Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:02, реферат
О взаимосвязи между безумием и талантом сказано уже так много, что мы не станем повторяться. Данная подборка составлена не с точки зрения талантливости «пациентов», а с точки зрения их влияния на все остальное — будем считать, здоровое — человечество. Сразу оговоримся, что, во-первых, политических деятелей мы сюда не включили (так как они все же лишь «исполнители», нас же интересуют «творцы») и, во-вторых, этой десяткой количество невменяемых знаменитостей никак не исчерпывается: их, безусловно, в несколько раз больше.
Пациент 9
Винсент Виллем ван Гог 1853–1890
голландский художник
Диагноз. Шизофрения.
Симптомы. Зрительные
и слуховые галлюцинации, бред, приступы
мрачности и агрессии, сменяющиеся немотивированным
радостным возбуждением, суицидальные
наклонности.
История болезни. В
последние три года жизни болезнь художника
сильно прогрессировала, приступы ее участились.
Во время одного из таких приступов художник
произвел знаменитую хирургическую операцию:
отрезал себе левую мочку и нижнюю часть
ушной раковины (отрезанный фрагмент он
упаковал в конверт и отправил возлюбленной
в качестве сувенира на память). Ван Гог
был помещен в больницу для душевнобольных
в Арле, затем в Сен-Реми и в Овер-сюр-Уаз.
Свою болезнь художник осознавал («Я должен
без уверток приспособиться к роли помешанного»,
— сказано в одном из его писем). До самой
смерти он продолжал работать, несмотря
на полное отсутствие интереса к его произведениям
со стороны покупателей, вел нищенский
образ жизни, голодал (по некоторым свидетельствам,
во время работы он иногда ел свои краски).
Именно в период «помрачения» созданы
картины «Ночное кафе», «Красные виноградники
в Арле», «Дорога с кипарисами и звездами»,
«Пейзаж в Овере после дождя»… 27 июля
1890 года Ван Гог смертельно ранил себя
выстрелом из пистолета.
Чем он нас заразил:
Анимацией. Творческая манера Ван Гога
(яркие краски, динамичные сюжеты, гротескно
искаженная реальность, атмосфера кошмарного
или, напротив, счастливого детского сна)
легла в основу многих работ современных
художников-мультипликаторов.
Пониманием того, что художественная ценность
любого произведения — вещь весьма относительная:
нищий безумец, малевавший кривые подсолнухи
и прихлебывавший абсент, посмертно стал
рекордсменом аукционных продаж.
Пациент 10
Сергей Александрович
Есенин 1895–1925, русский поэт
Диагноз. Маниакально-
Симптомы. Мания преследования,
внезапные вспышки ярости, неадекватное
поведение (поэт прилюдно крушил мебель,
бил зеркала и посуду, выкрикивал оскорбления).
Несколько случаев есенинского помрачения
не без смака описал в своих воспоминаниях
Анатолий Мариенгоф. Вот один из них: «У
меня в комнате, на стене, украинский ковер
с большими красными и желтыми цветами.
Есенин остановил на них взгляд. Зловеще
ползли секунды и еще зловещее расползались
есенинские зрачки, пожирая радужную оболочку.
Узенькие кольца белков налились кровью.
А черные дыры зрачков — страшным, голым
безумием. Есенин привстал с кресла, скомкал
салфетку и, подавая ее мне, прохрипел
на ухо:
— Вытри им носы!
— Сережа, это ковер… ковер… а это цветы…
Черные дыры сверкнули ненавистью:
— А!.. Трусишь!..
Он схватил пустую бутылку и заскрипел
челюстями:
— Размозжу… в кровь… носы… в кровь…
размозжу…
Я взял салфетку и стал водить ею по ковру
— вытирая красные и желтые рожи, сморкая
бредовые носы. Есенин хрипел. У меня холодело
сердце…»
(«Роман без вранья»).
История болезни. Из-за
часто повторявшихся приступов МДП, провоцировавшихся,
как правило, чрезмерным употреблением
спиртного, Есенин несколько раз проходил
лечение в психоневрологических клиниках
— во Франции и в России. Лечение, к сожалению,
не оказало на пациента благотворного
действия: через месяц после выписки из
клиники профессора Ганнушкина Есенин
покончил с собой, повесившись на трубе
парового отопления в ленинградской гостинице
«Англетер» (в 1970-е годы возникла также
версия об убийстве поэта с последующей
инсценировкой самоубийства; доказана
эта версия не была).
Чем он нас заразил. Новыми
интонациями. Есенин сделал стилистической
нормой истероидную, со слезой и всхлипами,
любовь к деревне и деревенскому жителю
(прямые его последователи не в стилистическом,
но в идеологическом смысле — «деревенщики»).
Есенин, много работавший в жанре городского
хулиганского романса, по сути, задал канон
современного русского шансона.