Структура психики соотношение сознания и бессщзнательного

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:52, контрольная работа

Краткое описание

В моей работе я постараюсь полностью развернуть всю тему моего задания контрольной работы. Более того мне хотелось бы рассказать отдельным пунктом о работе З.Фрейда в данном вопросе т.к. именно он внес большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
СТРУКТУРА ПСИХИКИ
СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
СТРУКТУРА ПСИХИКИ ПО ЗИГМУНДУ ФРЕЙДУ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Психология .docx

— 578.87 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

МУРОМСКИЙ  ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Государственного  образовательного учреждения высшего  профессионального образования

   «ВЛАДИМИРСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ имени

Александра  Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

                       Факультет         ИТ                       

                       Кафедра       СГД                        

КОНТРОЛЬНАЯ

РАБОТА

 
 
       по                           ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА                       . 

     (наименование      дисциплины)

       Тема                          СТРУКТУРА ПСИХИКИ                                  .

               СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ  И БЕССЩЗНАТЕЛЬНОГО     

 
Руководитель

         Гуралевич Н.К.           .

(фамилия, инициалы)

Студент          ИСз-209       .                      

(группа)            Денисов Н.А.           .                                        (фамилия 

Муром 2011 

     Содержание 

ВВЕДЕНИЕ

  1. СТРУКТУРА ПСИХИКИ
  2. СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
  3. СТРУКТУРА ПСИХИКИ ПО ЗИГМУНДУ ФРЕЙДУ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Давно замечено, что психические явления  тесно связаны с работой мозга  человека. Эта мысль была сформулирована еще в первом тысячелетии до новой  эры Алкмеоном Кротонским (VI в. до н.э.) и поддерживалась Гиппократом (ок. 460— ок. 377 г. до н.э.). В течение более чем двухтысячелетней истории развития психологических знаний она оставалась неоспоримой, развиваясь и углубляясь по мере получения новых данных о работе мозга и новых результатов психологических исследований.

В начале XX века из двух разных областей знаний — физиологии и психологии — оформились две специальные науки, которые занялись изучением связей между психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека. Это физиология высшей нервной деятельности и психофизиология. Представители первой науки обратились к изучению тех органических процессов, происходящих в мозге, которые непосредственно касаются управления телесными реакциями и приобретения организмом нового опыта. Представители второй науки сосредоточили свое внимание в основном на исследовании анатомо-физиологических основ психики. Общим для ученых, называющих себя специалистами по высшей нервной деятельности и по психофизиологии, стало понятие научения, включающее в себя явления, связанные с памятью и в результате приобретения организмом нового опыта одновременно обнаруживающиеся на анатомо-физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

ПСИХИКА (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом

объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ  с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Основная функция  психики  заключается, следовательно, в поиске на основе возникшей потребности  определенных движений и действий, нацеленных на ее удовлетворение, опробовании  этих двигательных актов, приводящем к  формированию обобщенного образа реальной ситуации и наконец, в контроле за реализацией движений и действий, осуществляемых в плане уже сформировавшегося образа реальности. Поиск и опробование будущих действий человек осуществляет в плане идеальных образов, которые строятся на основе речевого общения с помощью таких психических процессов как ощущение, восприятие, память, чувства, мышление. Процессы внимания и воли контролируют адекватное выполнение найденных и опробованных действий, соответствующих определенным условиям. 

     В моей работе я постараюсь полностью развернуть всю тему моего задания контрольной работы.  Более того мне хотелось бы рассказать  отдельным пунктом о работе  З.Фрейда в данном вопросе т.к. именно он внес большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного. 
 
 

    1. СТРУКТУРА ПСИХИКИ
 
 

Для более адекватного  и полного представления структурных  элементов, составляющих психику личности, необходимы знания этой структуры. В  отечественной психологии принята  следующая структура психики  личности. 

 
 

При этом указанные  в структуре психики личности компоненты представляют собой: 

  1. психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первичное отражение  и осознание личностью воздействий  окружающей действительности;
  2. психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности;
  3. психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени;
  4. психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
 
 

 

Формы проявления психики человека.

Психические свойства не сосуществуют вместе, они синтезируются  и образуют сложные структурные  образования личности, к которым необходимо отнести:

  1. жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
  2. темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности — характеризующую динамическую сторону поведения);
  3. способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец,
  4. характер как систему отношений и способов поведения.

 

    1. СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
 

Прежде чем  приступить к выяснению отношения  сознания к бессознательному необходимо выяснить, что же является сознание. 

СОЗНАНИЕ (англ. consciousness) — предельная абстракция и одновременно «вечная»

проблема философии, психологии, социологии. Обсуждение проблемы сознания в философском ключе — это обсуждение коренных сторон человеческого бытия:

  • богатство и многообразие отношений человека к действительности;
  • способность идеального воспроизведения действительности;
  • знание о мире, включающее представление о роли и месте человека в нем, о «смысле жизни»;
  • о свободе человека, его чувстве вины и ответственности;
  • о направленности мирового процесса и т.п.

Однако сознания не совпадает с осознаваемым содержанием. Конструирование сознания как мира человеческого, как предмета философского исследования, начатое Ф. Брентано, Э. Гуссерлем, Г.Г. Шпетом, продолжается. 

Представление о сознании возникло в философии, является одним из ее основных понятий  и означает высший уровень психической  активности человека как социального  существа. По замечанию Д. Деннетта, человеческое сознание - одна из последних тайн.

      Вплоть до Нового времени сознание  отождествляли с психикой в  целом; Рене Декартом (1596-1650) оно  трактовалось как созерцание  субъектом содержания собственного  внутреннего мира. Такое понимание  обусловило первые (конец XIX века) собственно психологические определения  сознания как потока феноменально  данных переживаний и мыслей (Уильям  Джемс (1842-1910), Эдвард Титченер (1867-1927)), а также метод его изучения - систематическое самонаблюдение (интроспекцию), направленное на выделение элементов сознания - ощущений, образов и аффектов.

      Представление о бессознательном  как совокупности психических  процессов, операций и состояний,  не представленных в сознании  субъекта, в философии было впервые  сформулировано в XVIII веке Готфридом  Вильгельмом Лейбницем (1646-1716). В  XIX веке бессознательное становится предметом психологических исследований (И.Ф. Герберт, Густав Теодор Фехнер (1801-1887), Вильгельм Вундт (1832-1920)). Новый стимул для его изучения дали работы 3. Фрейда в области психопатологии в конце XIX века. Согласно его концепции, бессознательное как психическое содержание, не присутствующее в сознании, оказывает на последнее значительное влияние. Таким образом, к началу XX века сложилось представление о двух уровнях психического, сознательном и бессознательном, а их изучение получило различное развитие в отдельных направлениях психологии.

     В рамках понимающей психологии бессознательное  в настоящее время исследуется  в психодинамических теориях  личности. Оно трактуется как скрытые психические структуры - биологически (3игмунд Фрейд (1856-1939)) или социально (Карен Хорни (1885-1952), Гарри Стэк Салливен (1892-1949)) обусловленные мотивы, мотивационные ожидания (Альфред Адлер (1870-1937), подавленные воспоминания и переживания, организованные в комплексы (Карл Густав Юнг (1875-1961)). Они являются источником психической энергии и, будучи зашифрованы для сознания, обнаруживают себя в поведении и содержании сновидений в семиотически переозначенной форме. 

Соотношение сознания и бессознательного было впервые  рассмотрено Фрейдом, который ввел представление об уровнях строения психики; в современной терминологии их можно описать следующим образом:

  1. бессознательное - принципиально недоступное сознанию содержание, включающее ценностные установки, ориентации, мотивы и составляющее энергетическое ядро личности;
  2. подсознательное - эмоционально нагруженные воспоминания, которые могут быть осознаны с помощью техники психоанализа;
  3. досознательное - содержание, которое при необходимости может легко стать осознанным, например подпороговое восприятие и схема реализации автоматических действий;
  4. сознание - рефлексивное содержание сознания, поддающееся произвольной регуляции.
 

    1. СТРУКТУРА ПСИХИКИ ПО ЗИГМУНДУ ФРЕЙДУ
 

     Модель  психической структуры личности сложилась в психоанализе Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотерапевтической практики. На ее сущностное и мировоззренческое  обоснование оказали воздействие  философские теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в наиболее поздний период своей деятельности. 

Человеческая  психика, согласно Фрейду, включает в  себя три области — системы  психического: сознательное, бессознательное  и предсознательное, которые находятся  между собою в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых двух систем — сознательного и бессознательного — характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок. 

При этом необходимой  и крайне важной составной частью психической структуры является система бессознательного. 

Именно она, по утверждению Фрейда, служит источником всех психических сил и энергий  личности. В статье "Некоторые  замечания относительно понятия  бессознательного в психоанализе" Фрейд предложил для обозначения  этой системы использовать сочетание "Ubw" (начальные буквы немецкого Unbewust — бессознательное). 

Позднее в работе "Я и Оно" эта система получила обозначение "Оно". 

Информация о работе Структура психики соотношение сознания и бессщзнательного