Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:06, реферат
Супервизия – малоразвитая в нашей стране область психологической деятельности. Очень часто считается, что супервизия – помощь одного профессионала менее опытному коллеге, но это относительно узкое определение. Супервизия это наблюдение более опытного коллеги за работой психолога, терапевта, преподавателя, обсуждение сильных и слабых сторон, исправление возникших ошибок. В этом случае супервизию можно рассматривать как систему профессиональной поддержки специалистам помогающих профессий.
Введение……………………………………………………………3
1. Основные понятия в супервизии……………………………….4
2. Аспекты супервизии, как помогающей профессии…………...8
3. Этические проблемы в работе супервизора………………….10
Заключение………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………….17
Христианский Гуманитарно-
Реферат
Студентки 4-го курса гуманитарного факультета
Пачка Юлия Сергеевна
Учебная дисциплина: Специализированный тренинг и супервизии
Тема: Супервизия как помогающая профессия
« __»_________2012г
Одесса 2012г
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Основные понятия в супервизии……………………………….4
2. Аспекты супервизии, как помогающей профессии…………...8
3. Этические проблемы в работе супервизора………………….10
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Супервизия – малоразвитая в нашей стране область психологической деятельности. Очень часто считается, что супервизия – помощь одного профессионала менее опытному коллеге, но это относительно узкое определение. Супервизия это наблюдение более опытного коллеги за работой психолога, терапевта, преподавателя, обсуждение сильных и слабых сторон, исправление возникших ошибок. В этом случае супервизию можно рассматривать как систему профессиональной поддержки специалистам помогающих профессий.
Как известно, человек, выбирающий помогающую профессию, должен быть способен понимать и прорабатывать собственные проблемы, а также обязан периодически обращаться за помощью к своим коллегам. Для полноценного понимания какого-либо процесса необходимо присутствие, участие другого, иначе специалист оказывается в замкнутом кругу собственных мыслей и чувств, что может привести к нервному срыву или даже к серьезному психическому расстройству. Среди специалистов помогающих профессий наиболее часто эмоциональное выгорание как защитный механизм психики от чрезмерных нагрузок.
Супервизия необходимое направление в профессиональной психологической деятельности. В нашей стране ему есть куда стремиться и развиваться. Существуют профессиональные тренинги и программы по которым готовят супервизоров. Сам супервизор должен постоянно совершенствоваться, развиваться и не отказываться от помощи более опытного коллеги. Каким бы профессиональным не был специалист, он прежде всего человек и ему никогда не помешает помощь и профессиональная поддержка.
1. Основные понятия в супервизии
Супервизия — буквально
“надзор”, а у нас это называлось
бы “наставничество”. Супервизионная
работа является неотъемлемой частью
подготовки психотерапевтов. Она может
вестись как с начинающим психотерапевтом,
так и с опытным специалистом.
Однако института супервизорства у
нас в стране до сих пор нет,
и супервизоров у нас не готовят.
Поэтому, как правило, в роли супервизоров
выступают психотерапевты-
Поначалу своеобразной формой
супервизии был личный анализ, где
аналитик выступал в роли пациента
для более опытного аналитика. Иногда
это становилось
Появившись в начале 30-х годов прошлого века в рамках психоаналитической подготовки, супервизия в настоящее время считается краеугольным камнем профессионального становления психотерапевта (далее – терапевта). Наряду с освоением теории психотерапии и личной терапией, она является одной из главных составляющих профессиональной подготовки и повышения профессионального мастерства терапевтов, независимо от принадлежности той или другой теоретической парадигме.
Супервизия – это
- лучше понимать своих клиентов;
- осознавать собственные
чувства по отношению к
- путем анализа происходящего
между терапевтом и клиентом
в процессе терапии и
- лучше увидеть степень
эффективности использования
- структурировать
- находить и лучше использовать
свои потенциальные
В супервизиях мы учимся
не только лучше, эффективнее работать.
Они также являются очень значимым
источником получения необходимой
профессиональной поддержки. Это особенно
ценно для начинающих терапевтов.
Супервизорская поддержка позволяет
терапевту разделить
Супервизии также помогают терапевтам перестать делать одни и те же ошибки в своей работе, называя иногда это частью своего индивидуального стиля терапии. Допущение взгляда со стороны на терапевтическую практику, ее прозрачность для другого профессионала делает более профессиональной терапевтическую работу в целом, а клиентов – более защищенными от ошибок терапевтов, от самодеятельности под видом психотерапии.
Суть процесса супервизии состоит в выделении двух взаимосвязанных систем:
- терапевтическая система, главными элементами которой являются терапевт и клиент, соединенные терапевтическим контрактом и общей целью;
- супервизорская система, главными элементами которой являются супервизор и супервизируемый терапевт, соединенные супервизорским контрактом и общей целью.
Обобщая, можно говорить о 3-х основных функциях супервизий:
- образовательная (формирующая),
подразумевающая развитие
- поддерживающая (тонизирующая),
подразумевающая
- направляющая (нормативная),
подразумевающая контроль
В супервизорской системе основными составляющими (фокусами) являются:
- состояние
супервизируемого терапевта(
- отношения
между супервизором и
- впечатления
супервизора(предположения, «
Основная функция супервизора заключается в поддержке и консультировании обучающегося психотерапевта, психолога, тренера, предоставлении ему возможности рефлексировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение.
2. Аспекты супервизии, как помогающей профессии
Супервизия - это не рациональное
консультирование психотерапевта или
психолога и объяснение ему того,
где он ошибся и как можно было
работать по-другому. Если такая модель
супервизии оправдывается задачами
обучения, то она привносит в это
обучение не столько позитивный, сколько
негативный эффект ученичества. Подлинное
обучение должно опираться не на некритичное
восприятие фигуры супервизора, а на
творческие способности самого супервизируемого.
В этом смысле процесс супервидения
во многом похож на процесс терапии.
Так же, как психотерапия является
содействием личностному росту
клиента, супервидение - это содействие
профессиональному росту
Супервизору все время приходится выбирать между двумя позициями. С одной стороны, супервизия — обучение, учебная ситуация. А с другой стороны — терапевтическая, потому что все время идет работа в личностном контексте, возникают какие-то личностные проблемы и одновременно соблазн не только увидеть эти проблемы, но и попытаться провести коррекцию, поработать над ними, чтобы они не мешали самому специалисту в его работе с клиентами. И тем не менее, крен все время должен быть в сторону учебной ситуации. Супервизия — это не терапия и не личный анализ, хотя, безусловно, способна выполнять и какие-то терапевтические, корректирующие функции. Супервизия может быть и болезненным процессом, если супервизор забывает о гуманистическом аспекте, который помог бы супервизируемому сохранить чувство собственного достоинства и не испытывать чувства того, что он чего-то не умеет, плохо понимает клиента, чувства вины или гнева против этого супервизора, снижение самооценки и т. д. Конечно, если при супервизии создается эмпатическая атмосфера, атмосфера сотрудничества, а не власти, не руководства, то тогда все эти чувства возникают в значительно меньшей степени. Если же не соблюдаются элементарные условия, супервизия действительно может быть очень болезненной.
Важен и контракт, который
заключается перед началом