Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 10:03, реферат
Можно выделить две основные точки зрения на проблему использования суггестивного влияния в психотерапевтическом процессе. Представители первого подхода считают, что применение суггестии в лечебном процессе полезно, приводит к положительным результатам.2 Так, в психотерапии достаточно подробно описаны и применяются на практике различные методы и приемы использования суггестии в измененных состояниях сознания и способы изменения состояния сознания. Среди них отдельно следует обозначить гипноз, трансовые состояния, медитация различных видов и типов, трансперсональный подход с использованием холотропного дыхания. Все эти способы имеют целью обойти контроль сознания, для того, что бы усилить действенность суггестии, чтобы внушаемая информация была усвоена.
Введение…………………………………………………………………………………………….3
Глава1 Суггестия в психотерапии
Особенности суггестивной психотерапии………………………………………………..4
Суггестия в психотерапии………………………………………………………………...11
Глава 2 Суггестивные методы.
Гипноз и Внушение………………………………………………………………………….16
Самовнушение или аутосуггестия………………………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………………………………...21
Список литературы………………………………………………………………………………..23
Введение…………………………………………………………
Глава1 Суггестия в психотерапии
Глава 2 Суггестивные методы.
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Возрастание интереса представителей самых разных направлений философии, психологии и социальных наук к изучению проблем суггестии, внушения в психотерапии обусловлено тем, что сфера влияния этих феноменов занимает все больше места в жизни общества. Данная проблема является весьма актуальной и исследуется в широком контексте философского познания.
Прежде всего, следует уточнить, что такое суггестивная психотерапия (от лат. suggestio – внушение). Этот термин объединяет группу методов, в основе которых в качестве ведущего лечебного фактора выступает внушение или самовнушение. Внушение – это подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических и соматических процессов. В литературе распространено мнение, что вся наша жизнь основана на внушении и его различных способах.1 Внушение содержится в любом общении людей. Всякая речь – это внушение, действенное или нет в зависимости от таланта и умения говорящего и готовности слушающего поверить, от активности и достаточности ума. Внушением можно назвать всякое информационное воздействие на личность помимо сознательного контроля разума.
Можно выделить две основные
точки зрения на проблему использования
суггестивного влияния в
Представители другого направления утверждают, что суггестивное «воздействие на психику» не имеет ничего общего с психотерапией, несмотря на то, что пациенты чувствуют себя лучше и на определенное время избавляются от невротических симптомов. Способствуя более глубокому вытеснению патогенных противоречий, внушение порождает лишь стойкую зависимость от псевдотерапии.3
Глава 1 Суггестия в психотерапии
Суггестия, или внушение, – это исходная форма второй сигнальной системы, специфической для человека знаковой регуляции поведения. Внушение словом представляет собой наиболее архаичный пласт речи – речь не в функции обозначения, а в функции прямого влияния на поведение.4 Путем внушения вызываются ощущения, представления, эмоциональные состояния и действия, а также оказывается влияние на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого.
Основным средством внушения является слово, речь суггестора (человека, производящего внушение). Неречевые факторы (жесты, мимика, действия) обычно оказывают дополнительное влияние.
Сопутствующее внушению, суггестии понятие – внушаемость. Человек обладает врождённым механизмом податливости ко внушению, который находится в определённой связи с присущими людям способностями к научению и развитию. Внушаемость – это своеобразное свойство психики человека, позволяющее ему воспринимать информацию без критической её оценки .5
Самовнушение, или аутосуггестия, – это процесс внушения, адресованный самому себе. Самовнушение позволяет субъекту вызывать у себя те или иные ощущения, восприятия, управлять процессами внимания, памяти, эмоциональными и соматическими реакциями .
Суггестию
часто отождествляют с
История развития представлений о внушении и гипнозе насчитывает тысячелетия – жрецы древних цивилизаций всегда умели вызывать “святой сон”, предназначенный для лечения различных болезней и расстройств. В 16 веке швейцарский врач Парацельс создал теорию, согласно которой здоровье человека зависит от влияния некоего магнетического флюида, представляющего собой излучение небесных тел. В дальнейшем эта мысль была развита различными исследователями – считалось, что сам человек излучает магнетические поля, которыми может контролировать психическую и физическую жизнь других людей .7
Спустя два столетия венский врач Франц Антон Месмер (о нем уже упоминалось выше) развил эту теорию и занимался лечением в соответствии с её принципами. Основным достижением Месмера был разработанный им метод погружения в транс. Он определил, что терапевтическое воздействие наиболее качественно по отношению к пациентам, погружённым в состояние транса .
Ф. Месмер одним из первых осмелился сделать сознание и психику объектом непосредственного экспериментального исследования .8 Он первым предпринял экспериментальное исследование психотерапевтических отношений, до тех пор использовавшихся только в магических опытах. Согласно Месмеру, психические и психосоматические заболевания вызываются неравномерным распределением в организме так называемого «флюида»; воздействуя на больного и вызывая конвульсивные кризы гипнотизер добивается гармоничного перераспределения флюида, что и ведет к излечению .9
Месмер открыл и исследовал так называемые состояния сомнамбулизма у своих пациентов. Он отмечает, что, выходя из гипнотического транса, пациент удивительным образом теряет память о том, что с ним за это время произошло. В самом же состоянии сомнамбулизма пациент оказывается способным говорить, ходить, совершать те или иные поступки. Отсюда и название этого странного и до сих пор малоизученного психологического явления – «магнетический сомнамбулизм» (в отличие от естественного сомнамбулизма, спонтанно возникающего у некоторых людей). Однако сам Месмер был в большей мере ориентирован на физиологическое объяснение наблюдаемых им явлений и поэтому не уделил должного внимания их психологической разработке. Его последователи пошли дальше в вопросах экспериментального изучения необычных явлений сознания .10
Теоретическая разработка механизмов гипноза в России связана с именем Павлова. Павлов и его ученики считали, что физиологической основой гипнотического состояния является процесс торможения, возникающий в коре больших полушарий головного мозга. Изменение экстенсивности и интенсивности тормозного процесса выражается в различных стадиях гипноза. По Павлову, гипноз – это частичный сон, состояние, переходное между бодрствованием и сном, при котором на фоне заторможенных в различной степени участков мозга сохраняется «сторожевой» пункт в коре больших полушарий, обеспечивающий возможность взаимосвязи между гипнотизирующим и гипнотизируемым .11
Далее нам представляется существенным рассмотреть генетические основания суггестии. В отечественной науке этой проблемой занимался Б.Ф. Поршнев, который понимает под суггестией возможность навязывать многообразные и в пределе даже любые действия. Это предполагает возможность их обозначать. Между этими предельными рубежами умещается явление суггестии .12
В мире суггестии Б.Ф.Поршнев исследует систему материальных нейрофизиологических воздействий людей на поведение людей. На уровне суггестии вторая сигнальная система не имела никакого отношения к тому, что философия называет сознанием или познанием. Но она затрагивала то, что индивид делает в окружающей природной среде: сначала тормозила его действия, затем уже и требовала какого-то действия. Самые простые тормозящие команды, если они тормозят лишь определенное действие, ставят перед побуждаемым организмом немало задач конкретного осуществления: "иди сюда" или "пошел вон" могут требовать преодоления каких-либо препятствий, осуществления каких-либо поступков; "отдай", "брось" могут потребовать отчленения или иных операций с предметами. Одним словом, если индивид не прибегает к попыткам не выполнить предписываемое, парируя суггестию, а подчиняется ему, то он оказывается перед вопросом: как его выполнить? Чем более суггестия расчленяется, тем многообразнее и тоньше операционные задачи, возникающие перед человеком .
Суггестия по своей физиологической основе противостоит и противоречит первой сигнальной системе, а именно тому, что подсказывает и диктует организму его собственная сенсорная сфера.
В своей теории Б.Ф.Поршнев реконструирует три ступени развития нейросигнального дистантного взаимодействия: интердикция I (на пороге дивергенции), интердикция II (разгар дивергенции, торможение интердикции I, или "самооборона") и интердикция III, или "суггестия" (перенесение отношений дивергенции в мир неоантропов). Суггестия – это порог собственно человеческой речи. "Полная зрелость суггестии", – пишет Б.Ф.Поршнев, – "отвечает завершению дивергенции". Соотношение между тремя этими ступенями можно условно сравнить с соотношением "нельзя" – "можно" – "должно" .13
Переход со ступени на ступень происходил не без естественного отбора из многочисленных мутаций, масштаб и разнообразие которых были спровоцированы кризисом. И только у одной из мутаций – неоантропа третья ступень (суггестия) этим отбором была надежно и навсегда закреплена. Первыми шагами такого развития, выходящими за рамки биологической эволюции, то есть не требовавшими уже изменения анатомии и физиологии нового животного, стало возникновение "контрсуггестии" – инструмента сопротивления суггестии – и "контрконтрсуггестии" инструмента подавления, преодоления этого сопротивления. В свою очередь, возникновение пары "контрсуггестия контрконтрсуггестия", с одной стороны, выталкивало неоантропа в бесконечный процесс усовершенствования форм того и другого, а с другой, делало возможной и необходимой интериоризацию внешнего взаимодействия во внутренний диалог .
Б.Ф. Поршнев утверждает, что у современного человека внушаемость в «чистом» виде отсутствует, точнее, проявляется лишь особых ситуациях, «отключающих» критическую функцию мышления, – в толпе, в состояниях паники, гипноза и т.п. Однако поскольку поведение людей управляется искусственными стимулами (словами, жестами, образами и другими знаками), в истории человечества было выработано множество средств усиления их суггестивного воздействия – от физического насилия, сбивающего психологическую броню, до новейших имагологий, позволяющих манипулировать поведением избирателей и потребителей. Ничего удивительного – ведь, тот, кто овладевает стимулом, овладевает реакцией, получает власть над поведением, и в человеческом обществе нет власти сильнее, чем власть слова .14
Поведение и чувства человека не определяются внешними событиями непосредственно. В отличие от других живых существ человек – животное говорящее. А это значит, что все его поведенческие реакции опосредованы искусственными стимулами, или речью. То есть наше поведение и чувства регулируются словесными инструкциями. Вначале такие инструкции мы получаем от других людей – родителей, воспитателей, учителей. Позже словесные инструкции интериоризуются и принимают вид внутреннего монолога или диалога с самим собой. В конце концов, они «сворачиваются» во внутренней речи и перестают осознаваться, превращаются в «истины в последней инстанции». Предложения, которые человек говорит сам себе, становятся его убеждениями и определяют его эмоции .15
Способность мыслить и внушаемость находятся в обратно пропорциональном отношении. И в фило-, и в онтогенезе мышление возникает гораздо позже речи как средство противодействия ее суггестивному влиянию, как способность противопоставлять приказам – вопросы, аргументам – контраргументы, как умение осознавать, выражать и отстаивать свои интересы.16 Распространенное представление о том, что идеологи «манипулируют сознанием», воздействуют на мышление людей, ошибочно. Словесным внушением они воздействуют непосредственно на поведение. И чем результативнее их влияние, тем в меньшей степени оно затрагивает мышление тех, кому адресовано .17
1.2 Суггестия в психотерапии
Под суггестивной психотерапией понимают способ психического воздействия врача на больного с помощью словесного внушения либо в бодром состоянии больного, либо в состоянии гипноза. Внушение – это явление, которое играет ведущую роль при всех психотерапевтических воздействиях врача на больного. Метод внушения в состоянии гипноза принято называть гипнотерапией.
Внушение в состоянии бодрствования особенно показано в тех случаях, когда предполагается, что пациенты повышено внушаемы. Степень готовности к восприятию внушений наяву может резко возрасти после демонстрации сеанса гипнотерапии, особенно если психотерапевт пользуется неоспоримым авторитетом среди больных, и они верят в выздоровление .18