Теоретические аспекты процесса воображения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:57, реферат

Краткое описание

Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Основная часть:
1. Теоретические аспекты процесса воображения ………………………………..4
1.1 Общая характеристика воображения…………………………………..….4
1.2 Виды воображения……………………………………………………….…4
1.3 Механизмы переработки представлений в воображаемые образы……...7
1.4 Функции воображения………………………………………………….…..8
1.5 Формирование процесса воображения в онтогенезе…………...……..….9
2. Методы изучения процесса воображения………………………………..…….12
3. Нарушение процесса воображения……………………………..………………14
3.1 Ятрогении…………………………………………………...……………..14
3.2 Патологические формы воображения ………………………………...…14
3.2.1 Патологические формы пассивного воображения……………….15
3.2.2 Патологические формы активного воображения………………...16
Заключение………………………………………………………………...…18
Список литературы……………………………………..……………………19

Файлы: 1 файл

Воображение.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

Другой важнейший сдвиг  в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.

Другой причиной бурного  развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

 

 

 

 

 

 

      1. Методы изучения процесса воображения

 

Наиболее ярко феномены воображения видны в художественном творчестве людей (например, импрессионизм и кубизм в живописи, а в литературе - фантастика). В продуктах воображения, фантазии человека всегда проявляется и его личность, особенно неосознаваемые эмоционально-мотивационные процессы. Данный факт нашел широкое применение в психологии для создания различных проективных психодиагностических личностных методик (тест «чернильных пятен» Роршаха, тест рисуночной фрустрации Розенцвейга и др.).

Качественные особенности  воображения исследуют при помощи методики Роршаха (Rorschach, 1920) - одной  из наиболее объективных и сложных методик психодиагностики. Тест состоит из 10 таблиц стандартного размера, на которых на белом фоне напечатаны симметричные пятна. Пять таблиц содержат пятна черного и различных оттенков серого цвета, две таблицы - пятна красного и серого цвета, три таблицы - многоцветные пятна. Испытуемого просят сообщить, что он видит на таблице в разглядываемых пятнах, при этом ему предоставляется полная свобода фантазии.

Анализ ответов при  использовании методики Роршаха в психодиагностике личности стандартизирован и очень сложен. Однако для экспериментального изучения лишь способности к воображению можно пользоваться следующей формой протокола и получаемые ответы оценивать качественно: 1.Порядковый номер таблицы. 2.Словесные реакции испытуемого, сопровождающие исследование. 3.Количество ответов. 4.Время ответов. 5.Характер ответов (а - геометрические фигуры, б - животные, в - растения, г - неживые предметы, д - действия, е - прочее, ж - отсутствие образов воображения). 6.Примечания. При фиксации характера ответов подробно записывают все их детали.

С известными допущениями  для исследования особенностей воображения  могут быть использованы Тематический апперцептивный тест Мюррея (ТАТ - испытуемый сочиняет рассказы по сюжетно-неопределённым картинкам), методика заполнения пропущенных мест в тексте (соответственно возрасту и уровню образования испытуемого), методика пунктирных изображений с недостающими деталями и т.д.

В изучении воображения (особенно творческого) важное место  занимает метод естественного эксперимента - игры, рисование, литературное и иное творчество и т.п.

Для оценки развития воображения  в младшем школьном и подростковом возрасте используются диагностические методики: «Круги Торренса», «Две линии», «Придумай рассказ», «Незаконченный рисунок» и т.д.

В дошкольном возрасте воображение носит активный характер, происходит рост производительности воображения, появляются элементы творчества. Для изучения воображения у детей этого возраста используются методики: «Неполные фигуры», «Рисунок», «Скульптура», «Нелепые картинки», «Заполнение отсутствующих деталей в изображении» и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Нарушения процесса воображения

 

3.1 Ятрогении

 

Некоторые расстройства психики своим возникновением иногда обязаны чрезмерной мнительности, впечатлительности  и живому воображению больного. Пациент воображает, что он заболел опасной болезнью и у него даже "появляются" соответствующие симптомы. Такие болезни, которые возникают под влиянием неосторожного слова врача, принято называть ятрогенными заболеваниями.

Ятрогении (от лат. iatros – врач, Bumke О., 1925) - общее название, обозначающее психогенные расстройства у больного вследствие неосторожных, ранящих больного слов врача (собственно ятрогения) или его действий (ятропатия), медицинской сестры (соророгения), других больных (эгротогения). К этому разряду относится и хорошо известный в среде медиков «симптом 3-го курса», когда студент «обнаруживает» у себя все изучаемые им болезни. Еще в 1937 г. отечественным психологом и психотерапевтом К.К. Платоновым описывались дидактогении — психогенные расстройства у учащихся, связанные с неосторожными высказываниями учителя.

Особую роль в лечении играет «миф о болезни». Если больной верит в лечение, то его эффективность заметно возрастает. В ряде случаев лекарство (например, анальгетик) может быть заменено плацебо («пустышка»), от которого бальной субъективно чувствует тот же эффект. Лечебный миф, как и миф о болезни, не имеет четкой структуры и подвержен влиянию извне. Слава целителя также может быть мифом, способствующим лечению.

 

3.2 Патологические формы воображения

 

В клинической практике нередко приходится встречаться с больными, у которых психопатологическая симптоматика может относиться как к нарушениям пассивного, так и активного воображения. Все эти нарушения чаще встречаются у лиц с особым психическим складом, отличающимся чертами инфантилизма и признаками чрезмерной возбудимости воображения с наклонностью к выдумкам и фантазированию.

 

3.2.1 Патологические формы пассивного воображения

 

В психиатрической и  общесоматической клинике оценка особенностей пассивного воображения чаще всего  требуется у больных при различных видах снижения уровня бодрствования и состояний помрачения сознания, а также нарушениях сна в связи со сновидениями.

Онейроид - сновидное, грезоподобное помрачение сознания, наблюдающееся в результате травм черепа, острых инфекционных заболеваний с лихорадкой, интоксикацией или при некоторых разновидностях острой шизофрении. При этом у больного резко активизируются процессы воображения, причем создаваемые им образы «визуализируются» в виде калейдоскопических фантастических видений, напоминающих псевдогаллюцинации.

Ониризм - больной перестает ощущать различия образов воображения в сновидениях с реальностью. При этом увиденное во сне может не восприниматься с должной критической оценкой утром. Иногда при этом и днем у больного возникают яркие сновидные образы, стоит только ему закрыть глаза. Иногда такие «видения» бывают и при открытых глазах - грезы по типу сна наяву или «сна с открытыми глазами». У психически здоровых лиц последнее может отмечаться при ослаблении деятельности сознания - в полудремотном состоянии или в состоянии аффекта.

Галлюцинации  воображения (Dupre E.,) - разновидность психогенных галлюцинаций, фабула которых вытекает из аффективно значимых и длительно вынашиваемых в воображении идей. Особенно легко возникают у детей с болезненно обостренным воображением.

Бред воображения (Dupre E., Logre J.B., 1914) - является вариантом бредообразования, который вытекает из склонности к фантазированию у лиц с мифоманической конституцией. Возникает остро, как бы по «интуиции, вдохновению и озарению». Восприятие не нарушено, больной полностью ориентирован в месте и собственной личности.

Сновидные эпилептические приступы (Ducoste, 1889) - сновидения с преобладанием красного цвета, сопровождающие или заменяющие (эквиваленты) ночной эпилептический припадок. Они всегда стереотипны, с видением угрожающих образов в виде чудовищ, химер и частей собственного тела. В дневное время подобные сноподобные состояния могут быть предвестником (аурой) припадка при височной эпилепсии, однако при этом все же преобладают явления дереализации, феномены «уже виденного» и «никогда не виденного», «насильственные» (не подавляемые усилием воли) фантастические представления.

 

3.2.2 Патологические формы активного воображения

 

Главным признаком расстройств  активного воображения является нарушение критичности к его продуктам и (или) их применению. Чаще всего встречаеся феномен патологической лживости - так называемая фантастическая псевдология. Она выражается в том, что человек начинает искренне верить в созданные им самим фантазмы (фантастические идеи и образы). Этот феномен описан еще в 1891 году А. Дельбрюком как "ложь без нужды с убежденностью в правдивости высказываемой лжи". В современном понимании псевдология рассматривается в двух основных вариантах.

1. Фантазмы психотические, где воображаемое субъективно более устойчиво принимается за истину (например, как при конфабуляциях) и оно может переходить в целые сюжетные псевдологии и даже бредоподобные фантазии. Такие расстройства более характерны для различных органических заболеваний мозга с грубыми нарушениями памяти (прогрессивного паралича, сифилиса мозга, травм), также эпилепсии и шизофрении.

2. Фантазмы непсихотические, где псевдология является сочетанием двух видов фантазирования: «для себя» («бегство» в мир мечты от действительности) и «для других» (повышение собственной привлекательности), т.е. обладает свойствами как механизмов психологической защиты, так и свойствами «манипуляционных механизмов» другими людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека на всех этапах его жизни. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Особенно значимым становится развитие воображения и творчества в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период закладываются основы их развития.

Известно, что воображение  складывается в процессе развития его  деятельности и под влиянием условий  жизни, обучения и воспитания, проходя  становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому.

Развитию детского воображения  весьма способствует усвоение речи, а  задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии мышления и воображения. Речь освобождает  ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет выйти за их пределы. По А.Р.Лурия (1998), это приводит к созданию как бы второй действительности. Развитое воображение — это один из показателей готовности ребенка к школе. В школьный период воображение, как и другие психические процессы, приобретает и закрепляет свои произвольные формы.

Для исследования воображения  разработано достаточно методов  и  психолого-диагностических методик. Для каждого возраста используется определённый их набор.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: изд-во Смысл, изд-во Эксмо, 2005. - 512с.
  2. Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / В.М. Козубовский. - 3-е изд. - Минск: Амалфея, 2008. - 368 с.
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - М.: Знание, 2005. - 592с.
  4. Немов, Р.С. Психология . В 3 кн. Т. 1 / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2008. - 260с.
  5. Немов, Р.С. Психология . В 3 кн. Т. 2 / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2008. - 107с.
  6. Ратанова, Т.А. Психология общая. Экспериментальная пчихология: учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов / Т.А. Ратанова, И.А. Домашенко. – М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова. АНОО НОУ, 2004. – 459с.
  7. Сидоров, П.И. Введение в клиническую психологию: Т. 1.: учебник для студентов медицинских вузов / Сидоров П.И., Парняков А.В. -   М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 416 с.

 

 




Информация о работе Теоретические аспекты процесса воображения