Темпераментальные особенности супругов и их значение для успешной супружеской жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Проблема совместимости супругов в браке является актуальной в социальной психологии, один из предметов изучения которой - семья как малая группа со специфическим набором психологических особенностей. По мнению многих авторов (Н.Н. Обозова, А.Н. Волковой, Ю.Н. Олейника и др.), супружеская совместимость является необходимым условием формирования благоприятного психологического климата в семье, гармоничных отношений, что в итоге положительно сказывается и на состоянии общества в целом. Вопрос о совместимости ценностей и жизненных ориентаций в браке актуален всегда, но в настоящее время, когда более 30% от количества заключённых браков распадаются, этот вопрос встаёт особенно остро.

Оглавление

Введение ...................................................................................................... 3
Глава 1.Теоретичесое исследование по теме.........................................6
1.1 Совместимость супругов в браке.
Исследование супружеской совместимости ...................................6
1.2 Удовлетворённость браком и определяющие её факторы........... 17
1.3 Темперамент и личность ............................................................... 22
1.4 Психологическая типология темперамента ................................. 26
Выводы по 1 главе .............................................................................. 33
Глава 2. Эмпирическое исследование
уровня удовлетворенности браком во взаимосвязи с типом теперамета у лиц, состоящих в браке.................................................................... 35
2.1. Цель , гипотеза и задачи исследования...................................... 35
2.2. Организация и методики исследования ...................................... 35
2.3. Результаты исследования , анализ результатов............................... 39
Выводы по 2 главе .................................................................................. 53
Заключение…............................................................................................ 54Литература….............................................................................................. 57

Файлы: 1 файл

Темпераментальные особенности супругов и их значение для успешной супружеской жизни.docx

— 266.67 Кб (Скачать)

 

1.2 Удовлетворённость браком и  определяющие её факторы

 

Большинство специалистов определяют ее как внутреннюю субъективную оценку, отношение супругов к собственному браку. Наиболее полное определение именно удовлетворенности браком дает С.И. Голод: «Удовлетворенность браком, очевидно, складывается как результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символический) в данной сфере деятельности» [14].

Стабильность семьи и удовлетворенность браком не взаимоисключающие понятия, они имеют много общего, но однозначного значения они не имеют — высокостабильные браки не всегда характеризуются высоким уровнем удовлетворенности браком (например, для традиционных семей вполне обычен стабильный брак при полной неудовлетворенности супругов своими отношениями, а в современной семье подобная неудовлетворенность может привести к разрыву даже при наличии детей) (Сысенко В.А., 1981).

Изучением характеристик, влияющих на удовлетворенность браком, занимались многие исследователи.

В наиболее систематизированном виде они представлены в модели качества брака, созданной американскими исследователями Р.А. Левисом и Дж. Б. Спэниером, осуществившими вторичный анализ свыше 300 работ в конце 70-х годов. Ими было выделено 40 важнейших признаков супружеского успеха, объединенного в 14 групп, которые, в свою очередь, дали три укрупненных блока факторов:

а) добрачные;

б) социальные и экономические;

в) личностные и внутрибрачные (внутрисупружеские).

Более 2/3 из названных ими конкретных параметров, позитивно влияющих на качество брака, носят сугубо психологический характер. Авторы модели качества брака отмечают, что большинство выделенных ими параметров характеризуют степень сходства и согласия в межличностных отношениях супругов по разным параметрам.

Этот принцип — принцип согласия — был положен в основу большинства инструментов, предназначенных для измерения качества межличностных отношений супругов [4].

В исследовании, проведенном под руководством Н.Г. Юркевич, была обнаружена зависимость между удовлетворенностью браком и удовлетворенностью работой. В выборке женщин, оценивающих свои браки как счастливые, 44% считают, что работа их вполне устраивает, и только 14% — что их «работа не устраивает совершенно» или «скорее не устраивает, чем устраивает».

Сравнительные данные, полученные О.В. Шишкиной (1998) на супругах, проживших в браке 16-17 лет, показывают, что у мужей удовлетворенность браком выше, чем у жен. Возможно, это расхождение в получаемых результатах связано с различным стажем супружеской жизни в обследованных разными авторами выборках, а может быть, дело в том, что, как показала О.А. Добрынина (1993), женщины более критичны в оценке социально-психологического климата в семье, чем мужчины. По оценкам женщин, главными для стабильного брака факторами являются: справедливое распределение бытовой нагрузки между супругами, полноценный отдых в семье, сексуальная гармония, взаимопонимание с детьми, удовлетворенность психологической атмосферой, общением, дружеская расположенность и забота. У мужчин имеется другой идеал: общность интересов, в том числе - сексуальных.

Женщины, по данным О.В. Шишкиной, более ориентированы на семью, но менее удовлетворены ею, мужчины же, наоборот, менее ориентированы на семью, но более ею удовлетворены. У высокоудовлетворенных браком женщин реальный партнер в целом соответствует идеалу, а у низкоудовлетворенных - существенно отличается от идеала. У мужчин разрыв между реальным и идеальным представлением о супруге выражен в меньшей степени как среди удовлетворенных, так и среди неудовлетворенных браком. Таким образом, с точки зрения мужей, их жены более соответствуют идеалу семейной женщины, чем с точки зрения жен их мужья - идеалу семейного мужчины.

Женщины, по данным А. Иглхарт отмечают у себя следующие причины, по которым возникает ощущение дискомфорта при выполнении роли жены и матери: 1) объективные трудности в успешной реализации внутрисемейных и профессиональных ролей (например, неумение вести хозяйство, небольшой заработок); 2) недостатки характера, личностные особенности; 3) плохое здоровье; 4) плохие отношения с мужем и детьми; 5) дефицит времени.

Полагают, что решающим фактором, определяющим удовлетворенность или неудовлетворенность женщин браком, является все же взаимная поддержка или ее отсутствие.

Доктор психологических наук В.В. Бойко заметил, что на протяжении нескольких столетий в системе европейской культуры морально-этической нормой поведения женщины считалось пассивное, с оттенком негативизма отношение к индивидууму другого пола. Всякое открытое проявление интереса, активное поведение женщины по отношению к мужчине считалось признаком распущенности. Моральные нормы предписывали женщине "ускользающее поведение". Замкнутость, необщительность, стеснительность - черты, положительно характеризовавшие девушку предыдущих столетий, - на наших глазах превращаются в элементы отрицательной характеристики. Поколения, вошедшие в жизнь в последние десятилетия, демонстрируют несколько измененные морально-этические эталоны объяснения в любви, ухаживания и общения. Касается это прежде всего женского поведения. Все более распространяется инициативный тип поведения. Юношам такая девушка кажется проще, естественнее, умнее. Однако парадокс состоит в том, что перенесение этих черт в семейную жизнь вызывает недовольство у многих мужчин, которые хотят видеть жену скромной, спокойной, уравновешенной. Ибо она - жена, а не "партнерша". Ибо любовь и семейная жизнь включает в себя сопереживание, доброту, бескорыстие, умение жалеть.

Психологами, психиатрами и социологами открыт недавно парадокс, суть которого заключается в том, что наиболее удовлетворенными своей брачной жизнью, счастливыми и удачливыми в семейной жизни считают себя и на деле оказываются не те женщины, которые достигли успеха в карьере, обладают "разносторонними способностями и интересами", "независимы", "самостоятельны", "писаные красавицы", а женщины совсем иного склада - мягкие, простосердечные, заботливые, доброжелательные, отходчивые" (В.Т. Лисовский, 1986, с. 158-159).

У Ю.Е. Алешиной есть исследование (1985), демонстрирующее зависимость удовлетворённости браком от наличия ребёнка в семье. Она отмечает, что после рождения ребенка удовлетворенность супругов браком начинает уменьшаться. Также это подтверждают другие отечественные и зарубежные исследования. Пока ребенок маленький, распределение ролей устраивает обоих супругов: жена выполняет сугубо женские дела и обязанности, связанные семьей и домом, а муж - мужские, связанные прежде всего с работой. Однако когда ребенку исполняется 3-4 года и уход за ним уже не требует особых женских качеств, удовлетворенность браком снижается. Женщина после окончания отпуска по уходу за ребенком возвращается на работу, и на нее ложится двойная нагрузка. Передача часть забот по уходу за ребенком и домашних дел ограничивает свободу мужа, в том числе и в являющейся для него главной профессиональной деятельности, и вступает в противоречие со сложившимися в обществе стереотипами по распределению ролей в семье. Стремясь освободиться от давления жены, муж все больше погружается в состояние пассивности, жена же становится все более требовательной и директивной. Таким образом, позиции и того и другого члена семьи вступают в противоречие с гендерными установками, они как бы меняются ролями: жена становится активной, а муж - пассивным.

На удовлетворённость браком сильно влияют профессиональная принадлежность и род деятельности супругов. Так, В.Е. Семенов (1988), исследовавший, как складывалась личная жизнь представителей творческих профессий (писателей, поэтов, художников), выявил, что браки двух представителей разных видов искусства, которые увлечены своим творчеством, не очень удачны. Более удачно складывалась семейная жизнь в том браке, в котором муж выполнял роль лидера, а жена - его преданного помощника, т. е. когда женщина жертвовала, как теперь принято говорить, своей самореализацией. (Хотя, может быть, помогать мужу творить и есть для таких женщин самореализация, как у других - воспитывать детей, образцово вести хозяйство?) Также возможны удачные браки, когда супруги находятся в своеобразном творческом «тандеме», занимаются одним и тем же видом деятельности в равных условиях.

Удовлетворённость браком некоторые исследователи связывают со степенью нейротизма и экстраверсии/интроверсии. Обнаружено, что неудовлетворенность браком и супружеские разногласия связаны с личностными особенностями мужа и жены, в частности - с высоким уровнем психотизма у обоих супругов, с различиями в уровнях экстраверсии, нейротизма и лжи по опроснику Айзенка, с высоким нейротизмом у обоих супругов и с низким уровнем контроля над импульсами у мужей. В то же время Г. Айзенк и Г. Вильсон (H. Eysenck, G. Wilson, 1979) показали, что удовлетворенность браком бывает и тогда, когда различия между женой и мужем по нейротизму соответствуют средней разнице между женщинами и мужчинами для широкого круга населения.

 

1.3. Темперамент и личность

 

Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности.

Темперамент является одним из психических свойств личности, но люди и с одинаковым темпераментом оказываются очень разными. Каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность, и далеко не всегда можно отнести его к тому или иному типу темперамента. Личность большинства людей обладает признаком не одного, а двух и более типов. Чаще всего личность - это носитель психических свойств, принадлежащих разным типам темперамента [6].

Борис Михайлович Теплов и Владимир Дмитриевич Небылицын, изучая проблемы индивидуальных различий, высказывали мысль о том, что люди различаются между собой не конечными результатами действий, а способами достижения этих результатов [4]. Приёмы же и способы работы у разных людей различны и во многом зависят от особенностей темперамента [15]. Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.

От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Впечатлительность - это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Эмоциональность - это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события, эмоциональный индивид - это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности. Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении ещё до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи [36].

Сочетание выше описанных свойств и создаёт тот индивидуальный для каждого тип темперамента. Те его проявления, которые, в конечном счете, становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания человека, от культуры, обычаев, традиций и многого другого [26].

Темперамент оказывает влияние и на формирование индивидуального стиля деятельности учащихся, студентов. По данным И.В. Дубровиной [9], одни юноши и девушки решают учебные задачи быстро и правильно, другие - быстро, но не всегда правильно, третьи - медленно и правильно, четвёртые - медленно и с ошибками. Из этого следует, что значительные индивидуальные различия учащихся требуют нахождения оптимальных вариантов сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы обучаемых. А это невозможно без учёта типов темперамента школьников и студентов, их психологических индивидуальных особенностей.

Представители холерического типа темперамента отличаются быстротой (иногда лихорадочной быстротой) движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берётся за дело, проявляет инициативу, работает с подъёмом. Но запас нервной энергии у него может быстро истощиться в процессе работы, особенно когда работа однообразна и требует усидчивости и терпения, и тогда может наступить охлаждение, подъём и воодушевление исчезают, настроение резко падает [36].

Представитель сангвинического типа темперамента - живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. Как правило, он весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив, легко поддаётся чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи. Очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелательный, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения [36].

У меланхоликов психические процессы протекают замедленно, люди с трудом реагируют сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у меланхоликов замедленную деятельность, а затем и прекращение её. Они быстро утомляются, но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. Эмоциональные состояние у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются у них слабо [36].

Флегматики медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Склонен к порядку. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать [36].

Свойства темперамента играют важную роль и в процессе сработанности и совместимости людей в совместной деятельности [27].

Своеобразны проявления темперамента в общении. Типы темперамента, как отмечает Грановская Р.М. [7], накладывают свой отпечаток на способы общения, определяя степень активности в налаживании контактов.

Таким образом, на основании проанализированной психологической литературы, посвященной феномену темперамента можно сделать выводы о том, что это явление интересовало людей со времен древности, и было предметом исследования многих отечественных и зарубежных ученых. Попытки формирования различных подходов к классификации темпераментов привели к тому, что, во всяком случае, в отечественной психологической науке, наиболее признанным и обоснованным оказался подход, учитывающий особенности нервной системы и психики человека. Однако, вместе с тем, следует отметить, что даже в современной психологической науке до сих пор существуют несколько неоднозначные взгляды на природу темперамента. Значительная часть ученых считает темперамент генетически обусловленным явлением, однако существуют и другие точки зрения на природу темперамента, суть которых сводится к первостепенной роли среды [16].

Информация о работе Темпераментальные особенности супругов и их значение для успешной супружеской жизни