Свойство личности – общительность (коммуникабельность)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:32, контрольная работа

Краткое описание

В психологии общения - умение налаживать контакты, способность к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми. Коммуникабельность является одним из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, затрагивающим как профессиональные, так и личные отношения. Коммуникабельность является одним из важнейших личных качеств в профессиях, предусматривающих активное общение с другими людьми, такими как, например, менеджер по продажам, менеджер по связям с общественностью, менеджер по персоналу.

Оглавление

1. Определения общительности.
2. Методики для оценки выраженности общительности
 Метод психодиагностики личности Кеттелла.
 Опросник структуры темперамента Русалова В.М.
 Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка)
 Калифорнийский психологический опросник.
 Фрайбургский личностный опросник (FPI).
3. Анализ различий и сходств в интерпретации авторов методик свойства.
4. Приложение. Инструкции и бланки методик.
5. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная психодиагностка (общительность).doc

— 146.50 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

            Алтайский государственный университет

               Факультет социологии

                       Кафедра социальной работы

 

 

 

 

 

                           

                  Контрольная работа по психодиагностике.

 

Тема: Свойство личности – общительность (коммуникабельность)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

1.      Определения общительности.

2.      Методики для оценки выраженности общительности

      Метод психодиагностики личности Кеттелла.

      Опросник структуры темперамента Русалова В.М.

      Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка)

      Калифорнийский психологический опросник.

      Фрайбургский личностный опросник (FPI).

3.      Анализ различий и сходств в интерпретации авторов методик свойства.

4.      Приложение. Инструкции и бланки методик.

5.      Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Определения:

 

1.      Коммуника́бельность (позднелат. — соединимый, сообщающийся) — способность к установке связей.

Под коммуникабельностью можно подразумевать как способность к установке связей между людьми (дружеских, деловых), так и между разнотипными системами передачи информации (в электросвязи — аналоговых и дискретных).

В психологии общения - умение налаживать контакты, способность к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми. Коммуникабельность является одним из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, затрагивающим как профессиональные, так и личные отношения. Коммуникабельность является одним из важнейших личных качеств в профессиях, предусматривающих активное общение с другими людьми, такими как, например, менеджер по продажам, менеджер по связям с общественностью, менеджер по персоналу.

(Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

 

2.      Коммуникабельность (от позднелат. communicabilis — соединимый, сообщающийся), 1) совместимость (способность к совместной работе) разнотипных систем передачи информации. 2) Способность к общению, общительность.

(Энциклопедический словарь)

 

3.      Общительность - коммуникабельность, контактность, открытость (характера), незамнутость, повадливость, общежительность, сообщительность. Ant. замкнутость, необщительность, малообщительность, застенчивость. Синонимы: коммуникабельность; контактность; незамкнутость; общежительность; повадливость; сообщительность; социабельность; экстраверсия.

(Источник: «Словарь русских синонимов

 

Методики для оценки выраженности общительности.

 

1.      Метод психодиагностики личности Кеттелла

 

Кеттелл Рэймонд Бернард (1905-1998) - англо-американский ученый-теоретик в области изучения личности.

Опросник Кеттелла является многомерной методикой, оценивающей свойства нормальной личности, он описывает личностную структуру человека, выявляет личностные проблемы, помогает найти коррекционные механизмы для решения личностных проблем.

Основой теста Кеттелла служит «теория личностных черт». Согласно этой теории, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняются различиями в выраженности личностных черт. При этом предполагается, что порядок субъектов на шкале выраженности личностных черт остается одним и тем же в разных ситуациях. В ходе тестирования при таком подходе личность соотносится с готовой системой координат, в рамках которой измеряется выраженность заранее заданных свойств.

В 1936 году Гордон Олпорт и Х. С. Одберт выдвинули следующую гипотезу: Наиболее выдающиеся и социально значимые индивидуальные различия для жизни людей в данном обществе рано или поздно становятся закодированными в языке данного народа; чем более важным является такое различие, тем больше вероятность, что оно будет выражено отдельным словом. Это утверждение получило известность как Лексическая Гипотеза и является зеркальной по отношению к известной гипотезе Сепира-Уорфа.

Олпорт и Одберт проработали два наиболее всеобъемлющих словаря английского языка, доступных в то время, и выписали оттуда 18000 слов, описывающих личность. Из этого гигантского списка они выделили 4500 описывающих личность прилагательных, которые рассматривали, как наблюдаемые и относительно постоянные личностные черты.

В 1946 году Рэймонд Кеттелл использовал возникшую компьютерную технологию для анализа списка Олпорта-Одберта. Он упорядочил этот список в 181 группу слов и просил испытуемых оценить людей, которых они знали, прилагательными из этого списка. Используя факторный анализ, Кеттелл выделил 12, а затем включил ещё 4 фактора, которые, как он предполагал, должны были выделиться. Результатом этого была гипотеза о том, что люди описывают самих себя и друг друга с помощью 16 различных независимых друг от друга факторов.

Используя эти 16 факторов, как основу, Кеттелл продолжил работу в этой области, создавая 16-факторный личностный опросник, который и по сей день используют университеты, предприятия, компании для исследований, отбора персонала и т. п. Хотя последующие исследования и не повторили его результатов, и было показано, что Кеттелл использовал слишком много факторов, распространённый сейчас 16-факторный личностный опросник принимает во внимание полученные результаты и считается очень хорошим тестом. В 1963 году В. Т. Норман повторил работу Кеттелла и предположил, что 5 факторов было бы вполне достаточно.

В дальнейшем Л.Голдберг в США, а также психологи, работавшие с факторным анализом больших списков личностных характеристик в разных странах (в России — А. Г. Шмелев), показали, что так называемая «Большая пятёрка» факторов является наиболее устойчивой и универсальной для разных языковых культур, в то время как любые системы факторов, включающие более 5 факторов, в том числе 16 факторов, отражают культурную специфику определённой страны. 16-факторный тест даёт более точный прогноз, чем пятифакторный, в том случае, если он базируется на результатах факторного анализа, выполненного в той именно стране, в которой предусматривается проведение этого теста.

Первичные факторы теста :

Фактор А: «замкнутость - общительность»

Фактор В: интеллект

Фактор С: «эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность»

Фактор Е: «подчиненность-доминантность»

Фактор F: «сдержанность - экспрессивность»

Фактор G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»

Фактор Н: «робость - смелость»

Фактор I: «жесткость – чувствительность»

Фактор L: «доверчивость - подозрительность»

Фактор М: «практичность - мечтательность»

Фактор N: «прямолинейность -дипломатичность»

Фактор О: «спокойствие - тревожность»

Фактор Q1: «консерватизм - радикализм»

Фактор Q2: «конформизм - нонконформизм»

Фактор Q3: «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль»

Фактор Q4: «расслабленность - напряженность»

Фактор MD: «адекватная самооценка – неадекватная самооценка»

 

Вторичные факторы теста

 

F1. Тревога

F2. Экстраверсия - интроверсия

F3. Чувствительность

F4. Конформность

 

В этом тесте нас интересует первичный фактор  А «замкнутость – общительность»

Фактор А: «замкнутость - общительность»

Замкнутость                                                                                                   Общительность

А- / 0-6 баллов                                                                                                     А+ / 7-12 баллов

Скрытность, обособленность, отчужденность, недоверчивость, необщительность, замкнутость, критичность, склонность к объективности, ригидности, к излишней строгости в оценке людей. Трудности в установлении межличностных, непосредственных контактов.

Общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе, готовность идти на поводу. Легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов.

 

Полюс А- в техническом названии именуется sizothymia (от латинского слова sizo, что означает скучный, унылый). Полюс А+ именуется affectothymia, и он характеризует интенсивное выражение аффектов (чувств). Эмоционально «вялая», «сухая» личность имеет склонность к осторожности при выражении чувств, она мало экспрессивна. Наиболее яркой особенностью аффектотимии является добродушие, веселость, интерес к людям, эмоциональная восприимчивость.

 

В целом фактор А ориентирован на измерение общительности человека в малых группах и способности к установлению непосредственных, межличностных контактов.

 

В ответах вопросника личность с А+ предпочитает работу с людьми, социальное одобрение, любит идти в ногу со временем. Личность с полюсом А- любит идеи, предпочитает работать одна. Существуют доказательства того, что личности с А+ общительны, могут быть лидерами в малых группах и часто выбирают работу с людьми; личности с полюсом А- могут быть художниками, учеными-исследователями и предпочитают работать самостоятельно, изолированно от группы.

1-3 стена - склонен к ригидности, холодности, скептицизму и отчужденности. Вещи его привлекают больше, чем люди. Предпочитает работать сам, избегая компромиссов. Склонен к точности, ригидности в деятельности, личных установках. Во многих профессиях это желательно. Иногда он склонен быть критически настроенным, несгибаемым, твердым, жестким.

4 стена - сдержанный, обособленный, критический, холодный (шизотимия).

7 стенов - обращенный вовне, легкий в общении, участвующий аффективно (циклотимия).

8-10 стенов - склонность к добродушию, легкости в общении, эмоциональному выражению; готов к сотрудничеству, внимателен к людям, мягкосердечен, добр, приспособляем. Предпочитает ту деятельность, где есть занятия с людьми, ситуации с социальным значением. Этот человек легко включается в активные группы. Он щедр в личных отношениях, не боится критики. Хорошо запоминает события, фамилии, имена и отчества.

 

 

Коэффициент надежности шкал-фак­торов «Ш. л. ф.» о., определенный путем расщепления, находится в пределах 0,71 — 0,91. Коэффициент надежности ретестовой через двухнедельный промежу­ток — 0,36-0,73. Автор также сообщает о достаточно высокой валидности опрос­ника.

Р. Кэттеллом и его сотр., помимо двух основных форм «Ш. л. ф.» о. (А и В), раз­работаны формы С, D и Е. Формы С и D сокращенные, по 105 заданий, и предназ­начены для лиц, имеющих более низкий уровень образования. Форма Е использу­ется для обследования тех, кто малогра­мотен (в 1985 г. опубликованы нормы для заключенных, культурно неприспособ­ленных и т. п. лиц). Б. Брианом в 1987 г. на основе формы Е предложен компью­терный (см. Тесты компьютерные) «Профессионально-личностный отчет» (Vocational Personality Report), предназ­наченный для использовании в консульта­циях по выбору работы и службах плани­рования для малограмотных. Известны варианты опросника для детей и подрост­ков. Существует специальное «патологи­ческое» дополнение к «Ш. л. ф.» о., кото­рое состоит из 12 клинических факторов-шкал. Возможно групповое обследование.

Опросник нашел достаточно широкое распространение в психодиагностических исследованиях стран СНГ. Однако адап­тация «Ш. л. ф.» о. не завершена, не­смотря на проведенную проверку соответ­ствия зарубежных и отечественных нор­мативных данных. Анализ воспроизводи­мости факторов опросника на русско­язычных выборках (Ю. М. Забродин с со-авт., 1987) показывает, что нельзя счи­тать гомогенными факторы А, С, /, L, М, N, Qii Qi (°T одной четверти до одной тре­ти вопросов отечественного варианта «Ш. л. ф.» о. не коррелируют значимо с соответствующим фактором). Это требу­ет переформулирования вопросов (утвер­ждений) или отказа от диагностических категорий Р. Кэттелла.

В 1990 г. В. М. Русаловым и О. В. Гу­севой на основе выделенных гомогенных шкал предложен сокращенный вариант опросника под названием 8 PF (70 вопро­сов).

 

Подход Р. Кэттелла к исследованию личности достаточно уязвим. Отметим лишь наиболее слабые «точки». Прежде всего, это выраженный эмпиризм, пренебрежение какими-либо исходными теоретическими положениями о содержании и количестве определяемых черт личности. При избранной автором технике сбора данных ничего не известно о функциональных связях между переменными; эти связи выражаются лишь в виде корреляций - меры степени линейной зависимости между переменными. Не удалось верифицировать и исходную гипотезу об идентичности структурных элементов в факторах, выделенных на основе L-данных и тех, которые выделены на основе Q-данных. В факторах, выделенных из L-данных, обнаруживаются те, которым нет соответствия в факторах, выделенных из Q-данных, и наоборот. Исключительно низки интеркорреляции переменных, якобы характеризующих один и тот же фактор, но полученных из разных источников (L- и Q-данные). Сказанное позволяет сделать вывод о том, что Р. Кэттелл принял факторный анализ за гораздо более эффективный инструмент познания личности, чем он фактически является.

 

2. Опросник структуры темперамента Русалова В.М

 

Назначение теста

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.Русалова используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» (психомоторная и интеллектуальная сферы) и «коммуникативного» аспектов темперамента.

ОСТ имеет 105 вопросов, допускает индивидуальное и групповое применение, без ограничения времени.

Обработка результатов и интерпретация

Высокие значения (ВЗ) от 9 до 12 баллов

Средние значения (СЗ) от 4 до 8 баллов

Низкие значения (НЗ) от 0 до 3 баллов

 

ОСТ содержит следующие шкалы:

Предметная эргичность - в самом общем виде отражает активность человека, а именно: выраженность потребности в освоении предметного мира, наличие или отсутствие стремления к деятельности, к напряженному умственному и физическому труду, а также уровень тонуса и вовлеченности в процесс деятельности.

Информация о работе Свойство личности – общительность (коммуникабельность)