Стресс

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 10:31, реферат

Краткое описание

В последнее время понятие «стресс» приобрело большую популярность - недаром прошедший 20 век назвали веком стресса. Сегодня на дворе 21 век, но стресс, не признавая никаких границ, с легкостью шагнул в новое тысячелетие и продолжает укреплять свои позиции.

Оглавление

1. Введение
2. Открытие стресса
3. Статистика стресса
4. Механизмы стресса
5. Методы борьбы со стрессом — сон, секс, танец, музыка, эмоции, питание, молитва, природа, релаксация, ароматерапия, отдых, стресс против стресса, физические упражнения и переключение.

Файлы: 1 файл

реферат стресс.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

      Стресс  в первую очередь нарушает наш  нормальный режим сна. Нам требуется  больше времени, чтобы заснуть, мы чаще просыпается ночью или перед рассветом. Вполне оправданное беспокойство по поводу плохого сна только усугубляет ситуацию - сон становится еще хуже, что в свою очередь истощает организм еще больше и так далее. Однако, не все реагируют на стресс бессонницей, некоторые, наоборот, чувствуют сильную сонливость и с большим трудом встают по утрам.

      Если  мы просыпаемся ночью, то обычно долго  ворочаемся, сильно беспокоясь по поводу того, что не можем заснуть. А зря. Дело в том, что сон любого человека включает четыре фазы, продолжительность которых составляет примерно 120 минут. Так что если вы проснулись и не можете заснуть, не волнуйтесь – до следующего двухчасового периода сна у вас масса времени – можно, например, почитать, а когда вы почувствуете сонливость, просто отложите книгу и вы быстро заснете.

      Взрослому человеку обычно достаточно 7-8 часов  сна. Но и здесь все сугубо индивидуально. Кому-то необходимо 11 часов сна, чтобы  чувствовать себя бодрым и уверенным, а кому-то, как Наполеону, вполне достаточно 4 часов. Недостаток сна приводит к серьезным нарушениям нервной системы. Сон восстанавливает не столько физическую активность человека, сколько психологическое равновесие. Во время сна наш организм производит гормоны, отвечающие за рост и восстановление функций организма.

      Самое главное – не оказаться в порочном кругу - когда стресс провоцирует  бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс. Бессонницей страдает достаточно большой процент людей  – например, около 20 миллионов человек в США, 12 миллионов - в Германии, 9 миллионов - во Франции. По России официальной статистики нет, но по предварительным данным – более 10 миллионов россиян хорошо знакомо с бессонницей. 

Стресс  и секс. 

      Издавна на Востоке говорили: «Человек может себя полностью выразить только в занятиях любовью и в танце». На первый взгляд – более чем странное заявление. А как же, например, художник, который полностью выражает себя, выплескивая свои чувства на холст. Но присмотритесь внимательно – движение кисти по поверхности холста – разве это не танец, когда-то страстный и безудержный, а когда-то застенчивый и плавный; а слияние мужского (кисти) и женского (холста) после окончания акта творения дают жизнь новому существу – картине. Подобным образом, любое творчество можно разложить на эти две составляющие: танец и секс

      Секс  – временное исчезновение из этого  мира. Когда закрываются глаза  и все, что окружает вас, пропадает - не остается ничего, кроме мелодии  двух тел, которая страстно и неудержимо несет двоих на своих широких крыльях. С одной стороны, именно стресс является главным врагом физической любви - по статистке 60-70% мужчин и женщин испытывают проблемы в постели в результате воздействия стресса. Стресс порождает рой мыслей, которые назойливо жужжат в вашей голове. А как можно думать и чувствовать одновременно? Стресс заставляет ваше тело напрягаться, не дает вам расслабиться и почувствовать тело партнера. Но если формула «Стресс – главный враг секса» верна, то верно и обратное.

      Все дело в том, что наши тела определяют процессы, происходящие в нашем сознании. Существует даже специальное направление в психологии о том, как изменения в нашем теле влияют на сознание - так называемая соматопсихология. Когда мы искусственно меняем мимику своего лица в соответствие с какой-нибудь определенной эмоцией, то через некоторое время в сознании автоматически возникает именно эта эмоция.

      Многочисленные  лабораторные исследования подтверждают, что у людей, которым было предложено приподнять уголки рта и держать  их в таком положении некоторое время, действительно возникало ощущение радости. Кстати по подобной схеме вы можете отучить себя навсегда испытывать чувство брезгливости. Попробуйте представить себе то, что вызывает это чувство и проследите за своей мимикой – обычно уголки рта опускаются вниз, нос сморщивается, глаза прищуриваются. То есть органы чувств (глаза, нос, рот) как бы становятся меньше, чтобы отгородиться от вида и запаха раздражителя. Но если вы будете контролировать свою мимику, и ваше лицо сохранит свое обычное выражение при появлении раздражителя, то исчезнет и само чувство брезгливости.

      Конечно, во время стресса «сексуальное настроение»  редко бывает хорошим, так что  не надо дожидаться его прихода. Главное  сделать первый шаг навстречу  друг другу. Все остальное придет. Вернее, может прийти – ведь все зависит лишь от вас двоих. Занимаясь любовью, а не просто исполняя супружеский долг, мы попадаем в другой мир, и в этом мире нет ни стрессов, ни мыслей о работе. Там вообще ничего нет. Но, к сожалению, современному человеку, трудно попасть в этот мир, и даже в постель он тащит ворох мыслей и проблем.  

Стресс  и танец 

      Человек начал танцевать очень давно, гораздо раньше чем начал говорить. Желание танцевать отражало исконную потребность передавать окружающим свои чувства с помощью универсального языка тела. Для человека первобытного общества танец был как способом мышления, так и способом жизни - почти все важные события в жизни отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнце, о плодородии, о защите.

      Танец был не просто связан с жизнью, танец  и был самой жизнью - например, на языке мексиканских индейцев тарахумара понятия «труд» и «танец» выражаются одним и тем же словом. У древнего человека не было определенной техники танца, но великолепная физическая подготовка позволяла полностью отдаваться танцу и танцевать с абсолютной самоотдачей. Танцы такого рода до сих пор можно увидеть на островах южной части Тихого Океана, в Африке и в Центральной и Южной Америке.

      Об  особом отношении к танцу в  Древней Греции говорит то, что  муза танца и хорового пения Терпсихора была включена в пантеон божеств. В Индии, в соответствии с индуистской легендой, мир был создан танцующим богом Шивой. Своим божественным танцем Шива уничтожил враждебных демонов, и с тех пор боги всегда танцевали. И потому на Востоке танец воспринимается, как нечто божественное, что человек однажды получил от богов в дар. В санскрите понятия «танец» и «драма» обозначаются одним и тем же словом – «натья», что отражает неразрывность этих понятий, а одно из основных понятий в древних танцах Востока - «нритта», означающее чистый танец ради танца, в котором танцующий полностью отдается музыке и ритму.

      Понятие «танец» очень сильно изменилось за прошедшие века и, к сожалению, в понимании современного человека танец – это не более чем телодвижения на дискотеке, или танцы профессиональных танцоров. Для танца подразумевается наличие специального помещения, музыки и пр. Но давайте попробуем вернуться к истоку танца, когда танец был жизнью, и жизнь была танцем – к тому, что и называлось на Востоке словом «нритта» - танец ради танца.

      Самое главное, что нет людей, которые  не танцуют. Как говорил классик  – танцуют все. Естественно, имеется ввиду не традиционный танец, где есть свои правила, многочисленные па и регламентированные движения, а танец, лишенный всяких правил, в котором танцует только тело, а разум отключается. Мы не профессиональные танцоры, выступающие на танцевальной площадке. Наоборот, часто именно у профессиональных танцоров не получается полностью отдаться такому спонтанному танцу, поскольку в голове уже закреплено множество стандартных схем, красивых и отточенных движений.

Существует хорошая  африканская пословица «Если  Вы умеете говорить – Вы умеете петь, если Вы умеете ходить – Вы умеете танцевать». И этим все сказано - каждый из нас умеет танцевать, в каждом из нас живет внутренний танцор, который хочет танцевать. Танцу не надо учиться. Все происходит достаточно просто. Для этого нужно только на время уединиться и поставить музыку.

      Танец – это великое неделание. В  идеале вы танцуете не сами, а просто следуете за спонтанными движениями своего тела. Главное, не обращать внимание на ум, который обычно пытается как-то определить происходящие: насколько красивы мои движения, не слишком ли громко слышна музыка и топанье, как бы чего-нибудь не уронить, и как бы кто-нибудь не зашел и не принял меня за психа и т.п. Если вы будете просто наблюдать за происходящим, не пытаясь оценить, то через некоторое время мысли успокоятся, исчезнет окружающий мир, и вы полностью погрузитесь в состояние танца.

      В последнее время стали появляться клубы и студи танцевальной терапии. На занятиях танцевальной терапии гораздо  проще попасть в состояние  истинного танца, когда энергия танцующего соединяется с энергией группы. Обычно такие занятия превращаются в увлекательный процесс, позволяющий постепенно избавиться от многих телесных зажимов, вызванных стрессом, о существовании которых мы чаще всего даже не подозреваем. 

Стресс  и музыка 

      Нам неизвестно, когда человек придумал первую мелодию, но известно, что это  было очень-очень давно. Библия рассказывает нам о том, как Давид с помощью  игры на лире смог избавить от меланхолии Саула. Музыкотерапия (лечение музыкой) имеет тысячелетнюю историю – еще в 6 веке до н.э. Пифагор применял музыку для лечения некоторых заболеваний, а Авиценна в «Каноне врачебной науки» предписывал людям, страдающим меланхолией слушать музыку и пение птиц. Жорж Санд считала, что музыка помогает ей при меланхолии гораздо больше, чем доктор.

      В 14-16 веках, когда волна психической  эпидемии, более известная как  «пляски святого Витта», охватила Голландию, Бельгию и другие страны, ее смогли остановить только музыканты, игравшие медленную, успокаивающую музыку.

      В 1954 французский музыкант и инженер-электроаккустик  М. Жос начал исследования, направленные на избавление от стрессовых и депрессивных расстройств с помощью музыкальных  произведений. Сама музыка очень тщательно  подбиралась в соответствии с психотипом человека, его возрастом и другими параметрами. Результаты лечения музыкой были более чем удачны, и вскоре во Франции были открыты две больницы музыкотерапии, в которых музыкой лечили и более серьезные расстройства личности – психозы, в частности шизофрению.

      По  методике Жоса, проводится один - два  сеанса музыкотерапии в неделю, состоящие  из трех различных музыкальных произведений. Первое произведение обычно созвучно грустному настроению человека, второе - напротив, противоположно по настроению и как бы нейтрализует его, и, наконец, третье, последнее произведение обладает наибольшей силой эмоционального воздействия и позволяет создать нужное настроение. Вот пример музыкальной программы для стрессовых и депрессивных состояний, которая дает хорошие результаты для людей в возрасте 20-30 лет:

      1. Фрагмент из концерта №2 С.Рахманинова  (1 часть)

      2. Ария из сюиты №3 И. Баха

      3. Очень короткий фрагмент из  первой части концерта №1 П.  Чайковского.

      Когда нам бывает не по себе, мы часто стремимся  оказаться в одиночестве, и тогда музыка помогает пережить это состояние. Ведь музыка всегда пишется в полном одиночестве. Одиночество выпало на долю многих великих композиторов – Мусоргского, Чайковского, Брукнера, Брамса, Равеля.

Музыка может  помочь выплеснуть сильные разрушительные эмоции, например, агрессию. Для этой цели хорошо подходит музыка Стравинского из балета «Весна священна». На премьере этого произведения, в 1913 году в Париже, музыка настолько взбудоражила слушателей, что они начали громко переговариваться, образуя группы сторонников и противников, и дело чуть ли не дошло до рукопашной. Подобным же эффектом обладает воинствующая увертюра Римского-Корсаково «Псковитянка», экспрессивная музыка Бартока (сюиты и балеты «Деревянный принц» и «Чудесный мандарин»). 

Стресс  и эмоции. 

      В западной культуре не принято открыто  выражать отрицательные эмоции - действительно, чаще всего, когда внутри клокочет гнев и обида, мы сдерживаем свои чувства, натягивая на лицо подходящую к этому  случаю маску. Обычно, в арсенале городского жителя неплохой арсенал масок - полуулыбки, ухмылки, напускное спокойствие и т.п. Все это отображается на наших лицах, а внутри в это время бушует настоящая буря. Отрицательные эмоции не исчезают бесследно - они просто уходят в подсознание и там продолжают свою разрушительную работу.

      Существует  не мало способов, с помощью которых  мы можем дать выход отрицательным  эмоциям. Не беда, что многие из них  несколько экзотичны и необычны - самое главное, что эти методы действительно работают на практике. Вот всего лишь несколько из них:

      - небольшой исторический факт - адмирал  Нельсон во время приступов  гнева, которые случались у  него регулярно, топтал свой  берет. 

      - на Западе на многих предприятиях  есть так называемые"доски  эмоций", которые обычно находятся в курилках. На таких досках принято писать все.

В туалетах многих японских предприятий установлены  резиновые манекены боссов - тем  самым японцы прекрасно используют механизм выплеска эмоций на практике.

      Наверное, далеко не все могут позволить себе заказать манекен «любимого» начальника или недруга, но для выплеска эмоций существуют и другие, более доступные подручные средства. Конечно лучше всего подходит боксерская груша, но если ее нет, то можно заменить ее самой обыкновенной подушкой. Для увеличения срока службы, вы можете ее чем-нибудь накрыть или использовать диванные подушки.

Информация о работе Стресс