Свойства внимания и их учет в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:05, контрольная работа

Краткое описание

Введение
Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть . Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется память, становиться содержанием размышлений.

Оглавление

Содержание___________________________________________________1
Введение _____________________________________________________2-3
Теории внимания___________________________________________ 4-5
Свойства внимания:
ОБЪЕМ__________________________________________________________6-7
Устойчивость________________________________________________ 8-9
Интенсивность_______________________________________________10
концентравция_______________________________________________10
распределение_______________________________________________11-12
Переключение_______________________________________________13
Заключение__________________________________________________
список литературы

Файлы: 1 файл

психология внимание свойства.doc

— 211.50 Кб (Скачать)


Заключение

Таким образом,  можно сделать вывод о том, что в задачу формирования внимания входит не только развитие его как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой деятельности. Конкретно поставленные задачи, а также создание благоприятных условий для активной, самостоятельной работы. Не смотря на то, что исследования внимания порождают многочисленные неразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно очень полезны, так как человеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности. И зная основные этапы развития внимания в различные годы жизни ребенка, педагог может найти необходимое средство для улучшения внимания.

Пока человек занят серьезным делом, ему не надо напоминать о внимании. Великий режиссер С.Станиславский, который в книге «Работа актера над собой» целую главу посвятил вниманию, говорил, что внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредотачивает внимание на объеме, т.е. внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом. Внимание неразделимо связано с деятельностью и волей человека.

             


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                    

.

4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах М., 2002 г.

5. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения     дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, Академия развития,     Академия холдинг, 2000 г.

6. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. М., 1974 г.

7. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. М., 1996 г.

9. Венгер Л, Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте //     Дошкольное воспитание. 1974 г. № 12.

10. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского М., 1973 г.

11. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983 г. Т.          3. С. 5-328.

12. Выготский Л.С. Мышлекние и речь // Там же. Т.2.

13. Гавриков К.В., Глазачев О.С., Бердникова Т.К. Система медико-педагогического контроля       готовности и адаптации детей 6-летнего возраста к обучению в школе: Информационное       методическое письмо. Волгоград, 1988 г.

14. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Докл. Апн РСФСР. 1958 г. № 3. С. 33-38.

15. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974 г.

16. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитатель. М., 1972 г.

17. Грановская Р.М. Элементы практическорй психологии. Л., 1988 г.

18. Детский психолог. 1993 г. № 6.

19. Джеймс У. Внимание: Хрестоматия по вниманию. М., 1976 г. С. 50-103.

20. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А.      Панько. Минск, 1997 г.

21. Диагностика познавательной сферы ребенка / Под ред. Т.Г. Богдановой, Т.В. Корниловой М.,1994 г.

22. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Сов. педагогика. 1938 г. № 8.

23. Добрынин Н.Ф. и др. Возрастная психология: Курс лекций. М., 1965 г.

25. Домашенко И.А., Гамезо М.В. Атлас по психологии. М., 1986 г.

28. Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Методические указания к пользованию психологической

      картой дошкольника (Готовность к школе). Москва-Воронеж, 2002 г.

29. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей       5-9 лет. М., 2001 г.

30. Психологический журнал 1982 г. Т.З. № 5 с. 54-65.

31. Хрестоматия по вниманию под ред. Леонтьева А.Н., Пузырея А.А., Романова В.Я. М., 1976 г. с. 184-219.

32. Фесюкова Л.Б. от 3-х до 7-ми. Книга для пап, мам, дедушек и бабушек. Харьков, Ростов - на - Дону     «Феникс», 1997 г.   

                                                                                                                                                                   

1.      Андреева Г.М. Социальная психология., М. 1980.

 

2.      Ануфриева Н.М., Зелинская Т.Н., Зелинский Н.Е., К., МАУП, 2000.

3.      Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования,     М., 1984.

4.      Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности. М., 1979.

 

5.      Богданов В.А. Социально-психологические свойства личности. Л., 1983. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

 

6.      Дэвид Майерс. Социальная психология. С-Пр., 2002г.

 

7.      Казмиренко В. П. Социальная психология организаций. К., МАУП, 1993

 

8.      Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология, М., 2001.

 

9.      Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976

 

10. Социальная психология. Под ред. В.Е. Семенова, Кузьмина Е.С., Л. 1979.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1 Тесты.

 

1. В шести квадратах размещены белые и черные кружочки. Вам дается минута времени, чтобы запомнить расположение кружочков в каждом из квадратов. Теперь закройте книгу и постарайтесь по памяти нарисовать квадраты и восстановить расположение кружочков в них.

За каждый правильно помещенный кружочек вы получаете одно очко. Если вы наберете 35 очков, вы очень внимательны.

 

 

2.  Из какого количества маленьких рыбок состоит эта большая рыба? Скажите сразу, не подсчитывая, а потом проверьте себя.

 

 

3. Можете ли вы менее чем за минуту найти квадратик, который содержит все ле­пестки этой прекрасной розы?

 

 

 

 

 

 

Психологические упражнения по развитию внимания

 

 

1. "Игры индейцев" для развития объема внимания: - двум или нескольким соревнующимся в течение короткого времени показывают сразу много предметов, после чего каждый отдельно говорит судье, что он видел, стараясь перечислить и подробно описать возможно большее число предметов. Так, один фокусник добился того, что, быстро проходя мимо витрины, мог заметить и описать до 40 предметов.2. "Печатная машинка" - это классическое театральное упражнение развивает навыки сосредоточения. Каждому человеку дается 1-2 буквы из алфавита, преподаватель называет слово и участники должны "выстучать" его на своей пишущей машинке. Называют слово и делают хлопок, затем делает хлопок тот человек, с чьей буквы начинается слово, затем хлопок учителя - вторая буква, хлопок ученика и т. д.3. "Кто быстрее?" Людям предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например "о" или "е". Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок - пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес.

Для тренировки переключения и распределения внимания задачу следует изменить: предлагается зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую - горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием другой. Со временем задание можно усложнить. Например, одну букву зачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком.

Цель такой тренировки - выработка привычных, доведенных до автоматизма действий, подчиненных определенной, четко осознаваемой цели. Время заданий варьируется в зависимости от возраста (мл. школьники - до 15мин., подростки - до 30мин.).

4. "Корректура". Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах.

Человеку разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передает лист второму ученику, который исправляет оставленные, ошибки карандашом другого цвета. Возможно проведение соревнований в парах.

 

 

              Упражнение 1 на развитие устойчивости внимания.

              Предлагается детям, умеющим читать.

                           

              На бланке напечатаны буквы в случайном порядке (5 строчек). В каждой строке примерно 30 букв. Ребенок просматривает внимательно каждую строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он должен отыскать эти слова (трех-, четырех-, пятибуквенные) и подчеркнуть их.

              Показатель успешности – число найденных правильных слов и скорость выполнения задания.

Для дальнейшей тренировки внимания приготовьте самостоятельно аналогичный стимульный материал.

              Буквы и слова между ними можно напечатать на машинке или написать от руки. Придумайте слова смешные, детям это всегда нравится.

 

 

 

 

Упражнение 2 на развитие устойчивости внимания.

              Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую либо букву (например, «а»).

              Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты на графике, проанализируйте, как изменяется результативность.

              Если вы делали все правильно, то должно быть улучшение результатов – ознакомьте ребенка с ними, порадуйтесь вместе с ним.

              Для тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию. Например, так: «В каждой строке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни». Или так: «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н», и подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «л»». Фиксируйте время и ошибки.

              Проводите эти развивающие упражнения в соревновательной форме.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 



[1] См.: Титченер Э. Внимание// Хрестоматия по вниманию. – М., 1976.


Информация о работе Свойства внимания и их учет в процессе обучения