оберегаемой окружающей среде и на основе этого исследования определяет отношения между определенным поведением и его окружением.

     К сожалению, эта форма анализа  поведения получила очень скромную известность. Ее важнейшие представители, а их сотни, очень редко поддаются  стремлению объяснить свой путь публике, интересующейся наукой.

     Помимо этого значение бихевиоризма безусловно. Насущные проблемы, с которыми сегодня сталкивается мир, противостоит мир сегодня, могут быть решены только в том случае, если мы будем постоянно увеличивать своё понимание человеческого поведения. Я не без оснований полагаю, что можно отказаться от традиционных теорий, которые сохранились через века. Именно они в значительной степени ответственны за наше сегодняшнее положение. Бихевиоризм в состоянии предложить многообещающую альтернативу.

     Важные  заслуги бихевиоризма следующие:

     1) он внес в психологию сильный  крен в естественнонаучную сторону; 

     2) он ввел объективный метод,  основывающийся на регистрации  и анализе внешне наблюдаемых  фактов, процессов и событий, благодаря  чему получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов;

     3) был чрезвычайно расширен класс  исследуемых объектов, стало интенсивно  изучаться поведение животных, младенцев  и т.д.;

     4) в его работах были значительно  продвинуты отдельные разделы психологии, в том числе проблемы научения, образования навыков и др.

     Я разделяю мнение исследователей, считающих, что основной недостаток бихевиоризма состоит в недоучете сложности  психической деятельности, излишнем сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и т.п.

 

      Стимул, реакция и  их классификация 

     Выражаясь психологическими терминами, можно  определить искусство обучения как  искусство создавать и задерживать стимулы (в русской психологической литературе это же понятие обычно обозначается равносильным термином «раздражитель») с тем, чтобы вызвать или предотвратить те или другие реакции. В этом определении слово «стимул» употреблено в широком смысле и означает всякое явление, оказывающее какое-либо влияние на человека, — слово, к нему обращенное, взгляд, фразу, которую он прочтет, воздух, которым он дышит, и т. д.

     Термин  «реакция» употреблен в смысле всякой новой мысли, чувства, интереса, физического действия или какого-либо умственного или физического состояния, вызванного этим стимулом.Рассмотрим это на педагогическом примере: Задача учителя — вызвать желательные и предотвратить нежелательные изменения в природе человека, вызывая или предотвращая известные реакции. Средства, которыми располагает учитель, — это те стимулы, которые могут воздействовать на ученика: слова, жесты и вид учителя, состояние и обстановка класса, учебники, употребляемые учеником, предметы, которые он видит, и тому подобный ряд вещей и событий, на которые распространяется влияние учителя. Реакции со стороны ученика — это разнообразные мысли, чувства и физические движения, возникающие во всевозможных комбинациях.

     Стимулы, исходящие от учителя с целью  вызвать и руководить реакциями со стороны ученика, могут быть классифицированы следующим образом:

     A) Стимулы, находящиеся под непосредственным  его контролем: движения учителя  (знание, любовь и такт учителя,  конечно, имеют огромное значение  в обучении, но фактическое их  действие зависит от того, как они проявляются в тех или иных словах, жестах и поступках) — речь, жесты, выражение лица и т.д..

     B) Стимулы, находящиеся под косвенным  контролем: 

     Физические  условия школы: воздух, свет, тепло  и т. д.

     Оборудование  школы: книги, приборы, пособия. Общественные условия школы: действия (включая слова) учеников и дух, который ими руководит. Общая среда: действие родителей, законы, библиотеки и т. д.

     Реакции могут быть классифицированы так:

     A) Физиологические реакции, как,  например, более глубокое дыхание, более крепкий сон, более сильные физические упражнения и т. д.

     B) Реакции умственные (здесь выражение  "умственные реакции" употреблено  в широком смысле слова и  включает восприятие предметов,  понимание связи, выделение заключений  точно также, как воспоминание о фактах или ассоциация идей), как, например, установление связи между известным стимулом и соответствующим представлением; выделение одного элемента из сложного явления или установление нескольких идей.

     C) Реакция в настроении, как, например, связь внимания, интереса, предпочтения, убеждения с известными общими состояниями всего организма.

     D) Реакции эмоциональные, как связь  симпатии, любви, ненависти с известными  состояниями. 

     Е) Реакция действий или поведения  и навыков, связывающая известные поступки или движения с известным умственным состоянием.

 

      Заключение 

     Таким образом, мы видим  – эволюция бихевиоризма показала, что его исходные принципы не могут  стимулировать прогресс научного знания о поведении. Даже психологи, воспитанные  на этих принципах, приходят к выводу об их недостаточности, о необходимости включить в состав главных объяснительных понятий психологии понятия образа, внутреннего, «ментального» плана поведения и т.д., а также обращаться к физиологическим механизмам поведения. Ныне лишь немногие из американских психологов (наиболее последовательно и непримиримо – американский психолог Скиннер и его школа) продолжают защищать постулаты ортодоксального бихевиоризма. Бихевиоризм прошел путь от сугубо механистических концепций до теорий, выдвигаемых современными необихевиористами. Хотя некоторые аспекты этого направления выглядят упрощенными и неспособными объяснить поведение во всей его полноте, главная заслуга его – в том, что оно внесло в изучение человеческой деятельности научную строгость и показало, как ею можно управлять.

 

      Дополнительная литература:

 
  1. Григорович  Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Издательство «Гардарики», 2004. – 475 с.
  2. Гуткина Н. И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М.: Знание, 1991. – 74 с.
  3. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. Учебник для ВУЗов. – СПб.: Издательство «Питер», 2003. – 752 с.
  4. Журевич Л.А. Социально-психологический тренинг для учащейся молодежи. – М., 2002. – 152 с.
  5. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – М., 2004.
  6. Кашапов Р.Р. Практическая психология. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 2003. – 448с.
  7. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций. – М.: «ОМЕГА», 2005. – 365 с.
  8. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: Академия, 2003. – 448 с.
  9. Розенова М.И. Психология обучения и воспитания. Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2004. – 176 с.
  10. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. – М., 2003. – 155 с.
  11. Хон Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения. – М.: Издательство «Академический проект», 2005 – 735 с.
  12. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – СПб.: Издательский Дом «Равновесие», Издательство «Питер», 2004.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Понятие бихевиоризма

    Джон Уотсон и его работа

    Схема «Стимул-Реакция»

    Стимул, реакция и их классификация

    Заключение

    Список дополнительной литературы

 

     Оглавление:

    Введение

    Понятие бихевиоризма

    Джон Уотсон и его работа

    Схема «Стимул-Реакция»

    Стимул, реакция и их классификация

    Заключение

    Список дополнительной литературы

Информация о работе Теория личности- бихевиоризма