Технологии конструирования психолого-педагогического процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 09:54, курсовая работа

Краткое описание

Соответственно технологию конструирования психолого-педагогического процесса можно представить как единство технологии конструирования содержания (конструктивно-содержательная деятельность), материальных или материализованных средств (конструктивно-материальная) и деятельности (конструктивно-операциональная).
Цель работы: теоретическое изучение проблемы технологии конструирования психолого-педагогического процесса.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие о технологии конструирования психолого-педагогического процесса 4
2. Психологическое обеспечение деятельности педагога 8
Заключение 16
Список используемой литературы 17

Файлы: 1 файл

Технологии конструирования психолого-педагогического процесса.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

     Важно учитывать также статус педагога в коллективе, его преобладающее  эмоциональное состояние, характер взаимоотношений с администрацией.

     При поступлении педагога на работу в  школу психолог может побеседовать с ним, выявив мотивы его профессиональной деятельности, ожидания и представления, используя метод карьерного консультирования.

     В основе карьерного консультирования лежит  метод "рефлексивного жизнеописания" - одна из наиболее глубоких и гибких процедур сбора психологической  информации, объединяющая разновидности  клинической беседы и интервью. Метод "рефлексивного жизнеописания" включает в себя не просто последовательное изложение профессионально-биографических фактов, но и рефлексию, подразумевающую анализ, отбор, оценку и классификацию эпизодов, рассказ о профессиональных проблемах и планах. Ведет карьерное консультирование психолог, но при соответствующей подготовке с педагогом беседует директор или представитель администрации, отвечающий за работу с кадрами.

     Карьерное консультирование проводится по тем  же правилам, что и психологическое  консультирование. Важнейшим условием эффективности его проведения является соблюдение ряда принципов:

     - принцип сотрудничества - участники  собеседования занимают равноправные  партнерские позиции;

     - принцип диалога - несмотря на  то, что процедура собеседования  носит достаточно формализованный характер, его участники находятся в постоянном контакте, обсуждают вопросы, которые возникают в ходе проведения;

     - принцип конфиденциальности - информация, полученная в ходе собеседования,  не выносится для обсуждения  с другими без согласия ее  участников. Это возможно лишь в том случае, если деятельность педагога, по мнению психолога, может навредить психологическому или физическому благополучию окружающих, прежде всего ребенку.

     В интервью входят вопросы, касающиеся отношений  педагога с учащимися, коллегами и администрацией; мотивации педагогической деятельности; профессионального роста педагога и его психологической компетентности.

     Формирование  программы профессионального и  личностного развития педагога. Программа  строится на основе результатов собеседования и включает в себя работу по диагностике проблем, возникающих у педагога, определение способов их разрешения, описание критериев, по которым можно судить о степени их разрешенности.

     Среди проблем, которые формулируются  педагогами, наиболее часто встречаются следующие:

    • экзистенциальные (ощущение нереализованности, неудовлетворенность своим социальным положением, затрудненность реализации творческого потенциала и т.д.);
    • психоэнергетические (физическая и психологическая истощенность, подверженность стрессам, опасение не справиться с эмоциональными перегрузками);
    • коммуникативные (неумение понять индивидуально-психологическое состояние другого, неадекватность восприятия себя и окружающих, психологических особенностей возраста, неумение владеть собой и т.д.);
    • профессиональные (неумение донести до учащихся учебный материал, сформировать интерес к предмету и способность к их самостоятельности, затруднения в установлении межпредметных связей, субъективность оценки и т.д.).

     На  основании сформулированных проблем  психолог вместе с учителем выстраивает индивидуальную программу его профессионального и личностного развития.

     Предоставление  объективной информации педагогу о  его личности и деятельности. В  работе с педагогом психолог создает  условия для понимания учителем своих ограничений, сильных и слабых сторон - получения обратной связи от детей и родителей о себе как профессионале и личности. Психолог может использовать психологическое тестирование (опросник Кеттелла, тест Люшера, опросник Айзенка, опросник Тимоти Лири). Выбор методик зависит от того, какие стороны своей личности хотел бы изучить педагог. Результаты тестирования обсуждаются в индивидуальной беседе с педагогом.

     Для получения обратной связи от учащихся и родителей педагогу предлагаются анкеты "Основные показатели деятельности педагога", "Учитель - ученик", различные варианты рейтинговых процедур.

     Перед проведением анкетирования психолог обязательно знакомит педагога с  содержанием анкеты, обсуждает с  ним вопрос о возможности его  проведения, о процедуре обсуждения полученных результатов. Если психолог встречается со случаями нарушений прав ребенка, угрозой его психическому и физическому здоровью со стороны педагога, он обязан встретиться с администрацией образовательного учреждения для выведения ситуации на уровень управленческих решений.

     Психологический анализ педагогической деятельности. Большинство педагогов настороженно относятся к посещению психологом своих уроков. Одна из причин - боязнь отрицательных суждений и оценок, страх оказаться некомпетентным. Другая причина - преимущественная ориентация администрации, методистов, экспертов и психологов на оценочную, а не аналитическую работу с педагогом. Взаимодействие психолога и педагога сегодня принимает форму диалога равноправных субъектов. Психолог, используя в качестве одного из основных способов познания понимание, занимает заинтересованную позицию, вживается в реальность педагога. Какие бы хорошие психологические тесты психолог ни использовал, их влияние на педагога не столь велико, как при рефлексивной диагностике, при которой педагог осмысляет цели и средства своей деятельности, самоопределяется относительно ее предмета, проблематизирует и конструирует новые методы работы. Психологическая диагностика ставит педагога в зависимую от психолога позицию. Он прислушивается к интерпретациям специалиста, но внутренней работы над собой у него может и не происходить.

     Для того чтобы психологический анализ и самоанализ педагогической деятельности способствовали профессиональному  развитию педагога, необходимо наличие следующих условий:

     - потребность у педагога в позитивных  изменениях (заставить развиваться  нельзя);

     - заключение контракта по поводу  взаимодействия психолога и педагога  по исследованию и проектированию  деятельности. При заключении контракта  психолог вместе с педагогом отвечает на вопросы: что мы будем делать, зачем нам это надо, какие цели мы ставим, каких результатов хотим достигнуть. Заключение такого контракта особенно важно в случае, когда психолог, работая в образовательном учреждении, длительное время общается с педагогом, находится с ним в дружеских отношениях. Это позволит вступить с педагогом в профессионально-консультативные отношения;

     - предварительное обсуждение аналитических  схем с педагогом;

     - организация рефлексивного выхода  педагога из позиции деятеля во внешнюю позицию по отношению к уже осуществленной или проектируемой деятельности;

     - специальная работа строится  на понимании. Язык академической  психологии (из учебников и научных  трудов) и язык педагога-практика  различаются. Психологу важно научиться строить интерпретационные схемы с педагогом, уметь задавать вопросы и слушать, прояснять сказанное и уточнять формулировки.

     Для психологического анализа деятельности педагога можно использовать схему  анализа стилей взаимодействия субъектов  образовательного процесса, предложенную В.П. Симоновым, опросник "Индивидуальный стиль педагогической деятельности", схему анализа профессиональной компетентности педагога. Психолог должен продумать план, который он будет использовать при психолого-педагогическом анализе урока. В него должны быть включены позиции, касающиеся стиля взаимоотношений с детьми, особенностей организации познавательных процессов, форм и методов обучения, соответствие способов работы возрастным и индивидуальным особенностям учеников и др. (Н.П. Анисимова). Обсуждение результатов проводится сразу же после посещения урока.

 

Заключение

 

     Педагогическая  деятельность - это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью  которых является воспитание подрастающего  поколения. Педагогическая деятельность – объект исследования различных отраслей педагогической науки: дидактики, частных методик, теории воспитания, школоведения. Психологию педагогической деятельности можно определить как отрасль психологического знания, изучающую психологические закономерности труда учителя и то, как учитель воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий.

       Содержание и психология педагогической  деятельности определяется социальными  факторами - местом и функциями  учителя в обществе, требованиями  общества к учителю; затем социально-психологическими  факторами: социальными ожиданиями окружающих учителя людей по отношению к его личности и деятельности, его собственными ожиданиями и установками в сфере его педагогической деятельности.

 

Список  используемой литературы

 
  1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. – М., Педагогика,1989.
  2. Бордовская, Н. В. Педагогика. Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб, 2000.
  3. Борытко, Н. М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006. – 59 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 2.).
  4. Волынкин, В. И. Педагогика в схемах: Учебное пособие / В. И. Волынкин. – Ростов –н/Д.: Феникс. 2007. – 283с.
  5. Годник, С. М. Педагогические ситуации и педагогические задачи / С. М. Годник. – Воронеж, 1983.
  6. Ежеленко, В. Б. Новая педагогика массовой школы. Теоретическая педагогика: теория и методика педагогического процесса: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2-е изд. Перераб. и доп. / В. Б. Ежеленко. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2005. – 466 с.
  7. Кондрашова, Л. В. Сборник педагогических задач / Л. В. Кондрашова. – М.,1987.
  8. Педагогика: учебное пособие /Под ред. П. И. Пидкасистого. –М.: Высшее образование, 2007. – 430 с.
  9. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие. / Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. Байковой. – М., 2000.
  10. Спирин, Л. Ф. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решения педагогических задач / Л. Ф. Спирин, М. А. Степинский, М. Л. Фрушкин / Под ред. В. А. Сластенина. – Ярославль, 1974.

Информация о работе Технологии конструирования психолого-педагогического процесса