Теории личности в зарубежной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:42, реферат

Краткое описание

Цель исследования – изучить основные зарубежные теории личности.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Изучить понятие, основные характеристики и развитие личности.
Рассмотреть основные теории личности в зарубежной психологии.
Сделать выводы на основе проведенных исследований

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………….…….2

Глава 1. Понятие, основные характеристики и развитие личности……………...3

1.1 Понятие личности……………………………………………………………………………….……...3

1.2 Основные характеристики личности……………………………………………….………..4

Глава 2. Основные теории личности в зарубежной психологии…………………..5

2.1 Личность в гуманистической психологии Маслоу………………....................5

2.2 Психодинамическая теория личности З. Фрейда………………………………….…9

Заключение……………………………………………………………………………………………………13

Список использованной литературы…………………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

psih.docx

— 48.33 Кб (Скачать)

ЭГО. (Лат. «ego» – «я») Компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Эго, является отделением от ид, черпает от него часть энергии, для преобразования и реализацию потребностей в социально приемлемом контексте, таким образом обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Оно использует когнитивные и перцепционные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид [5, c. 83].

Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности  организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий  внешней среды. Эго было названо  Фрейдом вторичным процессом, «  исполнительным органом» личности, областью протекания интеллектуальных процессов  решения проблем. Освобождение

Некоторого количества энергии  эго для решения проблем на более высоком уровне психики, является одной из основных целей психоаналитической терапии.

Таким образом, мы подошли  к последней структуре психики.

СУПЕРЭГО.

«Мы хотим сделать предметом  этого исследования Я, наше наисобственнейшее  Я. Но возможно ли это? Ведь Я является самым подлинным субъектом, как  же оно может стать объектом? И  все-таки, несомненно, это возможно. Я может взять себя в качестве объекта, обращаться с собой, как  с прочими объектами, наблюдать  себя, критиковать и бог знает, что еще с самим собой делать. При этом одна часть Я противопоставляет  себя остальному Я. Итак, Я расчленимо, оно расчленяется в некоторых  своих функциях, по крайней мере, на время…Я мог бы сказать просто, что особая инстанция, которую я  начинаю различать в Я, является совестью, но более осторожным было бы считать эту инстанцию самостоятельной  и предположить, что совесть является одной из ее функций, а самонаблюдение, необходимое как предпосылка  судебной деятельности совести, является другой ее функцией. А так как, признавая  самостоятельное существование  какой-либо вещи, нужно дать ей имя, я буду отныне называть эту инстанцию  в Я "Сверх-Я"» [6, c. 153]

Так представлял Фрейд  суперэго – последний компонент  развивающейся личности, функционально  означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых  с теми, что приняты в окружении  индивидуума.

Будучи морально-этической  силой личности, суперэго является следствием продолжительной зависимости  от родителей. «Роль, которую позднее  берет на себя Сверх-Я, исполняется  сначала внешней силой, родительским авторитетом Сверх-Я, которое, таким  образом, берет на себя власть, работу и даже методы родительской инстанции, является не только ее преемником, но и  действительно законным прямым наследником» [7, c. 62]

Далее функцию развития берет  социум (школа, сверстники и т.д.). Можно  также рассматривать суперэго как  индивидуальное отражение «коллективной  совести» социума, хотя ценности общества бывают искажено восприятием ребенка.

Суперэго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал.

Совесть приобретается посредством  родительских наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и  возникновение чувства вины у  ребенка. Поощрительный аспект супереэго  – эго-идеал. Он формируется из положительных  оценок родителей и ведет индивидуума  к установлению у себя высоких  стандартов.

Суперэго считается полностью  сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля не служит принципу реальности. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в

Движущие силы поведения

Этими силами Фрейд считал инстинкты, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Используя общеизвестный закон  природы, – сохранение энергии, он сформулировал, что источником психической энергии  служит нейрофизиологическое состояние  возбуждения. По теории Фрейда, каждый человек имеет ограниченное количество этой энергии, и цель любой формы  поведения является снятие напряжения, вызванного скоплением этой энергии  в одном месте. Таким образом, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого  телесными потребностями. И хотя количество инстинктов неограниченно, Фрейд разделял две группы: Жизни  и Смерти [5, c. 52].

Первая группа, под общим  названием Эрос, включает в себя все силы, служащие цели поддержания  жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида. Общеизвестно, что  Фрейд считал сексуальный инстинкт одним из ведущих; энергия этого  инстинкта получила название либидо, или энергия либидо – термин, употребляемый для обозначения  энергии жизненных инстинктов в  целом. Либидо может находить разрядку только в сексуальном поведении.

Так как существует много  сексуальных инстинктов, Фрейд предположил, что каждый из них связан с определенным участком тела, т.е. эрогенной зоной, и выделил четыре участка: рот, анус и половые органы.

Вторая группа – инстинкты  Смерти или Тонатос – лежит  в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств. Правда существует мнение, что Фрейд  создал теорию об этих инстинктах под  влиянием смерти его дочери и страхом  за своих двоих сыновей, находящихся  в то время на фронте. Вероятно, поэтому  это наиболее и наименее рассматриваемый  в современной психологии вопрос.

Любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул.

Источник – состояние  организма или потребность, вызывающая это состояние.

Цель – инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения.

Объект – означает любого человека, предмет в окружающей среде  или в теле самого индивидуума, обеспечивающего  цель инстинкта. Пути, ведущие к цели не всегда одни и те же, впрочем как  и объекты. Кроме гибкости в выборе объекта, индивидуумы обладают способностью откладывать разрядку на продолжительные  отрезки времени.

Любой поведенческий процесс  может быть описан в терминах:

Привязки или направление  энергии на объект (катексис)

Препятствия, мешающего удовлетворению (антикатексис)

Примером катексиса может  служить эмоциональная привязанность  к людям, увлечение чужими идеями.

Для понимания динамики энергии  инстинктов и ее выражения в выборе объектов является понятие смещение активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии происходит благодаря смене поведенческой  активности. Проявления смещенной активности можно наблюдать, если выбор объекта  по какой либо причине не возможен. Такое смещение лежит в основе творчества, либо, что более распространено, домашние конфликты из-за проблем  на работе.

По мнению Фрейда, многие социально-психологические феномены можно понять в контексте смещения двух первичных инстинктов: сексуального и агрессивного. Не имея возможности  получать удовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать инстинктивную  энергию.

Заключение

Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие  социальное, она выражает все, что  есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает  в результате культурного и социального  развития.

Личность не "только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она  сама, что проявляется в ее чувстве "Я", которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности  к самонаблюдению, самоанализу и  саморегуляции.

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения  человека. Теория считает поведение  человека полностью детерминированным, зависимым от внутренних психологических  конфликтов. Также эта теория рассматривает  человека как целое, т.е. с точки  зрения холизма, так как была основана на клиническом методе. Из анализа  теории следует, что Фрейд больше чем другие психологи, был привержен  к идее неизменяемости. Он был убежден, что личность взрослого формируется  из опыта раннего детства. С его  точки зрения изменения, происходящие изменения в поведении взрослого  человека неглубинные и не затрагивают  изменения структуры личности.

Считая, что ощущение и  восприятие человеком окружающего  мира является чисто индивидуальным субъективным, Фрейд предположил  что, поведение человека регулируется стремлением редуцировать неприятное возбуждение, возникающее на уровне организма при возникновении  внешнего раздражителя. Мотивация человека, согласно Фрейду, основана на гемеостазе. И так как он считал, что поведение  человека полностью детерминировано, то это дает возможность полностью  исследовать его с помощью  науки.

Теория личности Фрейда послужила  основой для психоаналитической терапии, успешно применяемой в  настоящее время.

Мне, как автору работы, ближе  всего теория личности Маслоу.С точки  зрения его гуманистической психологии только сами люди ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать  в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует правильность выбора. Основным принципом этого  направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей.

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.      Виттельс  Ф.“Фрейд (его личность, учение и  школа)”. М., 1991-345 с.

 

2.      Джеймс  М, Д.Джонгвард “Рожденные выигрывать”.  М., 1991.-274 с.

 

3.      Немов Р.С. “Психология” 2 тома М., 1994.

 

4.      Фрейд З. Лекции по психоанализу. Лекция 31.стр.334-349

 

5.      Фрейд З. “Психология бессознательного”. М., 1990г.-215 с.

 

6.      Хъелл Л. Д. «Теория личности» 1997 стр. 106-153 С-Пр.

 

7.     Юнг К.Г. “Аналитическая психология. Прошлое и настоящее”. М., 1995г.-536 с.

 

                  

 


Информация о работе Теории личности в зарубежной психологии