Сущность и структура сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:41, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы:
1. рассмотреть происхождение категории сознания;
2. рассмотреть сознание как основу существования человека.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
2. Основная часть.
2.1. Происхождение категории сознания……………………………………..4
2.2 Сознание как основа существования человека…………………………10
3. Заключение………………………………..…………………………….........21
Список используемой литературы……………………….……………..........23

Файлы: 1 файл

Сущность и структура сознания.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

В истории философии  интуиция понималась по-разному. В некоторых  сенсуалистических теориях - как способность непосредственного постижения истины с помощью органов чувств. Это чувственная интуиция, непосредственное чувственное познание, результаты которого не нуждаются в обосновании их истинности (например, восприятие белизны снега или зелени травы).

Философы-рационалисты - Декарт, Локк, Лейбниц, Спиноза выдвинули  учение об интеллектуальной интуиции как непосредственном усмотрении умом некоторых положений, не требующих  доказательств. К ним относятся  аксиомы, постулаты (например, логические и математические аксиомы). Так, Декарт рассматривал интуицию как понятие ясного и внимательного ума, порожденного лишь светом разума.

В этих учениях интуиция не противопоставляется чувственному или рациональному познанию, она  рассматривается как непосредственное знание. Однако в иррационалистических, интуитивистских течениях (например, в философии Бергсона) интуиция противопоставляется логике и рациональному познанию, трактуется как сверхразумная мистическая деятельность.

В современной науке  интуицию принято рассматривать как форму непосредственного познания, связанную с рациональным опосредованным познанием. Интуитивным считается также знание, к которому приходят внезапно, когда какая-либо идея возникает без осознания мыслительного процесса, который к нем привел.

Это можно объяснить  тем, что весь ход рассуждения  не всегда осмысливается, отдельные  его звенья, мыслительные приемы не осознаются, вытесняясь в область  бессознательного, вы падают из общей  логической цепочки, в то же время  результат осознается как очевидная истина. Такого рода интуиция нередко встречается в деятельности ученого, художника, врача, юриста.

 

 

 

 

 

 

3. Заключение

Итак, мы рассмотрели  происхождение категории сознания; а также сознание как основу существования  человека.

Сегодня мы без труда можем обнаружить недостатки в научной методологии даже величайших мыслителей прошлого, и вряд ли можно сомневаться в том, что профессиональные маги средневековья и последовавшей за ним эпохи Возрождения зачастую оказывались простодушными жертвами собственных предрассудков и суеверия. Однако магия была также исскуством привнесения божественной жизни в материальную сферу, искусством обогащения и интенсификации психической жизни человека.

Психологические опыты  и эксперименты, которые эти люди выполнили в опыте собственной внимательной интроспекции, могут по праву считаться вкладом прошлых эпох в современную экспериментальную научную психологию. Как бы ни называть те цели, которые преследовали духовидцы, визионеры, прорицатели и др., - «сверхестественный опыт», «божественное откровение» и т. д. - и как бы к ним ни относиться, бесспорно одно: независимо от их собственных целей и от того, как сами эти люди истолковывали свою собственную практику, косвенным образом они чрезвычайно обогатили психологический опыт человечества и привнесли много нового и неожиданного в развитие наших знаний о психическом.

Бытие материи, существующей в виде вещей, свойств, отношений, неразрывно связано с материальными свойствами движением, пространством и временем, системностью и самоорганизацией. Идеальное бытие, сознание является свойством особым образом организованной материи -- человеческом мозга, продуктом общественного развития, высшей формой отражения действительности.

Каково же отношение  материального и идеального, материи и сознания? 1. Сознание возникло на определенном этапе развития материи, на её основе, и, следовательно, по «своему происхождению вторично.

2. Сознание - свойство  материального органа - мозга. Являясь  идеальным, оно функционирует  на основе происходящих в мозгу физиологических процессов и, значит, психическое определяется физическим, зависит от него, вторично.

3. Возникающий в сознании  образ предмета обусловлен, в  конечном счете, реально существующим  материальным предметом. Отражение  обусловлено отражаемым, зависит от него, и, следовательно, вторично. Так решается вопрос о соотношении материального и идеального современным материализмом, опирающимся на естественно - научные данные.

Список используемой литературы:

1. Антология мировой философии.  М., 1970, т. 2.

2. Бойко А. Н. Проблема бессознательного  в философии и конкретных науках. М., 1978.

3. Быкова Г. Ф. Гегелевское  понимание мышления. М., 1990.

4. Введение в философию: Учебник  для вузов / Под ред. И. Т.  Фролова, М., 1989.

5. История философии в кратком  изложении. М., 1994.

6. Краткий очерк истории  философии / Под ред. М. Т.  Иовчука, Т. И. Ойзермана, И.  Я. Щипанова, М., 1960.

7. Мир философии. М., 1991, ч. 1.

8. Платон. Государство // Сочинения  в 3-х т. М., 1971. Том 3, ч. 1.

9. Проблема сознания в современной  западной философии. М., 1989.

10. Современная западная философия.  М., 1991.

11. Философский словарь. М., 1987.


Информация о работе Сущность и структура сознания