Теоретические и эмпирические источники социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 09:14, доклад

Краткое описание

Существуют разные взгляды на историю развития социальной психологии. Считается, что первыми историческими формами социально-психологического знания стали: теория психологии народов (Германия), теория психологии масс (Италия, Франция), теории социальных инстинктов (Англия, США).

Файлы: 1 файл

Теоретические и эмпирические источники социальной психологии.docx

— 22.79 Кб (Скачать)

Теоретические и эмпирические источники  социальной психологии

  Существуют  разные взгляды на историю развития социальной психологии. Считается, что  первыми историческими формами  социально-психологического знания стали: теория психологии народов (Германия), теория психологии масс (Италия, Франция), теории социальных инстинктов (Англия, США).

  В теории психологии народов (Ф. Гегель, М. Лазарус, Г. Штейн-таль) нация (народ) рассматривается как «сверхиндивидуальная целостность», личность наделяется «сверхиндивидуальной душой», и вторая находится в подчиненном отношении к первой. Иначе говоря, теория психологии народов исходила из того, что главная сила истории — это народ, «дух целого», который выражает себя в религии, языке, мифах, обычаях, искусстве и т.п., а индивидуальное сознание есть его продукт. Задача социальной психологии состоит в том, чтобы психологически познать сущность духа народа, открыть законы духовной деятельности народа. Позднее (в работах В. Вундта) концепция психологии народов с отказом от не вполне определенного понятия «дух целого» приобрела более реалистический вид, но так или иначе основная мысль в этой теории сводилась к тому, что, кроме индивидуального сознания, существует нечто, характеризующее психологию группы и индивидуальное сознание, и в конечном счете это предопределяется психологией группы. В теории психологии масс (работы Г. Тарда, С. Сигеле, Г. Лебона) основополагающими были идеи об активной роли иррациональных моментов в социальном поведении и об активной роли подражания. Иррационализм в социальном поведении прослеживался на примере аффективного поведения уголовных преступников, а позднее (преимущественно в работах Г. Лебона) — в поведении больших скоплений людей, «людских масс». Главное отличие психологии масс и том, что человек «толпы», человек «массы» теряет свою индивидуальность, подчиняется импульсам, примитивным инстинктам и легко поддается различным иррациональным действиям. В рамках концепции психологии масс формально признавался некоторый примат индивида над обществом, однако само общество произвольно сводилось к толпе и описывалось также весьма односторонне, главным образом в состоянии паники. Теория социальных инстинктов (В. Макдугалл, Э. Росс, Д. Болдуин) исходит из того, что социальное поведение определяется врожденными инстинктами, стремлением к цели, что свойственно как человеку, так и животному. Это стремление, желание, порыв выступает в психике человека как движущая сила характера формирующая социальное поведение. Авторы теории считают, что всё происходящее в области сознания находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Сформулированы несколько пар связанных между собой инстинктов и эмоций. Среди них — инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев и страх, инстинкт самосохранения и соответствующее ему чувство бегства, инстинкт строительства и чувство созидания, стадный инстинкт и чувство принадлежности, инстинкт воспроизведения рода и ревность, инстинкт приобретения и чувство собственности. В конечном счете, концепция теории инстинктов объясняет социальное поведение с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели и утверждает значение иррациональных и бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества. К философским истокам и предпосылкам развития социальной психологии относят:

  — идеи Платона  об иррациональности поведения масс, присущего демократии (эти идеи легли  в основу теории массовых социальных движений);

  — идеи Аристотеля об общественных инстинктах, объединяющих людей;

  — идеи Гельвеция  о социальной детерминации (предопределенности) развития личности;

  — идеи Фейербаха  о роли и сущности социально-психологического общения людей как единственного  способа проявления человеческой сущности;

  — идеи российских революционных демократов и философов  о социальных настроениях, об общественном мнении, о нравах, об обычаях и  т.п. Американский социальный психолог С. Сэржент считает, что социальная психология берет свое начало от идей и теорий школ:

  — социальной философии (Платон, Монтескье, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.);

  — социальной антропологии (М. Лазарус, В. Вундт, Ф. Тейлор и др.);

  — английского  эволюционизма (Ч. Дарвин, Г.Спенсер  и др.).

  К эмпирическим предпосылкам возникновения и развития социальной психологии относят:

  — ораторское искусство Древней Греции, развившее  приемы управления вниманием и эмоционально-психологическим  состоянием больших и малых человеческих групп;

  — действа  жрецов, шаманов, ведунов, развившие  приемы суггестивного (внушающего) воздействия  на аудиторию;

  — взаимодействия различных религиозных конфессий со своей паствой, развившие приемы формирования установок;

  — культурно-психологические  традиции чень-буддизма, развившие приему психотренинга и психорегуляции. 

Объект, предмет  и задачи социальной психологии.

Объектом  социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы людей) и отдельные их представители.

Предметом социальной психологии выступают закономерности возникновения и функционирования социально-психологических явлений и процессов (общественно-психологических феноменов), представляющих собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.

     Задачами социальной психологии выступают:

   1. Выявление или уточнение вместе с другими общественными науками: а) специфики и своеобразия феноменов, составляющих психологические сущность и содержание общественного сознания людей и психологии их больших и малых групп; б) соотношения между различными их компонентами; в) влияния последних на развитие социального бытия и социальных отношений.

   2. Всестороннее осмысление и обобщение  данных:  а) об источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов; б) об их воздействии на поведение и поступки людей как представителей различных социальных общностей.

   3. Исследование наиболее значимых  особенностей и отличий социально-психологических  явлений и процессов от других  психологических и социальных  феноменов в различных группах. 

   4. Выявление закономерностей возникновения,  формирования, развития и функционирования  социально-психологических явлений  и процессов в обществе.

   5. Социально-психологический анализ  взаимодействия, межгрупповых и  межличностных отношений, общения,  восприятия и познания людьми  друг друга, а также факторов, обусловливающих специфику и  эффективность влияния этих базовых  общественно-психологических феноменов  на их совместную деятельность  и поведение.

   6. Всеобъемлющее изучение социально-психологических  особенностей личности и своеобразия  ее социализации в различных  общественных условиях.

   7. Осмысление специфики функционирования  социально-психологических явлений и процессов в малой группе и их влияния на возникновение конфликтов, формирование психологического климата и атмосферы в ней.

   8. Обобщение имеющихся представлений  о мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и других характеристиках представителей различных наций и классов.

   9. Выявление роли и значения  религиозной психологии в жизни  общества, ее социально-психологического  содержания и форм функционирования, а также особенностей ее влияния  на взаимодействие и общение как верующих, так и неверующих.

   10. Всестороннее изучение психологического  содержания политической жизни  и политической деятельности  людей и их групп, своеобразия  трансформации сознания общества  под воздействием политических  процессов, развивающихся в нем.

   11. Исследование разнообразных массовидных социально-психологических явлений и процессов, их значения в общественной жизни, а также выявление их влияния на поступки и поведение людей в обычных, экстремальных и других условиях.

   12. Социально-психологическая интерпретация  сущности, содержания, форм и методов  межгруппового и межличностного  влияния людей друг на друга.

   13. Прогнозирование политических, национальных  и других процессов в развитии  государства (общества) на основе  учета социально-психологических  факторов и закономерностей их  формирования и развития.

   Решение задач, стоящих перед социальной психологией может достигаться  различными способами. Во-первых, должна осуществляться тщательная и всесторонняя разработка теоретических и методологических основ этой отрасли знаний. Во-вторых, широкое поле для исследовательской  деятельности представляет сравнительное  изучение социально-психологических явлений и процессов, происходящих в нашей стране и за рубежом. В-третьих, социальная психология обязана сотрудничать с представителями других наук – социологами, политологами, педагогами, этнографами, антропологами и др.

     Внутринаучные связи социальной психологии и ее отношения с другими отраслями знаний. Задачи, решаемые социальной психологией как наукой, а также большое разнообразие и сложность социально-психологических явлений, которые она изучает,  и общностей, в которых они возникают, предопределили также возникновение и развитие ее конкретных отраслей.

     Этническая  психология — отрасль социальной психологии, которая  занимается выявлением и описанием психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей.

     Психология  религии это отрасль социальной психологии, изучающая психологию людей, вовлеченных в религиозные общности, а также их религиозную деятельность.

     Политическая  психология — отрасль социальной психологии, исследующая различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.

     Психология управления — отрасль социальной психологии, уделяющая главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы людей, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.

     Психология  межгруппового и  межличностного влияния — недостаточно пока систематизированная отрасль социальной психологии, занимающаяся изучением особенностей, закономерностей, форм и методов воздействия на людей и их группы в различных условиях развития общества.

     Психология общения раскрывает не только своеобразие обмена информацией между людьми и социальными группами, но и показывает, как должны строиться, поддерживаться и развиваться взаимодействие и отношения между ними.

     Психология  семьи (семейных отношений) ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики отношений между членами первичной звена человеческого общества.

     Психология  конфликтных отношений (конфликтология) —  бурно прогрессирующая отрасль социальной психологии, нацеленная на доскональное исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявления путей эффективного их предотвращения и разрешения.

      В интересах своего продуктивного  развития социальная психология должна поддерживать закономерные отношения  с другими науками.

      С одной стороны, философия, социология, политология и другие общественные науки предоставляют социальной психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию сущности социально-психологических явлений и процессов и специфики общественного сознания, их происхождения, особенностей развития и роли в жизни и деятельности людей.

    Общая психология помогает социальной психологии точнее представить и в методологическом отношении правильнее осмыслить  психологические особенности личности (индивида), выступающего субъектом общественных отношений и носителем социальной психики.

    Исторические  науки показывают, как осуществляется развитие социальной психики и сознания людей на различных этапах становления  общества и отношений между людьми.

    Политические  науки открывают социальной психологии правильное понимание того, какие  политические явления (процессы) и как  влияют на общественное сознание людей, как изменяется социальная психика  людей в условиях политической деятельности или под ее влиянием.

    Экономические науки раскрывают социальным психологам сущность и своеобразие функционирования экономических процессов в обществе, показывают, как те влияют на общественные отношения и на проявление в них социальной психики и общественного сознания людей.

    Культурология и этнология, исследуя особенности культурного (этнического) развития различных этнических общностей, дают возможность адекватно и правильно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических феноменов.

Информация о работе Теоретические и эмпирические источники социальной психологии