Теория личности- бихевиоризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:59, реферат

Краткое описание

Существуют два направления в поведенческой теории личности - рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено работами известных американских бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скиннера. Основоположниками социального направления являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер.
В данной работе я хотел бы остановить свое внимание рефлекторном направлении в теории личности- бихевиоризме.

Файлы: 1 файл

сам доклад.doc

— 78.00 Кб (Скачать)
 
 

Введение 

Поведенческая теория личности имеет еще и другое название - "наученческая", поскольку  главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения.  
Существуют два направления в поведенческой теории личности - рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено работами известных американских бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скиннера. Основоположниками социального направления являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер.

 В  данной работе я хотел бы  остановить свое внимание рефлекторном направлении в теории личности- бихевиоризме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Понятие бихевиоризма 

     БИХЕВИОРИЗМ – направление в американской психологии ХХ века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

     Некоторые вопросы, которые поднимаются в  психологии, звучат следующим образом: возможна ли вообще такая наука? Способна ли она представлять все аспекты поведения людей? Какие методы она может использовать? Являются ли ее законы такими же строгими, как законы физики или биологии? Выходит ли она за пределы чистого управления поведением, и если да, то какую роль она играет в человеческом общежитии?

     Особое  значение имеет ее влияние на более  ранние формы обращения с тем  же самым субъектом. Человеческое поведение  – наиболее общая характеристика мира, в котором мы живем. Поэтому  мы можем исходить из того, что на эту тему говорится больше, нежели на любую другую тему.

     На  некоторые из этих вопросов однажды  будут даны ответы благодаря успешным или безуспешным результатам  научных или технических исследований. Но эти вопросы ставят проблемы, на которые уже сегодня крайне необходимо дать хотя бы предварительный ответ.

     Многие  интеллигентные люди считают, что хотя уже некоторые ответы были, но в  совокупности они уже не кажутся  такими перспективными, как раньше. Ниже приводится множество определенных мнений, которые приходится слышать  о бихевиоризме как науке о человеческом поведении. Мне кажется, что все они являются неверными. Итак, о бихевиоризме говорят, что он:

  1. игнорирует наличие категории сознания, чувственных состояний и душевных переживаний;
  2. опираясь на тот аргумент, что все поведение приобретается в течение индивидуальной истории, он пренебрегает врождёнными способностями человека;
  3. под человеческим поведением понимает просто совокупность ответных реакций на определённые раздражители, таким образом, индивид описывается как автомат, робот, марионетка, машина;
  4. не пытается учесть когнитивные процессы;
  5. не отводится место для изучения намерений или целевых установок человека;
  6. не может объяснить творческие достижения в изобразительном искусстве, музыке, литературе или точных науках;
  7. не отводится место индивидуальному ядру личности или его самочувствию;
  8. он по необходимости является поверхностным и не в состоянии обращаться к глубинным слоям души или индивидуальности;
  9. ограничивается прогнозом и контролем поведения человека, и не касается на этом основании сущности человека;
  10. работает с животными, особенно с белыми крысами, а не с человеком, поэтому его картина поведения человека ограничивается теми чертами, которые человек разделяет с животными;
  11. результаты, полученные в лабораторных условиях, не применимы к повседневной жизни. То, что высказывается по поводу поведения человека, поэтому есть лишь необоснованная метафизика;
  12. наивен и излишне упрощён. То, что выдаётся в качестве действительных фактов, является либо тривиальным, либо уже давно известным;
  13. выглядит скорее наукообразным, нежели научным, и скорее подражает естественным наукам;
  14. его технические результаты (успехи), достижимы и посредством использования здорового человеческого рассудка;
  15. если утверждения бихевиоризма должны иметь силу, то они должны относиться и к бихевиористски ориентированным исследователям. Отсюда, следует то, о чём они говорят, является неверным, поскольку их высказывания обусловлены лишь их способностью делать такие высказывания.
  16. «дегуманизирует» человека, он релятивирует всё и разрушает человека как человека;
  17. занимается лишь общими принципами, пренебрегая уникальностью каждого индивида;
  18. по необходимости антидемократичен, поскольку испытуемые подвергаются манипуляции со стороны исследователя, поэтому его результаты могли бы быть использованы скорее диктатором, чем благонамеренными государственными деятелями;
  19. рассматривает абстрактные идеи, например, мораль или правосудие исключительно как фикций;
  20. безразлично относится к теплу и многообразию человеческой жизни, несовместим с творческой радостью в изобразительном искусстве, музыке и литературе, а также с истинной любовью к ближнему.

     Перечисленные утверждения, на мой взгляд, представляют собой удивительно неправильное понимание значения и достижений данной научной парадигмы. Как объяснить такое непонимание? В большой степени этому может послужить обращение к началам бихевиоризма.  

    Джон  Уотсон и его работа 

     Первым  учёным, определённо считавшим себя бихевиористом, был Джон Уотсон, который  в 1913 г. опубликовал своего рода манифест под названием «Психология глазами бихевиориста» («Psychology as the Behaviorist Views it»).

     Уже само название произведения говорит  о том, что Уотсон отнюдь не собирался  создавать новую науку, а лишь придерживался мнения, что психология, начиная с того момента, должна была заниматься изучением поведения.

     Это было, пожалуй, ошибкой, поскольку большинство  психологов того времени придерживались точки зрения, что они должны исследовать  душевные процессы в мире сознания. По этой причине они, естественно, не были готовы согласиться с Уотсоном.

     Учёные, стоявшие у истоков бихевиоризма, тратили массу времени на борьбу с интроспективной методикой исследования духовной жизни, из-за чего центральное значение основного предмета их исследования было отодвинуто на второй план.

     Сам Уотсон сделал несколько важных наблюдений относительно инстинктивного поведения. Фактически он был одним из первых современных этологов. Однако изучение способности организма к обучению произвели на него такое впечатление, что он несколько преувеличил способности новорожденных младенцев к обучению.

     Впоследствии  он сам признал это преувеличением, но с тех пор этот факт всегда приводят в пример, чтобы показать якобы необъективность Уотсона. Новая форма науки, разработанная  им, появилась в некотором смысле преждевременно, ибо он имел в распоряжении весьма немного научно достоверных фактов из области поведения, прежде всего человеческого.

     Для каждой новой формы науки всегда возникает проблема, состоящая в  том, что поначалу она располагает  слишком малым количеством фактов. Для научной развивающейся и претенциозной программы Уотсона, которая касалась такой широкой области, как человеческое поведение, это обстоятельство было весьма существенным недостатком. Ему требовалось больше фактического материала, чем он мог найти. Поэтому неудивительно, что многое из того, что он говорил и писал, кажется наивным или слишком упрощённым.  

    Схема «Стимул-реакция» 

     Научный материал бихевиоризма, который имел в своем распоряжении Уотсон, касался условных и безусловных рефлексов. Бихевиоризм предложил в качестве единицы анализа поведения и движения схему «стимул — реакция», где в «моторные акты» привносится психологическое явление — мотивация в виде «стимула». Основатели бихевиоризма Дж. Б.Уотсон и Э.Торндайк вводят новые понятия: «стимул — реакция», «проблемный ящик», «проблемная ситуация», ((кривая научения», «закон упражнения», «закон готовности», «закон ассоциативного сдвига и эффекта (подкрепление)». Эти термины равнозначно применялись Э.Торндайком к анализу движений, как животных, так и человека. Он рассматривал моторное обучение как процесс формирования движений путем проб и ошибок. Движение описывается как моторный акт, как исполнительная реакция.

     Это представление господствовало и  в работах русского физиолога И.П. Павлова, опубликованных примерно в то же время. Психология «стимула и реакции», развивавшаяся на протяжении последующих 3-4-х десятилетий, также не изменила этого представления.

     Из  всех результатов, достигнутых им, наибольшее значение придавалось тем, которые легче всего можно было повторить на опыте. Большей частью они основались на наблюдении за животными: за собаками Павлова и белыми крысами зоопсихологов. С этими представлениями была связана и научная программа – научиться управлять поведением. Предполагалось провести эксперименты, направленные на выявление закономерностей, формирующих стимул-реактивные связи. Эта схема распространялась и на животных, и на человека. А поскольку законы научения – формирования реакции на определенные стимулы – провозглашались универсальными, данные экспериментов с животными распространялись и на человеческое поведение.

     Бихевиористы  считали, что с помощью этой схемы  можно объяснить любую деятельность, а все понятия, связанные с  сознанием и прочими проявлениями «духовного начала», ненаблюдаемого непосредственно, следует изгнать из сфер научной психологии. «Осознание» субъектом своих ощущений и впечатлений слишком субъективно и совершенно бесполезно для исследователей. Напротив, объективные внешние появления тех же ощущений и впечатлений – например, в виде изменения размеров зрачка, частоты пульса и т.п., – позволяют количественно оценить эти формы поведения и «измерить» чувства.

     Считалось, что поведение человека не отличается от поведения животных особым своеобразием и подчиняется тем же законам. Для подтверждения своего утверждение о том, что психология представляет собой точную науку, и чтобы собрать дальнейший материал для своей книги, Уотсон опирался на результаты анатомии и психологии. Подобным путем продвигался и Павлов, утверждая, что его эксперименты над поведением фактически являются «исследованием физиологических процессов в коре больших полушарий».

     И все же оба ученых были не в состоянии  осуществить прямое наблюдение процессов  в нервной системе, посредством которых можно было бы объяснить поведение человека. В результате они были вынуждены давать поспешные интерпретации сложных поведенческих актов.

     Так, Уотсон утверждал, что мышление –  язык, предшествующий всякой речи; а  для Павлова речь была просто «второй сигнальной системой». Уотсон мало, а то и вовсе ничего не мог сказать по поводу субъективных намерений человека, целеполагания и творчества. Он подчеркивал большие технические возможности науки о поведении, однако его примеры не были так уж несовместимы с манипулятивным контролем за поведением.

     Прошло  более 60 лет со времени опубликования  Уотсоном своего манифеста, за это время  кое-что успело произойти. Научный  анализ поведения достиг большого прогресса, а недостатки теории Уотсона с  моей точки зрения имеют лишь исторический интерес. Критика бихевиоризма, наоборот, едва ли претерпела изменения.

     Неопределенность, имевшая место в начале истории  бихевиористского движения, едва ли может  послужить достаточным объяснением  для недоразумениям такого рода.

     Несомненно, что некоторые трудности возникают  из того факта, что предметом исследования бихевиоризма выступает человеческое поведение, которое тонко реагирует на внешние влияния. Если мы сами наблюдаем за собой, то способ, каким мы это делаем, часто приводит к определенным результатам, зачастую непростым по последствиям.

     Далее, бихевиористское наблюдение влечет за собой определенные яркие изменения. Некоторые понятия, которые структурируют  традиционные формы наблюдения, глубоко  укоренились в нашем языке. Они на протяжении столетий господствовали как в повседневной речи, так и в языке науки.

     Как общие окончательные задачи психологии намечались две: 1) прийти к тому, чтобы  по ситуации (стимулу) предсказывать  поведение (реакцию), и 2) наоборот –  по реакции судить о вызвавшем ее стимуле.

     Как естественнонаучная база психологической  теории принималась концепция условных рефлексов. Считалось, что все новые  реакции приобретаются путем  обусловливания. Все действия –  это сложные цепи, или комплексы  реакций. Работы Павлова позволили Уотсону дать объективное объяснение развитию навыков или появлению новых форм поведения как результата обусловливания – образования рефлексов условных.

Информация о работе Теория личности- бихевиоризма