Темперамент и его типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:51, доклад

Краткое описание

Темперамент ( от лат. temperamentum - соразмерность; умеренность) - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения.

Файлы: 1 файл

психология4.docx

— 30.24 Кб (Скачать)

Возрастная характеристика уравновешенности нервных процессов  вытекает, собственно, из специфики  возбуждения и торможения в соответствующих  периодах жизни. Принимая во внимание более длительный процесс созревания силы торможения в нервной системе, в первоначальный период развития наблюдается  неуравновешенность при преобладании силы возбуждения. Ребенок дошкольного  и младшего школьного возраста своим  поведением в известном смысле напоминает холерика. Затем эта неуравновешенность, вызванная большей слабостью  торможения в сравнении с возбуждением, постепенно уменьшается, и в возрасте около 12 лет ребенок в этом отношении  уже заметно не отличается от взрослого. Преобладание возбуждения над торможением  проявляется прежде всего в импульсивности и взрывном характере поведения ребенка. Для него типичен пониженный контроль за ситуационно обусловленным поведением (то есть действующими в данный момент стимулами). Однако аналогичное поведение может быть вызвано не только недостаточно зрелой способностью к торможению и, следовательно, преобладанием возбуждения, но и слабостью возбуждения при одновременной слабости торможения. Слабость процесса возбуждения является фактором, вызывающим такие формы поведения, которые напоминают неуравновешенных индивидов. Это объясняется неадекватностью силы реакции силе раздражителей или в более общем случае — значению ситуации, на которую реагирует индивид.

Что касается подвижности  нервных процессов, то в зависимости  от того, какие показатели этого  свойства принимаются во внимание, его возрастная динамика может выглядеть  по-разному. Это свидетельствует  о давно уже отмеченной неоднородности этого свойства нервной системы. В раннем онтогенезе наблюдается  большая неустойчивость и изменчивость реакций, что выражается в затруднениях при выполнении заданий, в изменениях реакций под влиянием перемен  в обстановке, в неустойчивости условно-рефлекторной деятельности и т. п. С возрастом  поведение становится все более  стабильным, благодаря чему оно в  меньшей мере зависит от непосредственных стимулов. Если учитывать классические показатели подвижности, в особенности  способность к переделке сигнального  значения пары раздражителей и легкость образования динамических стереотипов, то можно сказать, что в раннем онтогенезе подвижность сравнительно невелика и возрастает с развитием  индивида. Это проявляется, в частности, в том, что дети школьного возраста легче и быстрее приспосабливаются  к изменяющимся условиям, у них  лучше протекает процесс переучивания или переделки различных навыков, чем у детей дошкольного возраста. Так понимаемая подвижность снова  явно снижается в пожилом возрасте, для которого типична пониженная адаптируемость к изменениям обстановки, значительная ригидность форм поведения.

Итак, чем младше ребенок, тем больше его отличают некоторые  признаки слабости типа нервной системы. Это не только маленькая выносливость, но и повышенная чувствительность, яркость восприятия, детская впечатлительность  и такие черты, как легкость перехода к возбуждению, импульсивность. Характерны также интенсивность эмоциональных  переживаний и их неустойчивость (стремительные переходы от слез к  улыбке). Слабость нервной системы  удивительным образом сочетается с  быстрым возобновлением энергии.

Как писал К. Д. Ушинский, “заставьте ребенка сидеть, он очень  скоро устанет, лежать — то же самое; идти он долго не может, не может  долго ни говорить, ни петь, ни читать, и менее всего долго думать; но он резвится и движется целый  день, переменяет и перемешивает все  эти деятельности и не устает ни на минуту; а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить детские силы”.

В связи со всем вышесказанным  нельзя не учитывать, что существуют возрастные особенности темперамента: «в каждом возрасте — своя специфика  активности, эмоциональности и моторики. В младшем школьном возрасте — это легкость пробуждения интереса и краткость состояния сосредоточенности, связанные с той же слабостью нервной системы. И эмоциональность, и моторика в эту пору, конечно, иные, чем в последующие годы, когда одновременно происходит увеличение возможностей нервной системы и утрата ее ценных детских свойств», — отмечал Я. Стреляу в своей книге «Роль темперамента в психическом развитии».

Но на фоне возрастных особенностей у ребенка обнаруживаются и такие  черты, которые говорят о принадлежности его к тому или иному типу темперамента. Различия в этом отношении вполне определенно выступают, например, когда  дети уже овладели устной речью. Так, если речь у ребенка громкая, быстрая  и отчетливая, с правильными интонациями, сопровождаемая живыми жестами и  выразительной мимикой, то можно  говорить о признаках сангвинистического темперамента. Если речь медленнее, чем у других, спокойная, равномерная, иногда с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики, это может свидетельствовать о флегматическом темпераменте. На признаки холерического темперамента указывает торопливо-напряженная, порывистая, как бы захлебывающаяся речь. К признакам меланхолического темперамента может быть отнесена речь приторможенная, тихая, иногда снижающаяся до шепота. Конечно, о типе темперамента, кроме особенностей речи, говорят и особенности двигательной и общей активности ребенка.

Очевидно, что независимо от возрастной специфики существуют индивидуальные различия в свойствах  нервной системы, которые могут  быть частично замаскированы их возрастными  изменениями. Поэтому устанавливается  диагноз отдельных свойств нервной  системы( темперамента), нужно пользоваться такими показателями поведения и, следовательно, приемами измерения, которые учитывали бы период развития исследуемого ребенка.

В детские годы далеко не просто отличить, что в наблюдаемых  динамических чертах идет от своеобразия  нервной системы и что от возрастного  этапа. И те, и другие признаки одновременно проявляются в динамических свойствах  детской психики.

 

Личность и  характер человека

ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно  взаимосвязанные и поэтому отчетливо  проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер - “каркас” и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры.

После обсуждения вопроса  о формировании характера естественно  теперь обратиться к выяснению того, как соотносятся характер и личность.

В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и  особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы – восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние  осуществляется через волевые и  инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится  под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации  и о самой воли. В первую очереди  характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течении всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающих мозг человека, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальные явления.

Одной их черт характера  человека, обнаруживающих особенную  возрастную и временную устойчивость, является общительность или связанная  с ней по смыслу черта – замкнутость, а также более общие черты  характера, в состав которых две  названные входят как составляющие, - экставерсия и интроверсия. Много полезного в понимании генезиса и функционирования этих черт характера внес К. Юнг. “Рассматривая течение человеческой жизни, -писал он, - мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то время как судьбы другого – прежде всего его собственной внутренней жизнью”. Первый тип людей можно назвать экстравертированным, второй – интровертированным.

Экстравервия и интраверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. Почти такую же устойчивость, как экстравервия и интраверсия, обнаруживает комплекс характерологических личностных черт.

Оценки  личности и характера 

Когда даются оценки характера  и личности одного и того же человека, то эти оценки могут не только не совпадать, но и быть противоположными по знаку. Бывают великие люди (личности) с ужасным характером. Бывают мелкие личности с золотым характером.

Вспомним для примера  личности выдающихся людей. Возникает  вопрос: известны ли истории великие  люди с плохим характером? Да сколько  угодно. Существует мнение, что тяжелым  характером отличался Ф. М. Достоевский, очень «крутой» характер был у  И. П. Павлова. Однако это не помешало обоим стать выдающимися личностями. Характер и личность - далеко не одно и то же.

Интересно в связи с  этим одно высказывание П. Б. Ганнушкина. Констатируя тот факт, что высокая  одаренность часто сочетается с  пcихопатией, он пишет, что для оценки творческих личностей недостатки их характера не имеют значения. «Историю, — пишет он, — интересует только творение и главным образом те его элементы, которые имеют не личный, индивидуальный, а общий, непреходящий характер» [25, с. 267].

Итак, «творение» человека есть по преимуществу выражение его личности. Потомки используют результаты деятельности личности, а не характера. А вот  с характером человека сталкиваются не потомки, а непосредственно окружающие его люди: родные и близкие, друзья, коллеги. Они несут на себе бремя  его характера. Для них, в отличие  от потомков, характер человека может  стать, и часто становится, более  значимым, чем его личность.

Влияние характера на личность

Эпилептики часто –  угодливые ханжи. Почему?

С. Я. Рубинштейн объясняет  это тем, что по характеру эпилептики гневливые и злобные. Получая  в ответ на частые аффективные  вспышки законные «возмездия» от сверстников и взрослых, ребенок  с таким характером ищет способы  самозащиты. Он находит их на пути маскировки своей злобности и вспыльчивости угодливым поведением.

Гипертимы – активные и сильные, взрослые с ними часто не справляются. Результат? Среди них много не вполне социальных людей. Напротив, тревожный сензитивный подросток, как правило, сохраняет детскую привязанность к взрослым, охотно подчиняется их требованиям. В результате у него рано формируются чувство долга, чувство ответственности, повышенные и даже завышенные моральные требования к себе и к другим.

Влияние личности на характер

Когда человек «отправляет» свой характер, то он скорее побуждается  тем, что ему «естественно», что  «хочется» или «не хочется». Когда же он начинает действовать как личность, то руководствуется скорее тем, что «должно», что «следует», «как полагается». Иными словами, с развитием личности человек начинает жить более нормативно не только в смысле общей направленности, но и в смысле способов поведения. Это может быть выражено общей формулой, согласно которой личность в своем развитии "снимает" характер.

Каким характером обладает герой романа князь Мышкин? Трудно сказать. Князь, конечно, не «бесхарактерный», но в то же время его нельзя оценить  как человека упрямого или уступчивого, вспыльчивого или спокойного, решительного или боязливо-тревожного. С точки  зрения этих характеристик его поведение  противоречиво. Однако это противоречие разрешается, если увидеть за поступками князя не черты характера, а его  «идеологию». Глубокая идейность составляет суть этого образа. Иными словами, князь Мышкин у Достоевского —  это образ личности в чистом виде. Вот почему трудно определить его  характер: он полностью превзойден и «отменен» личностью.

Развитая личность использует свой характер, когда ей это нужно, и отменяет свой характер, когда  он ей мешает. Смотри Управляемый характер

 


Информация о работе Темперамент и его типы