Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:37, курсовая работа
Цель работы: изучить типы профессий, выбираемые школьниками.
Задачи:
1) анализ литературы по данной теме;
2) изучить типы профессий;
3) проанализировать полученные результаты
Введение……………………………………………………………………….….………..3
Глава I Теоретические аспекты профессионального самоопределения старшеклассника
1.1 Особенности старшего школьного возраста. Жизненный план……………............5
1.2 Характеристика профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте………………………………………………………………………………….....6
1.3 Самопознание в выборе профессии…………………………………………………11
1.4 Роль самооценки в профессиональном самоопределении………………………...12
Глава II Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.
2.1 Цели, задачи, организация исследования………………………..............................16
2.2 Исследование видов профессиональной деятельности по Климову……………..17
2.3 Исследование преобладающего типа личности по методике Холланда………….19
Выводы……………………………………………………………………………………21
Рекомендации…………………………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………………...........27
Приложение………………………………………………………………………………
Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»
Обработка результатов.
Таблица 1. Сравнительная таблица средних значений по методике Е.А. Климова.
| Климов
| ||||
| П.
| Т.
| Ч. | З.С. | Х.О.
|
М.
| 3,6 | 4,2 | 3,7 | 5,2 | 3,5 |
Д. | 4,1 | 1,7 | 4,4 | 2 | 4,6 |
П.- природа
Т.- техника
Ч.- человек
З. С.- знаковая система
Х.О.- художественный тип
Анализируя результаты средних значений, для всей выборки учащихся 11 классов можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности.
Направленность на сферу деятельности Человек-человек в 11 классе преобладает над направленностью на сферу деятельности Человек-Техника. При этом ведущий тип личности социальный, а самым менее значимым являются реалистичный и предпринимательский типы личности. Возможно это связано с возрастными особенностями: ведущая деятельность в данном возрасте- это развитие взаимоотношений с людьми, обществом и усвоение норм этих взаимоотношений. Выборка может быть рассмотрена как репрезентативная, так как учебная успешность у учащихся 11 класса близка как в области гуманитарных, так и естественных учебных дисциплин.
Проводя, сравнительный анализ средних значений показателей у выборки мальчиков и девочек было обнаружено ряд статистически достоверных различий между средними значениями измеряемых показателей.
Так подтвердились различия, полученные нами при качественном анализе. Направленность на сферу деятельности Человек- Техника у мальчиков выше, чем у девочек. А направленность на сферу деятельности Человек- Человек у девочек выше, чем у мальчиков.
Таким образом, мальчики больше всего направлены на такие сферы деятельности как техника и знаковая система, а девочки на человек и художественный образ. Это связано с тем, что подростки типизируют многие профессии по полу как женские и реже как мужские. Подобные представления подростков о профессиях как женских или мужских также влияет на их ценностные ориентации и профессиональное самоопределение.
2.3 Методика Дж. Холланда.
Данный тест разработан для исследования профессиональных интересов и предпочтений человека. Он поможет соотнести склонности, способности и интересы с различными, конкретными профессиями, более точно определить круг запросов в профессиональной сфере и окажет содействие при планировании профессиональной карьеры.
Инструкция. «В бланке теста приведены широкий круг интересов и установок. Из двух предложенных профессий вам надо выбрать одну, которая наиболее вам интересна, и отметить ее на бланке ответов крестиком. После чего перейти ко вторым двум профессиям, так же отмечая наиболее заинтересовавшую вас. Время проведения теста не ограниченно»
Обработка результатов.
Таблица 2. Сравнительная таблица средних значений по диагностике Дж. Холланда
Тип личности Холланд
| ||||||
Р. | И. | С.
| К.
| П.
| А.
| |
м | 5,8 | 6,5 | 4,7 | 6 | 5,3 | 5,3 |
д | 3,3 | 5,2 | 6,9 | 4,7 | 3,7 | 4,4 |
Р.- реалистичный
И.- интеллектуальный
С.- социальный
К.- конвенциальный
П.- предпринимательский
А.- артистичный
Анализируя, преобладающий тип личности у выборки учащихся 11 класса мы видим, что мальчики имеют более реалистичный тип личности, чем девочки. И в то же время у девочек более выражен социальный тип личности, по сравнению с мальчиками.
Выводы
Сравнивания результаты были сделаны следующие выводы:
- мальчики больше направлены на сферу деятельности Человек-Техника, Человек- Знаковая система;
- девочки больше направлены на сферу деятельности Человек-Человек, Человек- Художественный образ;
преобладание социального типа личности.
Полученные результаты можно использовать при профориентации учащихся старших классов, при организации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения, для повышения мотивации по отдельным предметам, связанных с областью выбора будущей профессиональной деятельности.
Заключение.
Исходя, из результатов качественного и количественного анализа эмпирического исследования были получены следующие результаты:
В подростковом возрасте прослеживается возрастная динамика в осознанном выборе круга профессий;
наиболее значимыми субъектами, влияющими на профессиональное самоопределение современного подростка, являются сам ученик и родители;
для большинства подростков мотивом выбора профессии выступает мотив реализации своего "Я";
трудности выбора будущей профессии, подросток связывает с низким уровнем информированности, а также низким уровень ресурсного обеспечения в освоении выбираемых профессий;
обнаруженные различия оказывают влияние на профессиональное самоопределение в подростковом возрасте:
В результате проведенных исследований, на основе анализа различных теорий по изучению данной темы, были подтверждена гипотеза преобладания гуманитарной направленности в выборе профессиональной сферы деятельности и социального типа личности.
1. Большая советская энциклопедия, 1975
2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973
3. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988
4. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск: Народная асвета, 1978
5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991
6. Климов Е.А. Школа …а дальше? Лениздат, 1971
7. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982
8. Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2002
9. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1999
10. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997
11. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987
12. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978
13. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
14. Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988
15. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. М.: Педагогика, 1981
16. Шибутани Т. Социальная психология. Москва – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999
Приложение 1.
Методика Дж. Холланда
1 | а) | Инженер-механик |
| б) | Физик-экспериментатор |
|
2 | а) | Социальный работник |
| б) | Управляющий гостиницей |
|
3 | а) | Художник по интерьеру |
| б) | Чертежник-копировщик |
|
4 | а) | Биохимик |
| б) | Фармацевт |
|
5 | а) | Политический лидер |
| б) | Писатель |
|
6 | а) | Портной |
| б) | Оператор ЭВМ |
|
7 | а) | Адвокат |
| б) | Историк-правовед |
|
8 | а) | Воспитатель детского сада |
| б) | Художник по керамике |
|
9 | а) | Вязальщик |
| б) | Телефонист справочной службы |
|
10 | а) | Нотариус |
| б) | Менеджер по снабжению |
|
11 | а) | Переводчик зарубежной поэзии |
| б) | Логик |
|
12 | а) | Детский врач |
| б) | Специалист по медицинской статистике |
|
13 | а) | Маркетолог |
| б) | Пчеловод |
|
14 | а) | Научный работник музея |
| б) | Менеджер по персоналу |
|
15 | а) | Аудитор |
| б) | Художник-реставратор |
|
16 | а) | Строитель-монтажник |
| б) | Металловед |
|
17 | а) | Школьный учитель |
| б) | Следователь |
|
18 | а) | Столяр-краснодеревщик |
| б) | Оператор станков-автоматов |
|
19 | а) | Математик |
| б) | Бухгалтер |
|
20 | а) | Директор мебельной фабрики |
| б) | Дирижер |
|
21 | а) | Настройщик телерадиоаппаратуры |
| б) | Секретарь-референт |
|
22 | а) | Главный зоотехник |
| б) | Генетик |
|
23 | а) | Консультант “телефона доверия” |
| б) | Парикмахер-модельер |
|
24 | а) | Водитель троллейбуса |
| б) | Медсестра |
|
25 | а) | Делопроизводитель |
| б) | Брокер на бирже |
|
26 | а) | Архитектор |
| б) | Искусствовед |
|
27 | а) | Инспектор дорожного движения |
| б) | Счетовод |
|
28 | а) | Издатель газеты |
| б) | Электрик |
|
29 | а) | Биолог |
| б) | Телеведущий |
|
30 | а) | Архивариус |
| б) | Художник-рекламист |
|
31 | а) | Повар |
| б) | Официант |
|
32 | а) | Банковский служащий |
| б) | Заведующий магазином |
|
33 | а) | Криминалист |
| б) | Юрисконсульт |
|
34 | а) | Корректор |
| б) | Литературовед |
|
35 | а) | Звукооператор |
| б) | Физик-акустик |
|
36 | а) | Экскурсовод |
| б) | Дипломат |
|
37 | а) | Киноактер |
| б) | Кинооператор |
|
38 | а) | Археолог |
| б) | Товаровед |
|
39 | а) | Закройщик-модельер |
| б) | Театральный художник |
|
40 | а) | Часовой мастер |
| б) | Контролер ОТК |
|
41 | а) | Менеджер по продажам |
| б) | Редактор научного журнала |
|
42 | а) | Психотерапевт |
| б) | Драматург |
|
Информация о работе Теоретические аспекты профессионального самоопределения старшеклассника