Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:29, курсовая работа
Задачи:
Анализ и обобщение литературы по проблеме исследования;
Обосновать принципы и методы исследования;
Определить психологические особенности детей младшего подросткового возраста;
Рассмотреть особенности межличностных конфликтов среди подростков;
Изучить особенности конфликтов среди подростков;
Выявить взаимосвязь между личностными характеристиками младших подростков и особенностями протекания межличностных конфликтов среди них.
Введение
3
1.Теоретические аспекты исследования межличностных конфликтов в подростковом возрасте
6
1.1 Психологическая сущность межличностных конфликтов
6
1.2 Психологическая характеристика подростков
13
1.3 Особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте
22
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
28
2.1 Организация и методы исследования
28
2.2 Особенности склонности к отклоняющемуся поведению подростков, обучающихся в 8-ом классе
29
Заключение
40
Список литературы
42
ПРИЛОЖЕНИЕ
45
Последним пунктом в диагностике является шкала принятия женской социальной роли, предназначена только женской выборке. При этом высокая готовность к реализации традиционно женских форм полоролевого поведения, непринятие агрессии как способа достижения жизненных целей характерно 3,85% девушек.
Адекватный уровень принятия женской социальной роли, когда сочетается возможность реализовать как специфические женские, так и традиционно мужские поведенческие стереотипы отмечены у других 23,08% девушек-подростков.
Для 26,93% испытуемых свойственно - непринятие женской социальной роли, отвержение традиционно женских ценностей. Они готовы к реализации мужских поведенческих стереотипов, принимают мужскую систему ценностей и относительно в высокой степени принимают собственную и чужую агрессию.
Чтобы получить более полную картину о склонности к отклоняющемуся поведению у подростков проведем анализ корреляционной матрицы (таблица 5), обозначение шкал приведено в п.2.1.
Проведенный корреляционный анализ исследуемых параметров у подростков-юношей обнаружил 25,26% достоверных связей с уровнем значимости р=0,05 и р=0,01. Наибольшее количество достоверных связей выявлено у шкалы склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведениию и шкалы, склонности к деликвентному поведениию.
Таблица 5
Матрица корреляционных связей показателей исследования подростков-юношей
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
1 |
||||||
2 |
-0,14 |
1 |
|||||
3 |
0,02 |
0,28 |
1 |
||||
4 |
-0,42 |
0,22 |
0,37 |
1 |
|||
5 |
-0,35 |
0,02 |
0,27 |
0,85 |
1 |
||
6 |
-0,67 |
-0,26 |
0,32 |
0,47 |
0,35 |
1 |
|
7 |
-0,06 |
0,50 |
0,67 |
0,56 |
0,56 |
-0,01 |
1 |
Отмеченные достоверные корреляционные связи свидетельствуют о следующем, чем выше у подростка-юноши готовность представить себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности (г= -0,67), тем существенней контроль за поведенческими проявлениями эмоциональных реакций. Чем выше уровень аутоагрессии, тем чаще проявляется у него склонность к аддиктивному поведению (г=0,85) путем изменения своего психического состояния, причем данный уход начинает доминировать в сознании подростка, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности. В этом состоянии подросток не только не решает важных для себя проблем, но и может наблюдаться остановка в своем духовном развитии ребенка. Также повышение аутоагрессии может привести к проявлению нонконформизма и ярко выраженного негативизма (г=0,56). Также можем наблюдать и обратную зависимость, которая показывает, что подросток, адекватно относящийся к себе, также адекватно отражает окружающую действительность, при этом у него развит самоконтроль, он действует согласно установленным правилам и нормам поведения.
Помимо этого отмеченные достоверные связи показывают наличие взаимозависимости между аутоагресиией и склонностью к агрессии и насилию по отношению к другому человеку (г=0,85). Данная связь показывает, что чем ярче у подростка выражены садомазохистские тенденции в поведении, чем больше он нуждается в острых ощущениях, тем больше агрессивной направленности в отношениях с другими людьми можно у него обнаружить. Причем основной чертой поведенческого рисунка ребенка становится насилие, посредством которого решается любая проблема.
Чаще всего, согласно корреляционной матрице, склонность к насилию отмечается у подростков со слабым волевым контролем эмоциональной сферы (г=0,56). Важно отметить, что перечисленные взаимосвязи характерны как юношам, так и девушкам.
Таблица 6
Матрица корреляционных связей показателей исследования подростков-девушек
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
1 |
|||||||
2 |
-0,47 |
1 |
||||||
3 |
-0,46 |
0,74 |
1 |
|||||
4 |
-0,31 |
0,53 |
0,51 |
1 |
||||
5 |
-0,24 |
0,50 |
0,61 |
0,65 |
1 |
|||
6 |
-0,57 |
0,48 |
0,43 |
0,40 |
0,34 |
1 |
||
7 |
-0,34 |
0,73 |
0,78 |
0,59 |
0,46 |
0,44 |
1 |
|
8 |
-0,22 |
-0,52 |
-0,58 |
-0,51 |
-0,50 |
-0,24 |
-0,37 |
1 |
Отмеченные достоверные корреляционные связи свидетельствуют о следующем, чем выше у подростков-девушек склонностей к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых ценностей, образцов поведения, тем выше склонность реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении (г=0,74). Также повышается склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (г=0,53), возрастает склонность к деликвентному поведению (г=0,78) и неприятие своей женской социальной роли (г=-0,52).
Склонность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем приводит к повышению выраженной потребности в острых ощущениях, в садомазохистских тенденциях (г=0,61). А также к повышенной склонности к деликвентному поведению (г=0,78) и непринятию своей женской социальной роли (г=-0,58).
Повышение склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению приводит к возрастанию склонности к агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми (г=0,65), к повышению склонности к делинквентному поведению (г=0,59) и непринятию своей женской социальной роли (г=-0,51)
Вывод. В связи с этим и учитывая, что в подростковом возрасте многие временные состояния закрепляются и становятся устойчивыми свойствами личности, педагогам, родителям, психологам при организации и осуществлении воспитательного процесса важно, не подавлять конфликты между подростками, а развивать у них коммуникативные качества, объективную самооценку и здоровую критичность к окружающим, формировать навыки конструктивного взаимодействия. Все это поможет преодолеть высокую конфликтность свойственную подросткам, сделать отношения в подростковых группах более гармоничными, а их воспитательный и развивающий потенциал более высоким
Заключение
Конфликты можно считать неотъемлемым компонентом любой сферы человеческой деятельности
Конфликт - это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Многообразие оснований, форм, уровней и мотивов конфликтов и обусловливает трудность определения его понятия и создания типологии конфликтов.
В данной работе мы основное внимание уделили межличностным конфликтам. Под конфликтом понимается наиболее острый способ решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Проведенный анализ онтогенеза конфликтного поведения показывает, что подростковый возраст является наиболее напряженным с точки зрения возникновения межличностных конфликтов. Повышенная конфликтность подростков во многом определяется особенностями и значением подросткового возраста в развитии личности.
Подростковый возраст отмечен физиологическим и психологическими изменениями детей. Общение со сверстниками начинает играть главную роль для младшего подростка раннего юношеского возраста. Так как общение это и канал информации, по которому юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые, специфический вид деятельности, межличностные отношения. Вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. Формируются коммуникативные качества. И, наконец, это специфический вид эмоциональных контактов. Сознание групповой принадлежности, солидарности формирует у подростков чувства эмоционального благополучия и устойчивости (самоуважения).
Межличностный конфликт у младших подростков может быть рассмотрен как ситуация интенсивного личностного развития, связанного с переструктурированием когнитивных образований, динамикой мотивов, ценностей и т.д.
В конфликте большинство подростков демонстрируют активные стратегии поведения, целью которых является, как поиск взаимоудовлетворяющих решений противоречивых ситуаций, так и стремление при взаимодействии настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы.
Умение ж устанавливать контакт с окружающими, находить друзей, стремление заниматься общественной деятельностью, помогать близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, способствует развитию конструктивных отношений, стремлению к поиску путей примирения.
.
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Данные диагностики склонности к отклоняющему поведению у подростков
№ и наименование шкалы |
Т- баллы | |||||||||||
Ниже 50 |
50-60 |
60-70 |
Выше 70 | |||||||||
Σ |
Ю |
Д |
Σ |
Ю |
Д |
Σ |
Ю |
Д |
Σ |
Ю |
Д | |
1. Установка на желательность |
1 |
1 |
0 |
9 |
5 |
4 |
13 |
7 |
6 |
3 |
1 |
2 |
2. Склонность к преодолению норм |
20 |
9 |
11 |
6 |
3 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3. Склонность к аддиктивному поведению |
21 |
9 |
12 |
5 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4. Склонность к самоповреждающему поведению |
16 |
8 |
8 |
10 |
4 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5.Склонность к агрессии и насилию |
14 |
7 |
7 |
8 |
3 |
5 |
4 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
6.Волевой контроль эмоциональных реакций |
16 |
7 |
9 |
10 |
5 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7. Склонность к делинквентному поведению |
16 |
8 |
8 |
9 |
4 |
5 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
8. Принятие женской социальной роли |
7 |
0 |
7 |
6 |
0 |
6 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |