Свойства внимания и их учет в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:05, контрольная работа

Краткое описание

Введение
Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть . Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется память, становиться содержанием размышлений.

Оглавление

Содержание___________________________________________________1
Введение _____________________________________________________2-3
Теории внимания___________________________________________ 4-5
Свойства внимания:
ОБЪЕМ__________________________________________________________6-7
Устойчивость________________________________________________ 8-9
Интенсивность_______________________________________________10
концентравция_______________________________________________10
распределение_______________________________________________11-12
Переключение_______________________________________________13
Заключение__________________________________________________
список литературы

Файлы: 1 файл

психология внимание свойства.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

Направленность, или избирательность, внимания проявляется в различных формах. Первоначально выбор объектов внимания связан с анализом огромного потока информации, непрерывно поступающего из внешнего мира. Это ориентировочно - исследовательская деятельность протекает в значительной мере на уровне подсознания. Избирательность протекает в значительной мере на уровне подсознания. Избирательность внимания проявляется в бдительности, настороженности, в тревожном ожидании (непроизвольная избирательность). Осознанное выделение каких-то объектов происходит в целенаправленной познавательной деятельности. В одних случаях избирательность внимания может носить характер поиска, выбора, контроля, связанных с определенной программой (произвольная избирательность). В других случаях (например, чтение книги, прослушивание музыки и т.д.) четкая программа необязательна.

 

 

 

 

 

 

 

Внимание младших школьников

Чтобы лучше понять особенности внимания детей млад­шего школьного возраста, надо уяснить то, что харак­терно для их высшей нервной деятельности.

Процессы возбуждения и торможения в коре полушарий сменяются у младших школьников довольно быстро. Поэтому внимание ребенка младшего школьного возра­ста отличается легкой переключаемостыо и отвлечени­ем, что мешает ему сосредоточиться на одном объекте.

Насколько внимание, дающее общую ориентировку, резко возрастает у детей от 7 до 10 лет, видно из следующего небольшого опыта. Во вре­мя игры учащихся в школьном коридоре на перемене сквозь их толпу прошел мужчина, которого они раньше не видели. Потом детей попросили (отдельно каждого) описать, кого они заметили и внешность этого человека. Ученики третьих классов дали довольно точное его опи­сание, но некоторые не смогли указать, в чем человек был одет, какого роста, какие у него волосы. Что же ка­сается первоклассников, то большинство из них вообще не заметили проходившего мужчины.

Внимание младшего школьника в большей степени, чем внимание детей старшего возраста, зависит от по­ставленной перед ним задачи. Поэтому учитель на уроке специально организует вни­мание учащихся, так как они не всегда могут ставить пе­ред собой задачу сосредоточиться на учебной работе, выделить главное в рассказе учителя или в том, что он им покажет.

Обучение ребенка в школе способствует быстрому росту у младших школьников непроизвольного внимания, раз­вивающегося у них главным образом на почве возникаю­щих интересов, и в частности интереса к учебным занятиям. Этот интерес у младшего школьника вначале но­сит диффузный характер, распространяется на все, что связано с обучением.

В дальнейшем учебные интересы у школьника начи­нают дифференцироваться и постепенно приобретают познавательный характер. В связи с этим дети становят­ся более внимательными при одних видах работы и от­личаются рассеянностью при другого рода учебных за­нятиях.

У младших школьников непроизвольное внимание в большой степени зависит от впечатляемости материала, от его наглядности и конкретности, от воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Большое место в учебной работе школьников занимает и привыч­ное внимание, когда ученику удается легко сосредото­читься на неинтересной работе только в силу того, что он неоднократно занимался аналогичным делом.

Преобладание у детей младшего школьного возраста непроизвольного внимания над произвольным может быть объяснено тем, что регулирующая деятельность второй сигнальной системы по отношению к первой в этом возрасте еще недостаточна.

Регуляция внимания тесно связана не только с во­лей, но и с развитием логического мышления. Для про­извольного внимания необходим достаточно высокий его уровень. Поэтому произвольное внимание есть не только волевое, но интеллектуальное, т. е. связанное с достаточно развитым мышлением.

Таким образом, мы видим здесь действие двух пси­хических факторов: внимание является условием интен­сивной мыслительной деятельности; в свою очередь, мы­шление оказывает большее влияние на внимание

Наблюдения показывают, что у младших школьников реже появляется произвольное внимание, связанное с чувством напряженности, чем внимание без особых уси­лий, возникающее благодаря поставленной перед учени­ком задаче. Школьники этого возраста сосредоточива­ются произвольно, однако периоды напряженного вни­мания у них бывают реже, чем у взрослых или старших школьников. Поскольку этот вид внимания связан с тор­можением (а последнее представляет трудности для де­тей данного возраста), поэтому он не характерен для младших школьников.

На уроке младший школьник бывает внимателен не потому, что он сам побеждает себя, свою рассеянность и отвлечения, а потому, что на нею влияет учитель, который стимулирует его работу, побуждает сосредоточиться.

Концентрированность или интенсивность внимания, т. е. сила сосредоточенности на каком-либо особенно ин­тересном предмете или занятии, у младшего школьника может быть достаточно высока. Но продолжительность такого состояния обычно бывает небольшой, так как ус­тойчивость внимания у детей младшего школьного воз­раста еще не велика. Поэтому легче привлечь внимание детей, чем поддерживать его длительное вре­мя.

Исследования (М. С. Горбач) показали, что перво­классники, рассматривая картинки, сосредоточиваются по преимуществу на 2—3 объектах. Для того чтобы об­ратить достаточное внимание на большее количество предметов, необходимо повторное восприятие картинки. Как правило, они не способны думать более чем об одной вещи сразу.

В I классе детям еще трудно одновременно следить и за ходом урока и за своим поведением (например, за своей позой на уроке). Ребенку трудно следить и за тем, что он вы водит в тетради, и за положением своего тела и пишущей руки, трудно распре­делять внимание при выполнении этих двух дел.

Эксперименты, проведенные психологами, в частности Н. Ф. Добрыниным, показали, что распределение внимания оказывается чрезвычайно упражняемым и очень быстро развивается в процессе обучения; в резуль­тате уже в III классе дети могут одновременно следить и за содержанием того, что они пишут, и за его орфогра­фической правильностью. Они также слышат указания учителя, не прекращая своей ра­боты.

Многие недостатки внимания исчезают у ученика в процессе правильно организованной учебной работы. При хорошо заполненном трудом уроке ученики І класса могут быть длительное время внимательными, не отвлекаясь от учебных занятий, даже если эти занятия не представляют для них интереса. Сосредоточенность младших школьников становится устойчивой, если им ясна задача, цель работы, которую они выполняют.

Что касается внешних проявлений внимания или рас­сеянности (мимика, пантомимика, поза, движения), то у младшего школьника, благодаря его непосредственности, они более выразительны и заметны, чем у подростка и юноши.

Также нужно учитывать и некоторые индивидуальные особенности внимания детей, которые в значительной степени обусловлены личностными  факторами: общее умственное развитие, познава­тельная активность, наличие интересов, навыков и уме­ний в учебной работе, чувство ответственности, самосто­ятельности, организованность, общая дисциплинированность, достаточное развитие воли и т. д.

Знание причин, обусловливающих индивидуальные особенности внимания младшего школьника, осуще­ствление индивидуального подхода—путь развития свойств внимания, а вместе с тем и формирования лич­ности.

 

Особенности внимания подростков.

Как известно, переходный возраст характеризуется су­щественными изменениями и в физиологических, и в психических процессах, происходящих у подростка. Это отражается и на внимании подростков. Наблю­дения показывают, что именно пятиклассники занимают­ся в школе особенно неровно: бывают, то сосредоточен­ными, работоспособными, то рассеянными. Особенно не­внимательными они оказываются во второй половине учебного дня.

Дело в том, что не только в физическом, но и в пси­хическом отношении подросток, перестав быть ребен­ком, не стал и взрослым. Он как бы на грани между тем и другим. Эта двойственная природа подростка сказывается и на особенностях его внимания. С одной стороны, у него, как мы уже сказали, сильно развито непроизвольное вни­мание: все новое, интересное, вызывающее те или иные эмоции, привлекает подростка, но, с другой стороны, это - возраст более сознательного, чем у младших школьников, отношения к жизни, поэтому у подростка по­лучает большое развитие и произвольное внимание. Благодаря этому подросток может уже от­влечься от того, что непосредственно заинтересовывает его, для решения поставленных задач.

Также отметим тот факт, что у подростков появляется интерес и к субъективному миру человека, к мыслям, к переживаниям, как к чужим, так и к своим собственным. Возникает внутренняя  направленность внимания.

Все свойства внимания (объем, ус­тойчивость и пр.) в подростковом возрасте развиваются, особенно умение подолгу на чем-либо сосредоточиваться. В случае необходимости подрост­ки могут без особых усилий и переключать внимание. Возрастает также и способность к его распределению. Поэтому подростки иногда не хуже взрослых справля­ются с работой, требующей данного качества внимания.

В этом же возрасте получает сильное развитие послепроизвольное и привычное внимание, которое, как отмечалось выше начинает формироваться еще в младшем школьном возрасте. У подростка появ­ляется привычка быть внимательным, потому, что у него уже не раз произвольное внимание переходило в послепроизвольное.

Хотя волевое управление вниманием в подростковом возрасте достигает значительно более высокого уровня, чем у младших школьников, однако в регуляции его у подростка еще могут быть срывы. Развитие внимания у подростков  сдерживают такие качества подростка, как повышенная впечатлительность, большая возбудимость и бы­страя смена увлечений различными предметами и видами деятельности.

 

Формирование внимания у юношей.

Внимание учащихся старшего возраста характеризу­ется дальнейшим его развитием на основе общего интел­лектуального роста школьника, формирования волевых и эмоциональных черт личности. Ес­ли у детей младшего школьного возраста, а отчасти и у подростков внимание прежде всего привлекается тем, что ярко, красочно, интересно своей занимательностью, то у старших учащихся наиболь­шую сосредоточенность часто вызывают предметы, яв­ления и виды деятельности, не отличающиеся внешней впечатляемостью, но привлекающие своим внутренним содержанием, ставящие перед человеком какую-то проб­лему, вызывающие работу мысли. Иногда   старшие школьники бывают более вни­мательны тогда, когда учитель объясняет сложный мате­риал, и плохо его слушают, когда им кажется, что все просто и ясно.

Стар­ший школьник настолько развит, что требует, как гово­рится, пищи для ума, а где, как мы уже сказали, есть мысль, там необходимо присутствует и внимание.

Благодаря значительному развитию и интеллекту­альной и волевой основы внимания старшие школьники сравнительно легко сосредоточиваются на неинтересном, но нужном материале.

Хорошо организованное произвольное внимание— вот что отличает юношу от подростка, а тем более от младшего школьника, причем это внимание у старших учащихся сравнительно легко переходит в послепроизвольное.

Произвольное внимание получает особенно сильное развитие у детей в старшем школьном возрасте, потому что в это время большинство юношей и девушек, за очень не­многими исключениями, ставят перед собой большие за­дачи подготовить себя к жизни.

Многие свойства внимания (объем, концентрация, устойчивость, распределение и др.) в юношеском возрасте бывают развиты даже лучше, чем у взрослых. Однако внимание юноши в большей степени, чем внимание взрослого человека, зависит от общей направ­ленности личности. С увлечением юноша или девушка отдаются труду, глубоко сосредоточиваются на учебе или работе, но если в силу каких-либо причин они разочаро­вываются в своих целях и планах, их энтузиазм слабеет, и они уже не могут проявлять ту настойчивость и терпе­ние, которыми отличаются взрослые люди.

Наблюдательность в юношеском возрасте находится на значительно более высоком уровне, чем у младших школьников и подростков. Юноша может не обратить внимания на какую-нибудь мелочь, которую заметят де­ти, но зато он увидит главное, существенное и будет наблюдать настойчиво, систематически, пока не удовлетворит своей любознательности. Его наблюдательность не только обусловлена разнообразными интересами, но и отличается более волевым характером, целенаправленностью и выдержкой; этому помогают умения и навыки умственного труда, приобретенные во время школьного обучения.

Вместе с тем благодаря лучшему пониманию людей и эмоциональной зрелости  у   старших  учащихся внимание как психический процесс перерастает во внима­тельность как свойство личности, ста­новится своего рода чер­той характера. Внимательность, особенно по отношению к внутреннему миру человека, к его психическому состо­янию, возникает благодаря тому, что юноша способен стать на точку зрения других людей, поставить себя на их место и т. п.

Старший школьник скорее уступит место пожилому человеку или принесет на­чальных классов или подросток, не потому, что первый отличается большей сердечностью, чем второй и третий, а благодаря тому, что старший более внимателен к пере­живаниям и положению другого человека.

Важным качеством юношеского возраста является внимание не только к другим людям, но и к самому се­бе, к своему внутреннему миру. Эта направлен­ность внимания обусловливает критическую самооценку человека, который стремится работать над собой. Ча­стично этим начинает  интересоваться и подросток, но у него попытки самовоспитания носят часто эпизодиче­ский характер.

Следует учитывать, что в пределах лю­бого возраста есть индивидуальные различия в свойствах внимания. У некоторых младших школьников хорошо развито произвольное внимание. Есть старшеклассники, которые плохо сосредоточиваются на трудном и неинте­ресном материале. Многое здесь зависит от умственного развития, от уровня познавательных интересов, от эмо­циональных и волевых свойств характера, от темпера­мента, от состояния нервной системы, от физического са­мочувствия.

Информация о работе Свойства внимания и их учет в процессе обучения