Супервизия как помогающая профессия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:06, реферат

Краткое описание

Супервизия – малоразвитая в нашей стране область психологической деятельности. Очень часто считается, что супервизия – помощь одного профессионала менее опытному коллеге, но это относительно узкое определение. Супервизия это наблюдение более опытного коллеги за работой психолога, терапевта, преподавателя, обсуждение сильных и слабых сторон, исправление возникших ошибок. В этом случае супервизию можно рассматривать как систему профессиональной поддержки специалистам помогающих профессий.

Оглавление

Введение……………………………………………………………3
1. Основные понятия в супервизии……………………………….4
2. Аспекты супервизии, как помогающей профессии…………...8
3. Этические проблемы в работе супервизора………………….10
Заключение………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………….17

Файлы: 1 файл

супервизия как помагающая проффесия.docx

— 32.02 Кб (Скачать)

Христианский Гуманитарно-Экономический  Университет

 

 

 

 

 

Реферат

Студентки 4-го курса гуманитарного  факультета

Пачка Юлия Сергеевна

Учебная дисциплина: Специализированный тренинг и супервизии

Тема: Супервизия как помогающая профессия

 

 

 

« __»_________2012г                                     Оценка:__________

 

 

 

 

 

 

Одесса 2012г

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………3

1. Основные понятия в  супервизии……………………………….4

2. Аспекты супервизии, как помогающей профессии…………...8

3. Этические проблемы в работе  супервизора………………….10

Заключение………………………………………………………..16

Список литературы……………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Супервизия – малоразвитая в нашей стране область психологической  деятельности. Очень часто считается, что супервизия – помощь одного профессионала менее опытному коллеге, но это относительно узкое определение. Супервизия это наблюдение более опытного коллеги за работой психолога, терапевта, преподавателя, обсуждение сильных и слабых сторон, исправление возникших ошибок. В этом случае супервизию можно рассматривать как систему профессиональной поддержки специалистам помогающих профессий.

Как известно, человек, выбирающий помогающую профессию, должен быть способен понимать и прорабатывать собственные  проблемы, а также обязан периодически обращаться за помощью к своим  коллегам. Для полноценного понимания  какого-либо процесса необходимо присутствие, участие другого, иначе специалист оказывается в замкнутом кругу  собственных мыслей и чувств, что  может привести к нервному срыву  или даже к серьезному психическому расстройству. Среди специалистов помогающих профессий наиболее часто эмоциональное  выгорание как защитный механизм психики от чрезмерных нагрузок.

Супервизия необходимое  направление в профессиональной психологической деятельности. В  нашей стране ему есть куда стремиться и развиваться. Существуют профессиональные тренинги и программы по которым  готовят супервизоров. Сам супервизор должен постоянно совершенствоваться, развиваться и не отказываться от помощи более опытного коллеги. Каким  бы профессиональным не был специалист, он прежде всего человек и ему  никогда не помешает помощь и профессиональная поддержка.

 

 

1. Основные понятия  в супервизии

Супервизия — буквально  “надзор”, а у нас это называлось бы “наставничество”. Супервизионная работа является неотъемлемой частью подготовки психотерапевтов. Она может  вестись как с начинающим психотерапевтом, так и с опытным специалистом. Однако института супервизорства у  нас в стране до сих пор нет, и супервизоров у нас не готовят. Поэтому, как правило, в роли супервизоров выступают психотерапевты-педагоги либо опытные психотерапевты, не прошедшие  специальной подготовки, не имеющие  преподавательского опыта, но обладающие каким-то необходимым даром. Супервизия важна для расширения профессионального  уровня, профессиональных знаний и  умений и просто для личностного  роста психотерапевта. Супервизия начала свое движение из недр психоанализа и  интенсивно развивалась в его  рамках. Первым примером можно считать  случай, когда Зигмунд Фрейд анализировал маленького сына одного из своих соратников по психоанализу, и эта работа шла, в основном, через переписку. Отец писал о поведении мальчика, о  его особенностях, а Фрейд давал  рекомендации — как надо вести  себя с ребенком, как надо его  понимать.

Поначалу своеобразной формой супервизии был личный анализ, где  аналитик выступал в роли пациента для более опытного аналитика. Иногда это становилось взаимодействием  двух опытных аналитиков, двух учителей, один говорил о теории, обучал каким-то знаниям, а второй работал как  врач-психотерапевт, как аналитик с  пациентом. А иногда эти роли объединялись, и на одних встречах это был  разговор о психоанализе, о разных его концепциях, темах, вопросах, а  на других кто-то из них двоих говорил  о своих проблемах, то есть выступал в роли пациента. Вначале совместный личный анализ был краткосрочным, потом на него стало отводиться два, три месяца, полгода и так далее. Все это перерастало в более значительную работу. В последующем же произошло разделение на теоретическую подготовку, личный анализ и супервизионную работу, в рамках которой психотерапевт представлял какие-то законченные либо текущие случаи своему супервизору-аналитику для совместного обсуждения. Сейчас супервизору все время приходится выбирать между двумя позициями. С одной стороны, супервизия — обучение, учебная ситуация. А с другой стороны — терапевтическая, потому что все время идет работа в личностном контексте, возникают какие-то личностные проблемы и одновременно соблазн не только увидеть эти проблемы, но и попытаться провести коррекцию, поработать над ними, чтобы они не мешали самому психотерапевту в его работе с пациентами. И тем не менее, крен все время должен быть в сторону учебной ситуации. Супервизия — это не терапия и не личный анализ, хотя, безусловно, способна выполнять и какие-то терапевтические, корректирующие функции.

Появившись в начале 30-х  годов прошлого века в рамках психоаналитической подготовки, супервизия в настоящее  время считается краеугольным камнем профессионального становления  психотерапевта (далее – терапевта). Наряду с освоением теории психотерапии и личной терапией, она является одной из главных составляющих профессиональной подготовки и повышения профессионального  мастерства терапевтов, независимо от принадлежности той или другой теоретической  парадигме.

Супервизия – это универсальная  форма поддержки терапевтов, позволяющая  им сфокусированным взглядом посмотреть на свои трудности в работе с клиентами, а также разделить часть ответственности  за эту работу с другим, как правило, более опытным профессионалом. В  процессе прохождения супервизий терапевт имеет возможность учиться:

- лучше понимать своих  клиентов;

- осознавать собственные  чувства по отношению к клиентам  и свои реакции на них;

- путем анализа происходящего  между терапевтом и клиентом  в процессе терапии и происходящего  между супервизором и супервизируемым  в процессе супервизии разбираться  в тонких оттенках терапевтических  отношений;

- лучше увидеть степень  эффективности использования собственных  терапевтических интервенций, насколько  они применяются своевременно, в  подходящем месте и подходящим  образом, какое влияние оказывают  на терапевтические отношения  и продвижение клиента к намеченным  целям;

- структурировать терапевтические  взаимодействия как в течении  отдельной сессии, так и в процессе  терапевтической работы в целом;

- находить и лучше использовать  свои потенциальные возможности  в терапии.

В супервизиях мы учимся не только лучше, эффективнее работать. Они также являются очень значимым источником получения необходимой  профессиональной поддержки. Это особенно ценно для начинающих терапевтов. Супервизорская поддержка позволяет  терапевту разделить ответственность  с супервизором за отдельные аспекты  работы с клиентами, а также уменьшить  риск воздействия со стороны трудностей, расстройств клиентов. Другими словами, супервизии спасают терапевтов от профессионального  одиночества.

Супервизии также помогают терапевтам перестать делать одни и  те же ошибки в своей работе, называя  иногда это частью своего индивидуального  стиля терапии. Допущение взгляда  со стороны на терапевтическую практику, ее прозрачность для другого профессионала делает более профессиональной терапевтическую работу в целом, а клиентов – более защищенными от ошибок терапевтов, от самодеятельности под видом психотерапии.

 

Суть процесса супервизии состоит в выделении двух взаимосвязанных  систем:

-      терапевтическая  система, главными элементами  которой являются терапевт и  клиент, соединенные терапевтическим  контрактом и общей целью;

-      супервизорская  система, главными элементами  которой являются супервизор  и супервизируемый терапевт, соединенные  супервизорским контрактом и  общей целью.

Обобщая, можно говорить о 3-х основных функциях супервизий:

- образовательная (формирующая), подразумевающая развитие умений, навыков, понимания и способностей  терапевта;

- поддерживающая (тонизирующая), подразумевающая противостояние  влияниям со стороны проблем  клиентов;

- направляющая (нормативная), подразумевающая контроль терапевта  над собственной личностью (недостатки, слепые пятня, уязвимые стороны,  предрассудки).

В супервизорской системе  основными составляющими (фокусами) являются:

-      состояние  супервизируемого терапевта(имеется  в виду не только эмоциональное  состояние, но и в целом процессы  внутри терапевта и их воздействие  на его работу), касающееся как  представляемого им случая своей  работы, так и непосредственно  проявляющееся на супервизорской  сессии;

-      отношения  между супервизором и супервизируемым  терапевтом, которые становятся  основой анализа скрытой динамики  проявлений терапевта в терапевтических  отношениях;

 

-      впечатления  супервизора(предположения, «подозрения», «неясные чувства»), связанные с  супервизируемым терапевтом или  его клиентом и возникающие  во время супервизорской сессии.

Основная функция супервизора  заключается в поддержке и  консультировании обучающегося психотерапевта, психолога, тренера, предоставлении ему  возможности рефлексировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение.

2. Аспекты супервизии, как  помогающей профессии

Супервизия - это не рациональное консультирование психотерапевта или  психолога и объяснение ему того, где он ошибся и как можно было работать по-другому. Если такая модель супервизии оправдывается задачами обучения, то она привносит в это  обучение не столько позитивный, сколько  негативный эффект ученичества. Подлинное  обучение должно опираться не на некритичное  восприятие фигуры супервизора, а на творческие способности самого супервизируемого. В этом смысле процесс супервидения во многом похож на процесс терапии. Так же, как психотерапия является содействием личностному росту  клиента, супервидение - это содействие профессиональному росту специалиста.

Супервизору все время приходится выбирать между двумя позициями. С одной стороны, супервизия —  обучение, учебная ситуация. А с  другой стороны — терапевтическая, потому что все время идет работа в личностном контексте, возникают  какие-то личностные проблемы и одновременно соблазн не только увидеть эти  проблемы, но и попытаться провести коррекцию, поработать над ними, чтобы  они не мешали самому специалисту  в его работе с клиентами. И тем не менее, крен все время должен быть в сторону учебной ситуации. Супервизия — это не терапия и не личный анализ, хотя, безусловно, способна выполнять и какие-то терапевтические, корректирующие функции. Супервизия может быть и болезненным процессом, если супервизор забывает о гуманистическом аспекте, который помог бы супервизируемому сохранить чувство собственного достоинства и не испытывать чувства того, что он чего-то не умеет, плохо понимает клиента, чувства вины или гнева против этого супервизора, снижение самооценки и т. д. Конечно, если при супервизии создается эмпатическая атмосфера, атмосфера сотрудничества, а не власти, не руководства, то тогда все эти чувства возникают в значительно меньшей степени. Если же не соблюдаются элементарные условия, супервизия действительно может быть очень болезненной.

Важен и контракт, который  заключается перед началом работы. Супервизорский контракт — документ, составленный в форме единовременного или долгосрочного договора между супервизором и супервизируемым (в случае групповой супервизии — между супервизором и каждым участником групповой супервизии). В супервизорском контракте оговорены следующие условия супервизии:

  • предварительно обсужденные цели супервизии, исходящие из заявки супервизируемого и требований супервизора;
  • количество представляемых на супервизию случаев (клиентов);
  • фиксированное место, количество и время встреч;
  • модель, уровень, форма и вариант супервизии;
  • форма и объем материала, представляемого супервизируемым;
  • количество рабочих (оплачиваемых) часов супервизора;
  • количество зачетных часов супервизии;
  • форма заключения супервизора и сроки его представления;
  • гонорар супервизора (сумма, форма и сроки оплаты). Контракт скрепляется личными подписями супервизора и супервизируемого.

Информация о работе Супервизия как помогающая профессия