Свойство личности – общительность (коммуникабельность)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:32, контрольная работа

Краткое описание

В психологии общения - умение налаживать контакты, способность к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми. Коммуникабельность является одним из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, затрагивающим как профессиональные, так и личные отношения. Коммуникабельность является одним из важнейших личных качеств в профессиях, предусматривающих активное общение с другими людьми, такими как, например, менеджер по продажам, менеджер по связям с общественностью, менеджер по персоналу.

Оглавление

1. Определения общительности.
2. Методики для оценки выраженности общительности
 Метод психодиагностики личности Кеттелла.
 Опросник структуры темперамента Русалова В.М.
 Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка)
 Калифорнийский психологический опросник.
 Фрайбургский личностный опросник (FPI).
3. Анализ различий и сходств в интерпретации авторов методик свойства.
4. Приложение. Инструкции и бланки методик.
5. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная психодиагностка (общительность).doc

— 146.50 Кб (Скачать)

 

Число обследованных в ходе разработки EPI превышает 30 000 человек. Испытуемые были разделены на группы в зависимостии от проявлений диагносцируемых характеристик. Изучались ответы лиц, отнесенных компетентными экспертами в группы экстравертов или интровертов, нейротиков или эмоционально уравновешенных. На основе полученных данных определялась дискриминативная возможность каждого вопроса. В ходе разработки ЕРІ было установлено, что экстраверсия является фактором высшего порядкаа, и, следовательно, в вопросах должны быть в более или менее равной доле представлены факторы низшего порядка. Прежде всего речь идет о таких выделенных Г. Айзенком компонентах экстраверсии, как «импульсивность» и «общительность».

 

Коэффициенты надежности ретестовой EPI для фактора экстра—интроверсии составляют 0,82-0,85, для фактора нейротизма — 0,81-0,84, коэффициент надежности методом расщепления — 0,74-0,91. В зарубежных исследованиях сообщается о достаточной валидности ЕРІ, иногда эти данные оспариваются. В данном опроснике существенно изменилось значение коэффициента интеркорреляции между шкалами (от +0,12 до -0,16), что соответствовало теоретическим предположениям Г. Айзенка. Предложен сокращенный вариант ЕРІ, состоящий из 12 вопросов. Показатели корреляции с полным вариантом по шкале экстра—интроверсии — 0,81, нейротизма — 0,79. Созданы варианты EPI для обследования детей и подростков. ЕРІ широко используется в отечественных исследованиях, однако его адаптация полностью не завершена (И. Н. Гильяшева, 1983; А. Г. Шмелев и В. И. Похилько, 1985).

 

В 1969 г. Г. Айзенк и С. Айзенк публикуют новый опросник под названием «Айзенка личностный опросник» (ЕРQ), который предназначен для диагностики нейротизма, экстра—интроверсии и психотизма. Так же как и в ЕРІ, в него включена «шкала лжи». Опросник состоит из 90 вопросов (по шкале нейротизма — 23, по шкале экстра—интроверсии — 21, по шкале психотизма — 25, по «шкале лжи» — 21). Однако обычно используют вариант, состоящий из 101 вопроса (из них 11 вопросов — «буферные», ответы на которые не учитываются). Примеры вопросов по шкале психотизма:

— Будете ли Вы употреблять наркотические препараты, способные оказать непредвиденное или опасное воздействие?

— Испытываете ли Вы чувство жалости, сострадания к животному, попавшему в ловушку?

 

Изучение валидности личностного измерения «психотизм» осуществлялось обычным для исследований Г. Айзенка путем — поиском экспериментальных коррелятов психотизма, сравнением результатов, полученных в группах здоровых и больных. Полученные данные спорны. Коэффициенты надежности ретестовой (месячный интервал) опросника в различных группах по шкале психотизма составляют 0,51-0,86, по шкале экстра—интроверсии 0,80-0,92, по шкале нейротизма — 0,74-0,92, по «шкале лжи» 0,61-0,90. Разработан вариант опросника для обследования детей и подростков (от 7 до 15 лет).

 

Во многих зарубежных исследованиях аргументированно доказывается, что введение такого личностного измерения, как психотизм, не имеет научного обоснования, экспериментальные данные противоречивы, а использование шкалы психотизма на практике может способствовать появлению ложных диагностических ориентиров.

 

4.      Калифорнийский психологический опросник

 

КАЛИФОРНИЙСКИЙ ПСИХОЛО­ГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (California Psychological Inventory, CPI) — опрос­ник личностный, разработан в 1956 г. под руководством X. Гоуха. Предназна­чен для оценки личностных характерис­тик и «предсказания того, что люди будут говорить и делать в специфическом кон­тексте».

К. п. о, содержит 480 утверждений, большая часть которых касается типич­ных поведенческих паттернов и привыч­ных ощущений, мнений по различным со­циальным, этическим и семейным вопро­сам. В банк вопросов CPI вошли 178 ут­верждений из состава MMPI. Примеры утверждений:

—  При настоящем положении дел трудно надеяться на что-то в будущем. Вер­но — неверно.

—  Я прочитываю не менее десяти книг в год. Верно — неверно.

—  Самое важное для меня — долг перед соотечественниками. Верно — невер­но.

—  Гораздо важнее, чтобы отец был доб­рым,   чем  удачливым.   Верно — не­верно.

Обработка опирается на нормы, разра­ботанные для испытуемых от 13 лет и

старше. Результатом первичной обработ­ки является построение оценок профиль­ных по 18 шкалам опросника. Для удоб­ства интерпретации шкалы опросника объединены X. Гоухом в четыре группы: I. Оценка уравновешенности, властности, самоуверенности, адекватности в меж­личностном общении. В группу входит 6 шкал:

1)    доминирования — предназначена для выявления сильных, властных, влия­тельных и склонных к доминирова-

в нию индивидов, способных проявлять инициативу и брать на себя лидерс­кие функции;

2)    способности   к   поддержанию   ста­туса — нацелена на такие свойства, как честолюбие и самоуверенность, которые позволяют достичь опреде­ленного статуса в социальной сфере отношений и его определяют;

3)    общительности — предназначена для дифференциации людей с коммуника­тивным характером, ориентирован­ных на активное взаимодействие в противоположность тем, кто избегает контактов;

4)    социального присутствия — во мно­гом сходна с предыдущей, с тем отли­чием, что человек, имеющий высокие

оценки по этой шкале, не просто лю­бит находиться в обществе других людей, а использует их для своей вы­годы, манипулирует ими;

5)    самопринятия — определяет личную значимость, способность к независи­мым суждениям и поступкам, уверен­ность в себе;

6)    чувства благополучия — отрицание каких-либо  серьезных  конфликтов или проблем, отсутствие напряжен­ности, тревоги и страхов, утвержде­ние независимости и самодостаточно­сти.

II. Измерение уровня социализации, зре­лости, ответственности и структуриро­ванности ценностей в межличностном об­щении. В группу входят 6 шкал:

1)    ответственности — идентифицирует людей, придерживающихся опреде­ленных социальных норм и правил, осознающих и принимающих их важ­ность и ценность;

2)    социализации — отражает   уровень социальной зрелости, нравственного развития, вероятности асоциальных тенденций, степень интериоризации социальных ценностей и норм, а так­же их влияние на поведение индиви-

.    да;

3)    самоконтроля — направлена на опре­деление степени принятия и поддерж­ки самим индивидом социально одоб­ряемых норм поведения;

4)    толерантности — измеряет    отсут­ствие предубеждений и социальную терпимость;

5)    хорошего впечатления — служит для выявления людей, способных созда­вать о себе хорошее мнение и озабо­ченных тем, как их воспринимают другие;

6)    обычности — основывается на под­счете частоты наиболее распростра­ненных: в выборке стандартизации от­ветов испытуемых.

III. Оценка потенциальных достижений и эффективности в интеллектуальной сфе­ре. Включает 3 шкалы:

1)    достижения   через   подчинение — стремление к достижениям через сле­дование определенному порядку, тре­бованиям;

2)   достижения через независимость — способность достигнуть успеха в об­ластях, где необходимы независи­мость и самостоятельность мышле­ния, творчество, нестандартность ре­шений;

3)    интеллектуальной      продуктивнос­ти — оценка продуктивности в интел­лектуальной сфере на основе само­оценки.

IV.  Анализ сферы интересов. В группу входят 3 шкалы:

1)    психологического склада ума — зна­ние людей, проницательность, инте­рес к окружающим;

2)    гибкости — дифференцирует людей с гибкостью и подвижностью мышле­ния и поведения в целом;

3)    женственности —определяет «мас­кулинность» и «феминность* интере­сов.

Из общего набора шкал К. п. о. три используются как шкалы контрольные: шкала «чувства благополучия» (Wb) позволяет обнаруживать испытуемых, склонных к демонстрации себя в «худшем свете», шкала хорошего впечатления (Gi) диагностирует склонность к социально положительным ответам (см. Установки на ответ), и шкала обычности (Gm) слу­жит для идентификации случайных от­ветов.

Формулировка, отбор и группировка вопросов по содержанию осуществлялась в основном по эмпирическому критерию: задания опросника группировались в от­дельные шкалы на основе ответов испыту­емых в выборках, контрастных относи­тельно внешнего критерия (например, успеваемость в школе, участие в различных организациях и т. п. (см. Контрастные группы). При этом К. п. о. создавался на основе Миннесотского многоаспект­ного личностного опросника. Ставилась задача создания методики, основанной не на клинических наблюдениях (как в слу­чае с MMPI), а на выявлении качеств, проявляющихся в реальном повседневном межличностном взаимодействии.

Исходно К. п. о. рассматривался авто­ром как «открытый для дополнения» ис­следовательский метод. В результате мно­гочисленных исследований X. Гоух (1960) пришел к заключению, что «основным принципом многофакторных методик ти­па CPI является получение паттернов и комбинаций в любом контексте». Следуя этому, автор стал использовать метод множественной регрессии (см. Регресси­онный анализ) для получения взвешен­ных комбинаций показателей К. п. о., с по­мощью которых можно оценить различ­ные интересующие исследователя факто­ры. Так, в результате широкого обследо­вания профессиональных групп были по­лучены уравнения регрессии и соответ­ствующие им производные профили пока­зателей для предсказания успешности ов­ладения многими сферами профессио­нальной деятельности.

За годы использования накоплен боль­шой материал, свидетельствующий о вы­сокой надежности и валидности К. п. о. По мнению А. Анастази (1982), это один из лучших опросников, используемых в настоящее время. В то же время К. п. о. не лишен определенных недостатков. Корре­ляционный анализ показателей шкал указывает, что многие характеристики шкал опросника частично совмещаются, что свидетельствует о недостаточной фак­торной чистоте анализируемых показате­лей. К. п. о. относится к числу наиболее распространенных в англоязычной психо­логической диагностике методик. Его по пулярность не уступает MMPI. Опросник используется для прогнозирования успе­ваемости по отдельным учебным дисцип­линам, успешности окончания школы, а также в области профессионального отбо­ра, прогнозирования эффективности уп­равленческой деятельности, изучения креативных качеств личности. Помимо основных шкал К. п. о. разработаны до­полнительные, широко используется ком­пьютерная интерпретация получаемых данных.

В 1987 г. издан пересмотренный ва­риант К. п. о. Добавлены две основные шкалы (независимости и эмпатии) и три т. н. векторные. Векторные (или струк­турные) шкалы образуют «каркас» куби­ческой модели интерперсонального функ­ционирования, измеряемого такими фак­торами, как «вовлеченность», «нормопри-нятие» и «осуществление». Эти шкалы ге­нерируют 28 разных видов интерперсо­нальной ориентации путем определения 4 типов личности (альфа, бета, гамма и дельта) и семи уровней, отражающих са­моактуализацию. В этом варианте опрос­ника используются 462 задания, из кото­рых 194 заимствованы из MMPI. Сообща­ется о достаточно высоких показателях надежности и валидности CPI-R.

Работа по адаптации и рестандартизации К. п. о. для русскоязычных испы­туемых начата Н. В. Тарабриной (1989). На выборке студентов (71 человек, юно­ши, возраст 19-24 года) определены нор­мы, проведен регрессионный анализ со­става показателей, осуществлен фактор­ный анализ шкал.

 

5.      Фрайбургский личностный опросник (FPI).

 

Опросник был создан в 1963 г . во Фрайбургском университете и адаптирован в Санкт-Петербургском университете (форма В опросника). Адаптированный вариант FPI содержит 114 утверждений, которые на основе факторного анализа организованы в 9 базовых шкал.

Базовые шкалы:

 

I. «Невротичность» - характеризует уровень невротизациии личности. Высокие оценки соответствуют выраженному астено-невротическому синдрому с психосоматическими проявлениями.

 

II. «Спонтанная агрессивность» - выявляет психопатизацию возбудимого типа. Высокие оценки отражают аффективную неустойчивость, импульсивность, напористость и ослабленный самоконтроль.

 

III. «Депрессивность» - диагностирует клинический депрессивный синдром.

 

IV. «Раздражительность» - оценивает уровень эмоциональной лабильности, требовательности и агрессивности по отношению к окружающим. Высокие оценки отражают неустойчивое эмоциональное состояние со склонностью к аффективным вспышкам.

 

V. «Общительность» - характеризует как потенциальные трудности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки свидетельствуют о наличии выраженной потребности в общении.

 

VI. «Уравновешенность» - оценивает устойчивость к стрессу. Высокие оценки отражают хорошую толерантность к стрессу, основанную на уверенности в себе, оптимистичности

и активности.

 

VII. «Реактивная агрессивность» - выявляет наличие признаков психопатизации паранойяльного типа. Высокие оценки свидетельствуют о наличии эгоцентризма, подозрительности, недоверчивости и агрессивности в межличностных отношениях, склонность к морализации, внешний обвинительный стиль.

 

VIII. «Застенчивость» - определяет предрасположенность к пассивно-оборонительному способу реагирования на обычные жизненные ситуации. Высокие оценки отражают наличие черт тревожности, скованности, неуверенности.

 

IX. «Открытость» - характеризует отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности.

 

Так же шкалы:

 

Экстраверсия

Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие — выраженной интровертированности.

 

Эмоциональная лабильность

Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции.

Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.

 

Маскулинность

Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие — по женскому.

Информация о работе Свойство личности – общительность (коммуникабельность)