Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:32, контрольная работа
В психологии общения - умение налаживать контакты, способность к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми. Коммуникабельность является одним из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, затрагивающим как профессиональные, так и личные отношения. Коммуникабельность является одним из важнейших личных качеств в профессиях, предусматривающих активное общение с другими людьми, такими как, например, менеджер по продажам, менеджер по связям с общественностью, менеджер по персоналу.
1. Определения общительности.
2. Методики для оценки выраженности общительности
Метод психодиагностики личности Кеттелла.
Опросник структуры темперамента Русалова В.М.
Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка)
Калифорнийский психологический опросник.
Фрайбургский личностный опросник (FPI).
3. Анализ различий и сходств в интерпретации авторов методик свойства.
4. Приложение. Инструкции и бланки методик.
5. Список литературы.
Число обследованных в ходе разработки EPI превышает 30 000 человек. Испытуемые были разделены на группы в зависимостии от проявлений диагносцируемых характеристик. Изучались ответы лиц, отнесенных компетентными экспертами в группы экстравертов или интровертов, нейротиков или эмоционально уравновешенных. На основе полученных данных определялась дискриминативная возможность каждого вопроса. В ходе разработки ЕРІ было установлено, что экстраверсия является фактором высшего порядкаа, и, следовательно, в вопросах должны быть в более или менее равной доле представлены факторы низшего порядка. Прежде всего речь идет о таких выделенных Г. Айзенком компонентах экстраверсии, как «импульсивность» и «общительность».
Коэффициенты надежности ретестовой EPI для фактора экстра—интроверсии составляют 0,82-0,85, для фактора нейротизма — 0,81-0,84, коэффициент надежности методом расщепления — 0,74-0,91. В зарубежных исследованиях сообщается о достаточной валидности ЕРІ, иногда эти данные оспариваются. В данном опроснике существенно изменилось значение коэффициента интеркорреляции между шкалами (от +0,12 до -0,16), что соответствовало теоретическим предположениям Г. Айзенка. Предложен сокращенный вариант ЕРІ, состоящий из 12 вопросов. Показатели корреляции с полным вариантом по шкале экстра—интроверсии — 0,81, нейротизма — 0,79. Созданы варианты EPI для обследования детей и подростков. ЕРІ широко используется в отечественных исследованиях, однако его адаптация полностью не завершена (И. Н. Гильяшева, 1983; А. Г. Шмелев и В. И. Похилько, 1985).
В 1969 г. Г. Айзенк и С. Айзенк публикуют новый опросник под названием «Айзенка личностный опросник» (ЕРQ), который предназначен для диагностики нейротизма, экстра—интроверсии и психотизма. Так же как и в ЕРІ, в него включена «шкала лжи». Опросник состоит из 90 вопросов (по шкале нейротизма — 23, по шкале экстра—интроверсии — 21, по шкале психотизма — 25, по «шкале лжи» — 21). Однако обычно используют вариант, состоящий из 101 вопроса (из них 11 вопросов — «буферные», ответы на которые не учитываются). Примеры вопросов по шкале психотизма:
— Будете ли Вы употреблять наркотические препараты, способные оказать непредвиденное или опасное воздействие?
— Испытываете ли Вы чувство жалости, сострадания к животному, попавшему в ловушку?
Изучение валидности личностного измерения «психотизм» осуществлялось обычным для исследований Г. Айзенка путем — поиском экспериментальных коррелятов психотизма, сравнением результатов, полученных в группах здоровых и больных. Полученные данные спорны. Коэффициенты надежности ретестовой (месячный интервал) опросника в различных группах по шкале психотизма составляют 0,51-0,86, по шкале экстра—интроверсии 0,80-0,92, по шкале нейротизма — 0,74-0,92, по «шкале лжи» 0,61-0,90. Разработан вариант опросника для обследования детей и подростков (от 7 до 15 лет).
Во многих зарубежных исследованиях аргументированно доказывается, что введение такого личностного измерения, как психотизм, не имеет научного обоснования, экспериментальные данные противоречивы, а использование шкалы психотизма на практике может способствовать появлению ложных диагностических ориентиров.
4. Калифорнийский психологический опросник
КАЛИФОРНИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (California Psychological Inventory, CPI) — опросник личностный, разработан в 1956 г. под руководством X. Гоуха. Предназначен для оценки личностных характеристик и «предсказания того, что люди будут говорить и делать в специфическом контексте».
К. п. о, содержит 480 утверждений, большая часть которых касается типичных поведенческих паттернов и привычных ощущений, мнений по различным социальным, этическим и семейным вопросам. В банк вопросов CPI вошли 178 утверждений из состава MMPI. Примеры утверждений:
— При настоящем положении дел трудно надеяться на что-то в будущем. Верно — неверно.
— Я прочитываю не менее десяти книг в год. Верно — неверно.
— Самое важное для меня — долг перед соотечественниками. Верно — неверно.
— Гораздо важнее, чтобы отец был добрым, чем удачливым. Верно — неверно.
Обработка опирается на нормы, разработанные для испытуемых от 13 лет и
старше. Результатом первичной обработки является построение оценок профильных по 18 шкалам опросника. Для удобства интерпретации шкалы опросника объединены X. Гоухом в четыре группы: I. Оценка уравновешенности, властности, самоуверенности, адекватности в межличностном общении. В группу входит 6 шкал:
1) доминирования — предназначена для выявления сильных, властных, влиятельных и склонных к доминирова-
в нию индивидов, способных проявлять инициативу и брать на себя лидерские функции;
2) способности к поддержанию статуса — нацелена на такие свойства, как честолюбие и самоуверенность, которые позволяют достичь определенного статуса в социальной сфере отношений и его определяют;
3) общительности — предназначена для дифференциации людей с коммуникативным характером, ориентированных на активное взаимодействие в противоположность тем, кто избегает контактов;
4) социального присутствия — во многом сходна с предыдущей, с тем отличием, что человек, имеющий высокие
оценки по этой шкале, не просто любит находиться в обществе других людей, а использует их для своей выгоды, манипулирует ими;
5) самопринятия — определяет личную значимость, способность к независимым суждениям и поступкам, уверенность в себе;
6) чувства благополучия — отрицание каких-либо серьезных конфликтов или проблем, отсутствие напряженности, тревоги и страхов, утверждение независимости и самодостаточности.
II. Измерение уровня социализации, зрелости, ответственности и структурированности ценностей в межличностном общении. В группу входят 6 шкал:
1) ответственности — идентифицирует людей, придерживающихся определенных социальных норм и правил, осознающих и принимающих их важность и ценность;
2) социализации — отражает уровень социальной зрелости, нравственного развития, вероятности асоциальных тенденций, степень интериоризации социальных ценностей и норм, а также их влияние на поведение индиви-
. да;
3) самоконтроля — направлена на определение степени принятия и поддержки самим индивидом социально одобряемых норм поведения;
4) толерантности — измеряет отсутствие предубеждений и социальную терпимость;
5) хорошего впечатления — служит для выявления людей, способных создавать о себе хорошее мнение и озабоченных тем, как их воспринимают другие;
6) обычности — основывается на подсчете частоты наиболее распространенных: в выборке стандартизации ответов испытуемых.
III. Оценка потенциальных достижений и эффективности в интеллектуальной сфере. Включает 3 шкалы:
1) достижения через подчинение — стремление к достижениям через следование определенному порядку, требованиям;
2) достижения через независимость — способность достигнуть успеха в областях, где необходимы независимость и самостоятельность мышления, творчество, нестандартность решений;
3) интеллектуальной продуктивности — оценка продуктивности в интеллектуальной сфере на основе самооценки.
IV. Анализ сферы интересов. В группу входят 3 шкалы:
1) психологического склада ума — знание людей, проницательность, интерес к окружающим;
2) гибкости — дифференцирует людей с гибкостью и подвижностью мышления и поведения в целом;
3) женственности —определяет «маскулинность» и «феминность* интересов.
Из общего набора шкал К. п. о. три используются как шкалы контрольные: шкала «чувства благополучия» (Wb) позволяет обнаруживать испытуемых, склонных к демонстрации себя в «худшем свете», шкала хорошего впечатления (Gi) диагностирует склонность к социально положительным ответам (см. Установки на ответ), и шкала обычности (Gm) служит для идентификации случайных ответов.
Формулировка, отбор и группировка вопросов по содержанию осуществлялась в основном по эмпирическому критерию: задания опросника группировались в отдельные шкалы на основе ответов испытуемых в выборках, контрастных относительно внешнего критерия (например, успеваемость в школе, участие в различных организациях и т. п. (см. Контрастные группы). При этом К. п. о. создавался на основе Миннесотского многоаспектного личностного опросника. Ставилась задача создания методики, основанной не на клинических наблюдениях (как в случае с MMPI), а на выявлении качеств, проявляющихся в реальном повседневном межличностном взаимодействии.
Исходно К. п. о. рассматривался автором как «открытый для дополнения» исследовательский метод. В результате многочисленных исследований X. Гоух (1960) пришел к заключению, что «основным принципом многофакторных методик типа CPI является получение паттернов и комбинаций в любом контексте». Следуя этому, автор стал использовать метод множественной регрессии (см. Регрессионный анализ) для получения взвешенных комбинаций показателей К. п. о., с помощью которых можно оценить различные интересующие исследователя факторы. Так, в результате широкого обследования профессиональных групп были получены уравнения регрессии и соответствующие им производные профили показателей для предсказания успешности овладения многими сферами профессиональной деятельности.
За годы использования накоплен большой материал, свидетельствующий о высокой надежности и валидности К. п. о. По мнению А. Анастази (1982), это один из лучших опросников, используемых в настоящее время. В то же время К. п. о. не лишен определенных недостатков. Корреляционный анализ показателей шкал указывает, что многие характеристики шкал опросника частично совмещаются, что свидетельствует о недостаточной факторной чистоте анализируемых показателей. К. п. о. относится к числу наиболее распространенных в англоязычной психологической диагностике методик. Его по пулярность не уступает MMPI. Опросник используется для прогнозирования успеваемости по отдельным учебным дисциплинам, успешности окончания школы, а также в области профессионального отбора, прогнозирования эффективности управленческой деятельности, изучения креативных качеств личности. Помимо основных шкал К. п. о. разработаны дополнительные, широко используется компьютерная интерпретация получаемых данных.
В 1987 г. издан пересмотренный вариант К. п. о. Добавлены две основные шкалы (независимости и эмпатии) и три т. н. векторные. Векторные (или структурные) шкалы образуют «каркас» кубической модели интерперсонального функционирования, измеряемого такими факторами, как «вовлеченность», «нормопри-нятие» и «осуществление». Эти шкалы генерируют 28 разных видов интерперсональной ориентации путем определения 4 типов личности (альфа, бета, гамма и дельта) и семи уровней, отражающих самоактуализацию. В этом варианте опросника используются 462 задания, из которых 194 заимствованы из MMPI. Сообщается о достаточно высоких показателях надежности и валидности CPI-R.
Работа по адаптации и рестандартизации К. п. о. для русскоязычных испытуемых начата Н. В. Тарабриной (1989). На выборке студентов (71 человек, юноши, возраст 19-24 года) определены нормы, проведен регрессионный анализ состава показателей, осуществлен факторный анализ шкал.
5. Фрайбургский личностный опросник (FPI).
Опросник был создан в 1963 г . во Фрайбургском университете и адаптирован в Санкт-Петербургском университете (форма В опросника). Адаптированный вариант FPI содержит 114 утверждений, которые на основе факторного анализа организованы в 9 базовых шкал.
Базовые шкалы:
I. «Невротичность» - характеризует уровень невротизациии личности. Высокие оценки соответствуют выраженному астено-невротическому синдрому с психосоматическими проявлениями.
II. «Спонтанная агрессивность» - выявляет психопатизацию возбудимого типа. Высокие оценки отражают аффективную неустойчивость, импульсивность, напористость и ослабленный самоконтроль.
III. «Депрессивность» - диагностирует клинический депрессивный синдром.
IV. «Раздражительность» - оценивает уровень эмоциональной лабильности, требовательности и агрессивности по отношению к окружающим. Высокие оценки отражают неустойчивое эмоциональное состояние со склонностью к аффективным вспышкам.
V. «Общительность» - характеризует как потенциальные трудности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки свидетельствуют о наличии выраженной потребности в общении.
VI. «Уравновешенность» - оценивает устойчивость к стрессу. Высокие оценки отражают хорошую толерантность к стрессу, основанную на уверенности в себе, оптимистичности
и активности.
VII. «Реактивная агрессивность» - выявляет наличие признаков психопатизации паранойяльного типа. Высокие оценки свидетельствуют о наличии эгоцентризма, подозрительности, недоверчивости и агрессивности в межличностных отношениях, склонность к морализации, внешний обвинительный стиль.
VIII. «Застенчивость» - определяет предрасположенность к пассивно-оборонительному способу реагирования на обычные жизненные ситуации. Высокие оценки отражают наличие черт тревожности, скованности, неуверенности.
IX. «Открытость» - характеризует отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности.
Так же шкалы:
Экстраверсия
Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие — выраженной интровертированности.
Эмоциональная лабильность
Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции.
Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.
Маскулинность
Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие — по женскому.
Информация о работе Свойство личности – общительность (коммуникабельность)