Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:55, реферат
Проблеме исследования человеческих масс посвящена не одна книга и концепция. Еще в древности философы пытались объяснить особую природу поведения людей, собирающихся вместе или хотя бы чувствующих свою общность. Интерес к данной теме был, во-первых, связан с тем, что развитие человеческой истории происходило так или иначе при непосредственном и главном участии людских масс, т.е. масса – есть главный творец истории, ее двигатель, или как сходным образом выражался Л.Н. Толстой в своем романе-эпопее «Война и мир»: «Народ – творец истории».
Глава 1. Масса и ее характеристики…………………………………………………………..3
Глава 2. Идентификация внутри массы. Необходимость принуждения, насилия
и вождя………………………………………………………………………………………….7
Глава3. Вождь и масса. Управление массой…………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………………………………..21
МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭЛЕКТРОСТАЛЬСКИЙ
ФИЛИАЛ
Дисциплина : «Психология масс».
Реферат на тему :
Выполнила студентка группы ПП-06 Рожина М.Р.
Проверила
_______________
Электросталь
2012 г.
стр.
Глава 1. Масса
и ее характеристики…………………………………………
Глава 2. Идентификация внутри массы. Необходимость принуждения, насилия
и вождя…………………………………………………………………
Глава3. Вождь
и масса. Управление массой…………………………………………………15
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Проблеме
исследования человеческих масс посвящена
не одна книга и концепция. Еще
в древности философы пытались объяснить
особую природу поведения людей,
собирающихся вместе или хотя бы чувствующих
свою общность. Интерес к данной
теме был, во-первых, связан с тем, что
развитие человеческой истории происходило
так или иначе при
«В горном городке Сарцано вожаки социалистических организаций произвели разгром жилищ и избиение местных националистов. Власти отправили туда небольшой отряд войск на двух или трех грузовиках. Революционеры оказались предупрежденными и
устроили
ловушку. Грузовики с присланными
восстанавливать порядок
Согласитесь,
что женщину по праву считают
существом хрупким и мягким с
врожденным инстинктом материнства, не
способным на агрессивные действия
насильственного характера, тем
более на описанные выше зверства
над пленными и безоружными
«Как типичный пример можно привести убийство губернатора Бастилии де Лоней. После взятия этой крепости губернатора окружила очень возбужденная толпа, и со всех сторон его стали осыпать ударами. Одни предлагали его повесить, другие - отрубить ему голову или привязать его к хвосту лошади. Отбиваясь, он нечаянно ударил ногой одного из присутствующих. Тотчас же кто-то предложил, чтобы получивший удар перерезал горло губернатору, и это предложение было немедленно принято толпой. Тот, кому пришлось выполнить роль палача, был повар без места, отправившийся вместе с другими зеваками в Бастилию посмотреть, что там делается. Повинуясь общему решению, он был убежден, что совершает патриотический подвиг и даже заслуживает медали за то, что убил чудовище. Врученной ему саблей он ударил губернатора по голой шее, но сабля оказалась плохо заточенной. Тогда он преспокойно вынул из своего кармана маленький ножик с черной ручкой, и так как в качестве повара он научился резать мясо, то при помощи этого ножа благополучно окончил операцию, которую должен был сделать». [5]
Но толпа способна не только
на животную жестокость, но и
на отчаянные поступки
Предыдущие
примеры поведения человеческой
толпы наталкивают нас на тот
вывод, что у человека, находящегося
в массе, появляются новые мотивы
и психологические установки
собственного поведения, в корне
отличающиеся от тех, которые были у
него до этого. Миролюбивый гражданин,
для которого на первом месте стоят
собственное благополучие и благополучие
своей семьи, в одночасье становится
воинственным радикалом, для которого
понятия общечеловеческого
Думаю, что все сказанное нуждается в необходимых уточнениях и разъяснениях, дабы у читателя не сложилось однобокое представление о массе как о простом кровожадном сборище людей. Главный фактор, который превращает из обыкновенного множества людей единую массу, состоит в общности их взглядов и позиций по определенным вопросам, а также общности их положения в сложившейся ситуации. «Чем сильнее эта общность, тем легче образуется из отдельных людей психологическая масса и тем поразительнее проявляется демонстрация массовой души» [20]
Здесь
важно отметить, что процессу образования
массы предшествует процесс положительной
идентификации между ее будущими
членами. Например, совершенно понятно,
что нельзя образовать единую массу
из современных
Как
только выясняется общность у значительной
части людей, то неминуемо возникает
лавинообразная реакция образования
у каждого присутствующего при
этом человека психологических черт
массы. При этом получается так, что
достаточно индивиду почувствовать
в чем-то общность с другими людьми,
как он совершенно беззаговорочно принимает
на веру то, что является истиной и абсолютом
для других, подчас коренным образом меняя
свои прежние убеждения. В социологии
это явление получило название конформизма,
в терминологии же массовой психологии
это называется более неблагозвучно –
«зараза» или «заражение». Действительно,
процесс образования из определенного
инертного количества людей единой массы
и последующая идеологизация этой массы
какой-нибудь «непогрешимой истиной»
напоминает скорее процесс заражения
клеток организма каким-нибудь вирусом.
К этому еще следует добавить, что для
процессов положительной идентификации
индивидов, образования и идеологизации
массы вовсе не обязательно собрание людей
в определенном месте. Масса может образовываться
как очно, так и заочно (дистанционно) –
пространственных преград для нее не существует.
Единственное, что может помешать образованию
массы, - это отсутствие положительной
идентификации одних людей с другими людьми,
а также отсутствие непосредственной
связи с ними. Объяснению феноменов идентификации
и «заражения» посвящена следующая глава,
а в этой мне еще следует сказать, что массы
очень многообразны по формам своего существования,
причинам и целям своего образования,
длительностью существования, организацией
и по многим другим параметрам. Но во всех
них как залог существования выступает
именно фактор сходства и общности, положительной
идентификации между их членами.
Глава 2. Идентификация внутри массы. Необходимость принуждения, насилия и вождя
Если
абстрагироваться целиком и полностью
от общественной морали, религиозных
учений, разных философских концепций,
от всего того, что призвано давать
человечеству смысл жизни и взглянуть
на человека с чисто биологической
точки зрения, как на обыкновенного
представителя животного мира, то
получается, что целью существования
каждого человека является собственное
воспроизводство. Вряд ли, кто осмелится
оспорить тот факт, что половое (сексуальное)
влечение является сильнейшим общечеловеческим
инстинктом самосохранения, без которого
человечества бы просто не существовало,
и который, надо прямо сказать, занимает
главенствующее положение в жизни
любого человека, во многом определяя
его поведение. Поэтому сексуальная
энергия является мощнейшим видом
психической энергии человека, сублимация
которой, то есть преобразование от целей
непосредственного
Психоанализом З. Фрейда доказано, что в человеческой психике существует несколько инстанций, к которым человек обращается при определении своего поведения. Этими инстанциями по терминологии Фрейда являются: Я, Оно и Сверх-Я (Идеал-Я). При рождении человек обладает только одной инстанцией – это Оно. Оно определяет все инстинктивные установки поведения человека, начиная от инстинкта принятия пищи и кончая интересующим нас половым инстинктом. Говоря более простым языком, Оно закладывает в нас те необузданные и эгоистические желания, которые нас с детства принуждают сдерживать и подавлять посредством воспитания. Воспитание в свою очередь формирует в нашей психике вторую инстанцию – Я, которая определяет установки в поведении человека, согласующиеся с требованиями существующей общественной морали и культурными нормами. Наша психика с детства подвергается влиянию со стороны общества с той главной целью, чтобы из индивидуума получить члена общества, отвечающего его требованиям, а не дикое животное, которое может нанести обществу непоправимый ущерб. Поэтому человеческая психика под воздействием воспитания вынуждена изменяться с тем условием, чтобы животные позывы контролировались приобретенной психической надстройкой, что и происходит посредством преобразования и сублимации. Яркий тому пример сублимация полового влечения к своим родителям у маленького ребенка, который испытывает определенную сексуальную предрасположенность к родителю противоположного пола и воспринимает как за конкурента родителя одного с ним пола. Но невозможность сближения с одним из родителей и устранения другого (конкурента) вынуждает психологию ребенка к вытеснению первичных сексуальных позывов из области отношений в семье, замещая их нежными чувствами. Хотя большая предрасположенность ребенка-мальчика к матери, а ребенка-девочки к отцу все равно остается, сублимируясь до разрешенного общественной моралью уровня.