Теоретические аспекты процесса воображения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:57, реферат

Краткое описание

Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Основная часть:
1. Теоретические аспекты процесса воображения ………………………………..4
1.1 Общая характеристика воображения…………………………………..….4
1.2 Виды воображения……………………………………………………….…4
1.3 Механизмы переработки представлений в воображаемые образы……...7
1.4 Функции воображения………………………………………………….…..8
1.5 Формирование процесса воображения в онтогенезе…………...……..….9
2. Методы изучения процесса воображения………………………………..…….12
3. Нарушение процесса воображения……………………………..………………14
3.1 Ятрогении…………………………………………………...……………..14
3.2 Патологические формы воображения ………………………………...…14
3.2.1 Патологические формы пассивного воображения……………….15
3.2.2 Патологические формы активного воображения………………...16
Заключение………………………………………………………………...…18
Список литературы……………………………………..……………………19

Файлы: 1 файл

Воображение.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………….3

Основная часть:

1. Теоретические аспекты  процесса воображения ………………………………..4

1.1 Общая характеристика воображения…………………………………..….4

1.2 Виды воображения……………………………………………………….…4

1.3 Механизмы переработки представлений в воображаемые образы……...7

1.4 Функции воображения………………………………………………….…..8

1.5 Формирование процесса воображения в онтогенезе…………...……..….9

2. Методы изучения процесса воображения………………………………..…….12

3. Нарушение процесса воображения……………………………..………………14

3.1 Ятрогении…………………………………………………...……………..14

3.2 Патологические формы воображения ………………………………...…14

3.2.1 Патологические формы  пассивного воображения……………….15

3.2.2 Патологические формы  активного воображения………………...16

Заключение………………………………………………………………...…18

Список литературы……………………………………..……………………19 

Введение

 

Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его  средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.

Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс — процесс создания новых психических образов — и получил название воображения.

Благодаря воображению  человек может побывать как в прошлом, так и в будущем, превзойти свои текущие объективные возможности.

Воображение - это тайное «действо»  психики, которое ставит ее на высший уровень развития природы. Процесс воображения свойствен только человеку и является специфическим видом его психической активности.

Воображение включено в любой творческий процесс, связанный с конструированием новой техники, созданием шедевров искусства, разработкой теоретических основ развития науки. Эта включенность придает воображению интегративную роль относительно других сфер психики человека. В процессе воображения воедино сливаются логика и мышление, эмоциональность и рационализм, мысленный «беспредел» и реальность. «Ум человеческий, - подчеркивал В. Гюго, - имеет три ключа, все открывающих: знание, мысль, воображение - все в этом».

 

Основная часть

 

    1. Теоретические аспекты процесса воображения.

 

    1.  Общая характеристика воображения

 

Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В.Г, Казаков и Л. Л. Кондратьева и др).

Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение —  психический процесс, заключающийся  в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

По мнению Р.С. Немова «Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им».

Воображение — это  созидательный процесс, и в нем  принимают участие многие психические  процессы, особенно мышление, память и  восприятие. Одновременно само воображение "вмешивается" в течение того или иного психического акта, как бы пронизывая его и придавая ему свои соответствующие черты.

 

    1. Виды воображения

 

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться  по степени произвольности, или преднамеренности.

Произвольное воображение  имеет для человека гораздо большее  значение. Этот вид воображения проявляется  тогда, когда перед человеком  стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком.

Среди различных видов  и форм произвольного воображения  можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение  проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями. Воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д.

Однако бывают случаи, когда мы воссоздаем представление о каком-либо предмете не пользуясь словами, а на основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве.

Следующий вид произвольного  воображения — творческое воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы.

Особой формой воображения  является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. В мечте человек всегда создает образ желаемого. Мечта не дает немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.

Однако воображение может существовать и в другой — пассивной форме, которая характеризуется непроизвольной игрой воображения. Примером такого непроизвольного воображения является сон.

Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом.

Непреднамеренное пассивное  воображение наблюдается при  ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты.

Таким образом, при классификации  видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

 

1.3 Механизмы  переработки представлений в  воображаемые образы

 

Создание образов воображения  проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта (у Козубовского В.М. самостоятельный этап), т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.

С этими образами далее  могут осуществляться преобразования двух основных типов. Образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи или им может быть придан совершенно новый смысл. Эти операции могут быть охарактеризованы как синтез, который является вторым этапом формирования образов воображения. Причем формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Агглютинация. Т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому (образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев).

Схематизация может иметь место при различных условиях. Во-первых, схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. Подобное явление часто встречается у детей.

Во-вторых, причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и становится более обобщенным.

В-третьих, причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Человек сознательно сводит представления до определенной схемы.

Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе. Этот способ активно используют пародисты на сцене, подражая «оригиналу» голосом, движениями и др.

Типизация. Способ предполагает формирование образа, который впитывает в себя черты, характерные для многих обобщаемых объектов, становится их «полномочным представителем». В литературе, например, так поступают, когда описывают собирательный образ героя целой эпохи.

Гиперболизация предполагает умышленное существенное преувеличение или преуменьшение характеристик и элементов объектов, их размеров, численности и т.д. (трехглавый змей, сказочные великаны).

 

    1.  Функции воображения

 

Воображение «проникает» в жизнь и деятельность человека через ряд функций: прагматическую, психотерапевтическую, психодиагностическую и познавательную.

Прагматическая функция проявляется в использовании формируемых в процессе воображения образов реального мира в решении практических проблем, возникающих в различных сферах деятельности людей. Примерами могут служить: переход от фантазии к повседневной реальности (лазерные лучи - телекоммуникационные системы связи, медицинская аппаратура); групповые поиски решений сложных проблем по технологиям «мозговых штурмов»; воспринимаемый населением идеальный имидж конкретного политика (фирмы, страны), формируемый средствами массовой информации по принципу «мало быть хорошим, надо казаться им»; заблаговременная мобилизация мышечной энергии у спортсменов, готовящихся к ответственным соревнованиям международного уровня.

 

Психотерапевтическая функция воображения состоит в регуляции психических процессов, состояний, эмоций и физиологических процессов через психологические технологии различного типа.

Психокоррекционная функция призвана разрушать виртуальные образы воображения, трансформируя их в образы восприятия и представления реальных состояний управляемых объектов.

Психодиагностическая функция использует образы воображения в качестве сигналов, отражающих свойства личности человека и его текущие психические состояния.

Познавательная функция обеспечивает управление процессами восприятия, мышления, внимания, памяти и речи путем ассоциативной увязки их с формируемыми в воображении образами.

 

    1.  Формирование процесса воображения в онтогенезе

 

Первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия.

Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка — в автомашину. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже несмотря на то, что эта деятельность — игра.

Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи. Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.

Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе  процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу, ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в четырех-пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.

Информация о работе Теоретические аспекты процесса воображения