Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:02, реферат
О взаимосвязи между безумием и талантом сказано уже так много, что мы не станем повторяться. Данная подборка составлена не с точки зрения талантливости «пациентов», а с точки зрения их влияния на все остальное — будем считать, здоровое — человечество. Сразу оговоримся, что, во-первых, политических деятелей мы сюда не включили (так как они все же лишь «исполнители», нас же интересуют «творцы») и, во-вторых, этой десяткой количество невменяемых знаменитостей никак не исчерпывается: их, безусловно, в несколько раз больше.
О взаимосвязи между безумием
и талантом сказано уже так
много, что мы не станем повторяться.
Данная подборка составлена не с точки
зрения талантливости «пациентов»,
а с точки зрения их влияния
на все остальное — будем считать,
здоровое — человечество. Сразу оговоримся,
что, во-первых, политических деятелей
мы сюда не включили (так как они все же
лишь «исполнители», нас же интересуют
«творцы») и, во-вторых, этой десяткой количество
невменяемых знаменитостей никак не исчерпывается:
их, безусловно, в несколько раз больше.
Пациент 1
Эдгар Аллан По 1809–1849, американский
писатель, поэт
Диагноз. «Душевное
расстройство», точный диагноз не установлен.
Симптомы. Страх темноты,
провалы в памяти, мания преследования,
неадекватное поведение, галлюцинации.
В статье Хулио Кортасара «Жизнь Эдгара
По» имеется берущее за душу описание
одного из приступов болезни писателя:
«Где-то в июле 1842 года, впав в полубезумное
состояние, он совершил путешествие из
Филадельфии в Нью-Йорк, куда его вдруг
повлекли воспоминания о Мэри Деверо,
той самой девушке, дядю которой Эдгар
когда-то отстегал хлыстом. Мэри была замужем,
и Эдгаром овладело абсурдное желание
дознаться, любит ли она своего мужа. Ему
пришлось несколько раз туда-сюда переправиться
через реку на пароме, спрашивая у всех
встречных адрес Мэри. Но он все же добрался
до ее дома и устроил там безобразную сцену.
Потом остался пить чай (легко вообразить
себе лица Мэри и ее сестры, которым против
воли пришлось терпеть его, так как он
проник в дом в их отсутствие). Наконец
гость удалился, но прежде искрошил ножом
несколько редисок и потребовал, чтобы
Мэри спела его любимую песню. Только несколько
дней спустя сбившейся с ног миссис Клемм
удалось с помощью отзывчивых соседей
отыскать Эдгара, который в полном помрачении
рассудка бродил по окрестным лесам».
История болезни: Уже
с конца 1830-х годов Эдгар По страдал частыми
депрессиями. Кроме того, он злоупотреблял
алкоголем, что сказывалось на его психике
не лучшим образом: под действием выпитого
писатель порой впадал в состояние буйного
помешательства. К алкоголю вскоре прибавился
опий.
Существенно ухудшила душевное состояние
По тяжелая болезнь его юной супруги (свою
кузину Вирджинию он взял в жены тринадцатилетней;
через семь лет брака, в 1842 году, она заболела
туберкулезом, еще через пять лет умерла).
После смерти Вирджинии — за оставшиеся
ему самому два года жизни — Эдгар По еще
несколько раз влюблялся и предпринял
две попытки жениться. Первая провалилась
из-за отказа избранницы, напуганной очередным
его «срывом», вторая — из-за неявки жениха:
незадолго до свадьбы По сильно напился
и впал в невменяемое состояние. Он был
найден в дешевом балтиморском трактире
пять дней спустя (человек, вызвавший к
нему доктора, охарактеризовал По как
«джентльмена, весьма скверно одетого»).
Писателя поместили в клинику, где он и
скончался еще через пять дней, страдая
от жутких галлюцинаций. Один из главных
кошмаров По — смерть в одиночестве, —
вопреки всем его «предосторожностям»,
сбылся: много с кого он брал обещание
«быть с ним в последний час», однако же
в три часа ночи 7 октября 1849 года никого
из близких при нем не было. Перед смертью
По отчаянно призывал к себе Джереми Рейнолдса,
исследователя Северного полюса.
Чем он нас заразил. Двумя
популярнейшими современными литературными
жанрами.
Первый — роман (или рассказ) ужасов. Большое
влияние на Эдгара По оказал Гофман, однако
же гофмановский мрачный романтизм По
впервые сгустил до консистенции подлинного
кошмара — вязкого, безвыходного и весьма
изощренного («Сердце-обличитель», «Падение
дома Эшеров»).
Второй жанр — детектив. Именно мсье Огюст
Дюпен, герой рассказов Эдгара По («Убийство
на улице Морг», «Тайна Мари Роже»), стал
предтечей конан-дойлевского Шерлока
Холмса с его дедуктивным методом.
Пациент 2
Фридрих Вильгельм Ницше
1844–1900, немецкий философ
Диагноз. Ядерная «мозаичная»
шизофрения (более литературный вариант,
обозначенный в большинстве биографий,
— одержимость), возможно, на фоне сифилиса.
Симптомы. Мания величия
(рассылал записки с текстом: «Через два
месяца я стану первым человеком на земле»,
требовал снять со стен картины, ибо его
квартира — «храм»); помрачение рассудка
(обнимался с лошадью на центральной городской
площади, мешая уличному движению); сильные
головные боли; неадекватное поведение.
В медицинской карте Ницше, в частности,
говорилось, что больной пил из сапога
свою мочу, испускал нечленораздельные
крики, принимал больничного сторожа за
Бисмарка, пытался забаррикадировать
дверь осколками разбитого стакана, спал
на полу у постели, прыгал по-козлиному,
гримасничал и выпячивал левое плечо.
История болезни. Ницше перенес несколько
апоплексических ударов; страдал психическим
расстройством последние 20 лет своей жизни
(именно в этот период появились наиболее
значимые его произведения — к примеру,
«Так говорил Заратустра»), 11 из них он
провел в психиатрических клиниках, дома
о нем заботилась мать. Состояние его постоянно
ухудшалось — под конец жизни философ
мог составлять лишь простейшие фразы,
к примеру: «Я мертвый, потому что я глупый»
или же «Я глупый, потому что я мертвый».
Чем он нас заразил:
Идеей сверхчеловека (как ни парадоксально,
именно этот прыгавший по-козлиному и
выпячивавший левое плечо человек ассоциируется
у нас со свободной, надморальной, совершенной,
существующей по ту сторону добра и зла
личностью).
Идеей новой морали («мораль господ» взамен
«морали рабов»): здоровая мораль должна
прославлять и укреплять естественное
стремление человека к власти. Всякая
другая мораль болезненна и упадочна.
Идеологией фашизма: больные и слабые
должны погибнуть, сильнейшие — победить
(«Падающего толкни!»).
Допущением: «Бог мертв».
Пациент 3
Эрнест Миллер Хемингуэй
1899–1961, американский писатель
Диагноз. Острая депрессия,
умственное расстройство.
Симптомы. Суицидальные
наклонности, мания преследования, нервные
срывы.
История болезни. В
1960 году Хемингуэй вернулся с Кубы в США.
Его мучили частые депрессии, чувство
страха и неуверенности, он практически
не мог писать — а потому добровольно
согласился пройти лечение в психиатрической
клинике. Хемингуэй перенес 20 сеансов
электрошока, об этих процедурах он отозвался
так: «Врачи, которые делали мне электрошок,
писателей не понимают… Какой смысл был
в том, чтобы разрушать мой мозг и стирать
мою память, которая представляет собой
мой капитал, и выбрасывать меня на обочину
жизни? Это было блестящее лечение, вот
только пациента они потеряли». По выходе
из клиники Хемингуэй убедился в том, что
по-прежнему не может писать, и предпринял
первую попытку самоубийства, однако близкие
сумели ему помешать. По просьбе жены он
прошел повторный курс лечения, но намерений
своих не изменил. Через несколько дней
после выписки он выстрелил себе в голову
из любимой двустволки, зарядив предварительно
оба ствола.
Чем он нас заразил:
Болезнью «потерянного поколения». Хемингуэй,
как и его товарищ по эпохе Ремарк, имел
в виду конкретное поколение, перемолотое
жерновами конкретной войны, однако термин
оказался уж больно соблазнительным и
удобным — с тех пор каждое поколение
находит причины для того, чтобы считать
себя потерянным.
Новым литературным приемом, «методом
айсберга», — когда скупой, сжатый, бесцветный
текст подразумевает щедрый, душераздирающий
подтекст.
«Мачизмом» нового образца, воплощенным
и в творчестве, и в жизни. Герой Хемингуэя
— суровый и немногословный борец, который
понимает, что борьба бесполезна, но борется
до конца. Самым бескомпромиссным хемингуэевским
мачо стаэёл, пожалуй, рыбак Сантьяго («Старик
и море»), в уста которого Великий Хэм вложил
фразу: «Человек не для того создан, чтобы
терпеть поражение. Человека можно уничтожить,
но его нельзя победить». Сам Хемингуэй
— охотник, солдат, спортсмен, моряк, рыболов,
путешественник, нобелевский лауреат,
чье тело сплошь покрывали шрамы, — к огромному
разочарованию многих, «до конца» бороться
не стал. Впрочем, своим идеалам писатель
не изменил. «Мужчина не имеет права умирать
в постели, — говаривал он. — Либо в бою,
либо пуля в лоб».
Пациент 4
Джон Форбс Нэш род. в 1928
американский математик, лауреат Нобелевской
премии. Широкой публике известен по
фильму Рона Ховарда «Игры разума»
Диагноз. Параноидальная
шизофрения.
Симптомы. Мания преследования,
навязчивые идеи, бред, трудности самоидентификации,
разговоры с несуществующими собеседниками.
История болезни. В
1958 году журнал Fortune назвал Нэша восходящей
звездой Америки в «новой математике».
В том же году у него проявились первые
симптомы заболевания. В 1959-м Нэш был уволен
с работы и помещен в психиатрическую
клинику в пригороде Бостона (McLean Hospital)
для принудительного лечения. После курса
химиотерапии состояние его несколько
улучшилось, он был выписан из больницы
и вместе с женой Алисией Лард уехал в
Европу, где пытался обосноваться в статусе
«политического беженца». Нэшу отказали
в политическом убежище, через некоторое
время он был депортирован из Франции
в США. Семья поселилась в Принстоне. Джон
Нэш не работал; болезнь его быстро прогрессировала.
В 1961-м он был помещен в Trenton State Hospital в Нью-Джерси,
где прошел курс инсулиновой терапии.
Однако после выписки Нэш снова сбежал
в Европу, оставив жену и ребенка (в 1962-м
Алисия оформила развод, но продолжала
помогать бывшему мужу).
По возвращении в США Нэш стал регулярно
принимать антипсихотические средства,
и состояние его улучшилось настолько,
что коллеги устроили его на работу в Принстонский
университет. Однако через некоторое время
он отказался от лечения, опасаясь, что
лекарства могут повредить его умственным
способностям и научной работе, — случилось
очередное обострение.
На протяжении многих лет Нэш наносил
визиты в Принстон, записывая на досках
непонятные формулы и беседуя с «голосами»…
Студенты и профессора уже привыкли к
нему, как к безобидному привидению, когда
в середине 80-х Нэш, ко всеобщему удивлению,
пришел в себя и снова занялся математикой.
В 1994 году 66-летний Джон Нэш (совместно
с Райнхардом Зелтеном и Джоном Харсани)
получил Нобелевскую премию по экономике
«за анализ равновесия в теории некооперативных
игр».
В 2001-м Нэш снова женился на Алисии Лард.
Чем он нас заразил. Новым
научным подходом к экономической теории
игр и так называемой математике конкуренции:
Нэш отказался от стандартного сценария
«победитель — проигравший» и сконструировал
математическую модель, при которой обе
конкурирующие стороны лишь проигрывают
от продолжения соперничества. Этот сценарий
получил условное название «равновесие
по Нэшу»: игроки сохраняют равновесие,
ибо любое изменение может ухудшить их
позиции. Исследования Нэша в области
теории игр активно использовались американцами
в период «холодной войны».
Пациент 5
Джонатан Свифт 1667–1745 ирландский
писатель
Диагноз. Болезнь Пика
либо болезнь Альцгеймера — специалисты
спорят.
Симптомы. Головокружение,
дезориентация в пространстве, потеря
памяти, неспособность узнавать людей
и окружающие предметы, улавливать смысл
человеческой речи.
История болезни. Постепенное
нарастание симптомов вплоть до полного
слабоумия в конце жизни.
Чем он нас заразил. Новой
формой политической сатиры. «Путешествия
Гулливера», безусловно, не первый саркастический
взгляд просвещенного интеллектуала на
окружающую действительность, однако
новаторство здесь не во взгляде, а в оптике.
В то время как другие насмешники смотрели
на жизнь сквозь увеличительное стекло
или в телескоп, декан собора св. Патрика
смастерил для этого линзу с очень кривым
стеклышком. Впоследствии этой линзой
с удовольствием пользовались Николай
Гоголь и Салтыков-Щедрин.
Пациент 6
Жан-Жак Руссо 1712–1778 французский
писатель и философ
Диагноз. Паранойя.
Симптомы. Мания преследования.
История болезни. В
результате конфликта писателя с церковью
и правительством (начало 1760-х, после выхода
книги «Эмиль, или О воспитании») изначально
свойственная Руссо подозрительность
приобрела крайне болезненные формы. Ему
везде мерещились заговоры, он вел жизнь
скитальца и нигде не задерживался надолго,
полагая, что все его друзья и знакомые
злоумышляют против него либо в чем-то
его подозревают (так, Руссо однажды решил,
что обитатели замка, в котором он гостил,
считают его отравителем умершего слуги,
и потребовал вскрытия покойника).
Чем он нас заразил:
Педагогической реформой. Современные
пособия по воспитанию детей по многим
пунктам повторяют «Эмиля…»:
1) взамен «репрессивному» методу воспитания
Руссо предлагал метод поощрения и ласки;
2) он полагал, что ребенка следует освободить
от механического затверживания сухих
фактов, а объяснять все на живых примерах,
и лишь тогда, когда ребенок будет психически
готов к восприятию новой информации;
3) задачей педагогики Руссо считал развитие
заложенных природой талантов, а не корректировку
личности;
4) наказание, по Руссо, должно быть естественным
следствием поведения ребенка, а не проявлением
власти сильного над слабым;
5) матерям Руссо советовал самостоятельно
вскармливать своих детей, а не доверять
их кормилицам (сегодняшняя педиатрия
полагает, что только материнское молоко
положительно сказывается на здоровье
ребенка);
6) Руссо высказывался даже против пеленания,
ограничивающего свободу движений младенца.
Новым типом литературного героя и новыми
литературными направлениями.Порожденное
фантазией Руссо прекраснодушное создание
— слезливый «дикарь», руководствующийся
не разумом, но чувством (однако чувством
высоконравственным), — дальше развивалось,
росло и старилось в рамках сентиментализма
и романтизма.
Идеей правового демократического государства
(прямо вытекающей из сочинения «Об общественном
договоре»).
Революцией (именно «Общественным договором»
вдохновлялись борцы за идеалы Великой
французской революции; сам Руссо, как
ни парадоксально, никогда не был сторонником
столь радикальных мер).
Пациент 7
Николай Васильевич Гоголь
1809–1852 русский писатель
Диагноз. Шизофрения,
периодический психоз.
Симптомы. Зрительные
и слуховые галлюцинации; периоды апатии
и заторможенности (вплоть до полной неподвижности
и неспособности реагировать на внешние
раздражители), сменяющиеся приступами
возбуждения; депрессивные состояния;
ипохондрия в острой форме (великий писатель
был убежден, что все органы в его теле
несколько смещены, а желудок располагается
«вверх дном»); клаустрофобия.
История болезни. Те
или иные проявления шизофрении сопровождали
Гоголя на протяжении всей его жизни, однако
в последний год болезнь заметно прогрессировала.
26 января 1852 года от брюшного тифа умерла
сестра его близкого друга (Екатерина
Михайловна Хомякова), и эта смерть вызвала
у писателя сильнейший приступ ипохондрии
(«На меня нашел страх смерти», — жаловался
он). Гоголь погрузился в непрестанные
молитвы, практически отказался от пищи,
жаловался на слабость и недомогание и
утверждал, что смертельно болен, хотя
врачи никакой болезни, кроме небольшого
желудочно-кишечного расстройства, у него
не диагностировали. В ночь с 11 на 12 февраля
писатель сжег свои рукописи (на следующее
утро он объяснил этот поступок происками
лукавого), далее состояние его постоянно
ухудшалось. Лечение (не слишком, впрочем,
профессиональное: пиявки в ноздрях, обертывание
холодными простынями и окунание головы
в ледяную воду) положительных результатов
не дало. 21 февраля 1852 года писатель скончался.
Истинные причины его смерти так и остались
неясны, существуют различные гипотезы
— от отравления ртутью до выполнения
контрактных обязательств по отношению
к врагу рода человеческого. Однако же,
вероятнее всего, Гоголь попросту довел
себя до полного нервного и физического
истощения — не исключено, что своевременная
помощь психиатра могла бы спасти ему
жизнь.
Чем он нас заразил.
Специфической любовью к маленькому человеку
(обывателю), состоящей наполовину из отвращения
и наполовину из жалости.
Целым букетом удивительно точно найденных
русских типажей. Гоголь разработал несколько
«ролевых моделей» (наиболее яркие — модели
«Башмачкин» и «Чичиков»), которые вполне
актуальны до сих пор.
Пациент 8
Ги де Мопассан 1850–1893 французский
писатель
Диагноз. Прогрессивный
паралич мозга.
Симптомы. Ипохондрия,
суицидальные наклонности, припадки буйства,
бред, галлюцинации.
История болезни. Всю
жизнь Ги де Мопассан страдал ипохондрией:
он очень боялся сойти с ума. С 1884 года
у Мопассана начались частые нервные припадки
и галлюцинации. В состоянии крайнего
нервного возбуждения он дважды пытался
покончить с собой (один раз при помощи
револьвера, второй — при помощи ножа
для бумаг, оба раза неудачно). В 1891-м писатель
был помещен в клинику доктора Бланша
в Пасси — там он и прожил, в полусознательном
состоянии, до самой смерти.
Чем он нас заразил.
Физиологизмом и натурализмом (в том числе
эротическим) в литературе.
Потребностью неустанно бороться с бездуховным
обществом потребления (своеобразных
клонов «Милого друга» усердно воссоздают
ныне здравствующие французские писатели
Мишель Уэльбек и Фредерик Бегбедер, старается
не отставать и наш Сергей Минаев).