Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:29, курсовая работа
Задачи:
Анализ и обобщение литературы по проблеме исследования;
Обосновать принципы и методы исследования;
Определить психологические особенности детей младшего подросткового возраста;
Рассмотреть особенности межличностных конфликтов среди подростков;
Изучить особенности конфликтов среди подростков;
Выявить взаимосвязь между личностными характеристиками младших подростков и особенностями протекания межличностных конфликтов среди них.
Введение
3
1.Теоретические аспекты исследования межличностных конфликтов в подростковом возрасте
6
1.1 Психологическая сущность межличностных конфликтов
6
1.2 Психологическая характеристика подростков
13
1.3 Особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте
22
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
28
2.1 Организация и методы исследования
28
2.2 Особенности склонности к отклоняющемуся поведению подростков, обучающихся в 8-ом классе
29
Заключение
40
Список литературы
42
ПРИЛОЖЕНИЕ
45
Также возможным негативным результатом межличностных конфликтов, как с взрослыми, так и со сверстниками, наряду с недоеданием, недосыпанием, эмоциональной холодностью близких подростку людей и ощущением своей ненужности, покинутости, наряду с чувством лишнего в семье или обществе (группе), можно выделить обострение взаимоотношений со всеми взрослыми, в том числе и с учителями (если конфликт происходил с родителями или иными близкими людьми), формирование негативного отношения к учебной деятельности и к школе в целом. Указанные причины приводят к усилению недоброжелательных отношений с ближайшим окружением, в том числе и со сверстниками, создают ситуацию хронического психологического дистресса, который, в свою очередь, отражается на психическом и физическом состоянии [10, с. 38], приводя к неврозам или, в крайнем случае, к суицидам.
Что касается позитивной роли межличностного конфликта в подростковом возрасте, то мы хотим отметить, что для развития личности необходимы конфликты. Только преодолевая конфликтную ситуацию, разрешая конфликт, противоречие, внутреннее или внешнее, индивид выходит на новую ступень своего развития.
Вывод. Таким образом, во-первых, практически общепризнанной является мысль об объективной основе подростковой конфликтности; а, во-вторых, межличностный конфликт может быть рассмотрен как ситуация интенсивного личностного развития, связанного с переструктурированием когнитивных образований, динамикой мотивов, ценностей и т.д. И, наконец, поскольку конфликты в подростковой среде - явление неизбежное, предметом пристального внимания педагогов должно стать не только наличие конфликтов и конфликтное поведение, но и их отсутствие. Видимо, есть основания утверждать, что отсутствие конфликтов так же опасно для позитивного личностного становления подростка, как и наличие деструктивных, хронических конфликтных внутригрупповых отношений.
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
Наше исследование проводилось на базе общеобразовательной школы. Выборка испытуемых имела следующие особенности: 26 подростков, из них 54% девочки и 46% - мальчики.
Используемая методика СОП является стандартизированным тестом-опросником, предназначенным для измерения склонности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.
Данная методика направлена на диагностику следующих взаимосвязанных форм девиантного поведения:
В сферу анализа мы включили поведение, направленное на преодоление норм и правил, также измерение склонности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций и для девочек -измерение степени принятия женской социальной роли.
Опросник СОП представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.
Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых. Методика включает два варианта (мужской и женский), содержащие следующие наборы шкал:
4.Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
8.Шкала принятия женской социальной роли (только для женской выборки).
В целом мужской вариант опросника содержит 98 неповторяющихся пунктов, а женский - 108 пунктов.
Для повышения внутренней и внешней валидности проводимого исследования мы провели сравнение двух выборок, с использованием математических методов обработки данных, в том числе критерий хи-квадрат и корреляцию Пирсона.
2.2 Особенности склонности к отклоняющемуся поведению подростков, обучающихся в 8-ом классе
Проведенное изучение склонности подростков к девиантному поведению позволило обнаружить нам следующие результаты, представленные в приложении 1 и таблице 1.
Так установка на социальную желательность была обнаружена 50,01% испытуемых выборки, они стремятся демонстрировать строгое соблюдение даже малозначимых социальных норм, они стремятся показать себя в лучшем свете, при этом процесс диагностики воспринимается настороженно. Предварительное же изучение всех шкал свидетельствует о достоверности полученных результатов.
Таблица 1
Частота встречаемости установки на социальную желательность у подростков
Ниже 50 баллов |
50-60 баллов |
60-70 баллов |
Выше 70 баллов | |
3, 85 % |
69,03% |
50,01% |
11,55% | |
м |
1(3,85%) |
5(19,23%) |
7(26,93%) |
1(3,85%) |
ж |
0(0%) |
4(15,39%) |
6(23,08%) |
2(7,7%) |
Анализ выборки, набравшей ниже 50 баллов, свидетельствует о том, что только 3,85% подростков не склонны скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности. При этом можем отметить, что большая искренность в ответах свойственна девушкам.
Умеренная тенденция давать социально-желательные ответы была выявлена у 19,23% юношей и 15,39% девушек.
Таким образом, даже высокие показатели по первой шкале, в совокупности с показателями остальных шкал и при учете возрастных особенностей, свидетельствуют о достоверности результатов, так как даже высокое стремление показать себя с лучшей стороны у подростков младше 14 лет выливается к окончанию процедуры тестирования в искренние ответы. Продолжая изучение особенностей поведения подростков, изучим предрасположенность испытуемых к преодолению норм и правил, к склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.
Наибольшую разницу в результатах можем отметить в диапазоне между 50-60 и 60-70 баллами, что свидетельствует о выраженности тенденции к преодолению норм и правил у подростков-юношей, чем у подростков-девушек. При этом юноши исследуемой выборки показывают преобладание в их сознании нонконформистских установок, они в большей степени склонны противопоставлять собственные нормы ценностям группы, и характеризуются как «нарушители спокойствия».
Что же касается самых высоких баллов, свидетельствующих о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма, склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, то они в большей степени проявились у девушек данной выборки.
Тогда как среднее значение по изучаемой шкале примерно равно и у девушек (х ср =54,75), и у юношей (х ср =59,38)
Таким образом, анализ второй шкалы показал, что, как и девушки, так и юноши, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации склонны к проявлению негативизма и нонконформизма, при этом если у девушек данная склонность и проявляется, то проявляется в более острой форме, чем у юношей.
Продолжая анализ результатов исследования, определим, проявляется ли у подростков склонность к аддиктивному поведению, Изучение показателей исследования обнаружило, что самых высоких показателей по этой шкале обнаружено не было, что свидетельствует в целом об отсутствии яркой склонности к аддиктивному поведению у этой категории подростков. Остальные результаты представлены графически (рис. 2.).
Рис. 2. Соотношение склонности к аддиктивному поведению у подростков
Отметим, что предрасположенность к уходу от реальности путём изменения психического состояния, наличие склонности к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем проявляется чаше у юношей (11,54%), чем у девушек (7,7%). Успокаивает то, что невыраженная склонность к уходу от реальности посредством изменения психического состояния характерна большей части испытуемых, это 34,62% юношей и 46,16% девушек (всего 80,78%).
Следовательно, полученные результаты говорят о наличии в среде подростков склонности ухода от реальности, причем это в большей степени характерно юношам, нежели девушкам. При этом важно отметить, что ярко выраженного аддиктивного поведения в выборке не отмечено.
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению в исследуемой выборке все-таки была выявлена. Причем среднее значение по женской выборке равно 49,36 баллам, а в мужской - 56.23 баллам. Изучение частоты встречаемости показателей выше и ниже 50 баллов представлено в таблице 2.
Таблица 2
Частота встречаемости склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению у подростков
Ниже 50 баллов |
50-70 баллов | |
всего |
61,54% |
38,47% |
М |
8(30,77%) |
4(15,39%) |
Ж |
8(30,77%) |
6(23,08%) |
Из таблицы видим, что высокие показатели свойственны юношам (15,39% от числа всей выборки и 23,08% девушек. При этом низкая ценность собственной жизни у этих подростков проявляется в склонности к риску, в выраженной потребности в острых ощущениях, садомазохистских тенденциях. Тогда как 30,77% девушек и столько же 30,77% юношей адекватно воспринимают себя, и также адекватно к себе относятся.
Таким образом, среди испытуемых подростков есть примерно третья часть, которые характеризуются наличием аутоагрессивного поведения и комплекса вины в поведенческих реакциях.
Другое проявление агрессивности, проявляющееся в насилии, также было выявлено в исследуемой выборке (рис. 3.). При этом показатель среднего значения примерно одинаков в обеих выборках, для мужской выборки X ср =58,54, для женской выборки X ср =56,32
Рис. 3. Соотношение склонности к агрессии и насилию у подростков
Изучение представленных результатов показало, что у одинакового количества 26,93% юношей и девушек, проявляется неприемлемость насилия как средства решения проблем, нетипичность агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Тогда как другая часть подростков демонстрируют диаметрально противоположные поведенческие реакции. Так агрессивные тенденции отмечаются у 11,54% юношей и 19,23% девушек.
Агрессивная направленность личности во взаимоотношениях с другими людьми, склонность решать проблемы посредством насилия, стремление использовать унижение партнера по общению как средства стабилизации самооценки, наличие садистических тенденций это характеристики также одинакового количества, выраженного в 7,7% подростков-юношей и подростков-девушек.
Что касается эмоционально-волевого самоконтроля, то наблюдаем следующие результаты, представленные в таблице 3. В целом и у юношей, и у девушек отмечаем одинаковую тенденцию к сформированности эмоционально-волевых качеств.
Таблица 3
Особенности эмоционально-волевого контроля у подростков
Ниже 50 баллов |
60-70 баллов | |
всего |
61,55% |
38,46% |
М |
7 (26,93%) |
5(19,23%) |
Ж |
9 (34,62%) |
5(19,23%) |
Согласно представленным результатам 61,55% подростков отличаются жестким самоконтролем при любым поведенческих эмоциональных реакциях. Тогда как у 38,46% испытуемых отмечается слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Им характерна склонность реализовать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, несформированность волевого контроля своих потребностей и чувственных желаний.
К делинквентному поведению, согласно проведенному исследованию склонны почти 38,47% испытуемых (таблица 4).
Таблица 4
Частота встречаемости склонности к делинквентному поведению у подростков
Ниже 50 баллов |
50-60 баллов |
60-70 баллов | |
всего |
61,54% |
34,62% |
3,85% |
М |
8 (30,77%) |
4 (15,39%) |
0 (0%) |
Ж |
8 (30,77%) |
5 (19,23%) |
1 (3,85%) |
Изучение представленных результатов показывает, что 61,54% испытуемых, причем этот процент делится пополам между девушками и юношами, не имеют тенденции к делинквентному поведению. У 34,62% испытуемых, среди которых практически в равной степени присутствуют и юноши, и девушки, можем отметить наличие делинквентных тенденций и низкий социальный контроль. Высокая готовность к реализации делинквентного поведения характерна 3,85% испытуемых и важно отметить, что этот процесс выявлен у девушек.
Таким образом, для подростков характерна склонность к делинквентному поведению, повышенной агрессии и склонности к насилию, высокой аутоагрессии при несформированном эмоционально-волевом контроле.