Стресс, причины стрессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 11:48, контрольная работа

Краткое описание

Проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. Ее актуальностьзаключается, в том, что стресс оказывает воздействие, как на физическое здоровье организма, так и на психические процессы и на социльно-психологические функции человека, что естественно отражается на всех сферах жизнедеятельности человека и откладывает свой отпечаток на его возможности и способы взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим изучение стресса представляет большой интерес для психологов и физиологов.

Оглавление

1. Введение…………………………….…………….…………….…..3
2. Стресс……………………………………………….…………….…5
3. Причины стрессов………………………………….…………….…8
4. Первая помощь при остром стрессе…………………………….…9
5. Приемы, сводящие психическую ранимость к минимуму……....11
6. Заключение………………………………………………………….13
7. Список литературы…………………………………………………14

Файлы: 1 файл

биоэкоэтика.docx

— 37.59 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

1. Введение…………………………….…………….…………….…..3

2. Стресс……………………………………………….…………….…5

3. Причины стрессов………………………………….…………….…8

4. Первая помощь при остром стрессе…………………………….…9

5. Приемы, сводящие психическую ранимость к минимуму……....11

6. Заключение………………………………………………………….13

7. Список литературы…………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

   Проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. Ее актуальностьзаключается, в том, что стресс оказывает воздействие, как на физическое здоровье организма, так и на психические процессы и на социльно-психологические функции человека, что естественно отражается на всех сферах жизнедеятельности человека и откладывает свой отпечаток на его возможности и способы взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим изучение стресса представляет большой интерес для психологов и физиологов. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса - стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п., с другой - многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной и методологической разработки данного феномена.

   Не для кого не секрет, что жизнь состоит из ожидаемых или неожиданных событий. Они могут быть приятными или нет. Мы на них реагируем в зависимости от наших потребностей и от знания ситуации. В тех случаях, где информации достаточно, мы способны реагировать спокойно. Напротив, недостаток нужных сведений заставляет нас волноваться. Но иногда человек должен быть готов к событию слишком неожиданному и важному для него, о котором он ничего или почти ничего не знает. В этом случае реакция организма может усилиться до такой степени, что возникнут серьезные нарушения, как в физиологическом, так и в психологическом плане. Тогда обычный набор эмоций уступает место беспокойству или тревоге: человек испытывает стресс.

  Пятьдесят лет назад мало кто знал это слово. Использовали его разве что физики - для обозначения «внешней силы, приложенной к объекту и вызывающей его деформацию». У них и позаимствовал этот термин канадский психолог и физиолог Ганс Селье, всю жизнь исследовавший защитные реакции, возникающие у человека при действии внешних и внутренних раздражителей. Впервые понятие «стресс» появилось в его труде 1956 года «The stress of life» («Стресс в нашей жизни») и, согласно теории Селье, обозначало психическое напряжение, возникающее у человека под давлением трудных условий - как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях.

  Кроме Селье большой вклад в исследование стресса внес американский ученый У. Кеннон, разработавший теорию о роли адреналина, как гормона тревоги в приспособлении организма к состояниям, вызванным страхом, борьбой и опасностью и др. теории, также изучением стресса занимался Годелл, который выявил синдром «льва» и синдром «кролика». Советский физиолог Г. Н. Кассиль работал над теорией развития стресса, К. В. Судаков изучал механизмы эмоционального стресса. Свой вклад в изучение стресса внесли также чехословацкий ученый М. Вигаш и американский ученый Яновски.

  Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях -- в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

  В настоящее время проблема влияния стресса на здоровье и деятельность человека приобретает все большую популярность. Потому что в связи с «технологическим прорывом», который осуществило человечество, темп нашей жизни за последние десятилетия резко увеличился. Порой люди за ним просто не поспевают. Поэтому в современной психологии практическое изучение стресса занимает одно из ведущих положений.

  На современном этапе диагностика стресса, как одного из эмоциональных состояний, наиболее объективно осуществляется с помощью психофизиологических методик регистрации вегетативных проявлений: частоты пульса, дыхания, КГР, электроэнцефалограммы мозга и пр. в сочетании с методиками субъективного оценивания испытуемым своего психического состояния, самочувствия, настроения и т.д. (опросник Спилберга, опросник PEN, ММР1, методика определения стрессовоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда и пр.) с проективными методиками (тест Люшера, тест Роршаха, Сонди-тест, тест Розенцвейга).

  Практическое решение проблемы стресса и стрессовоустойчивости играет важную роль в современном обществе. Поскольку стресс оказывает воздействие на все сферы жизни человека, то вовремя принятые меры по борьбе с его негативными проявлениями, могут решить массу проблем, которые мешают человеку гармонично развиваться и реализовываться, а также, что особенно важно, уберечь его здоровье.

 

 

2.Стресс.

  Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологиивыделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

  Стресс - состояние напряжения, возникающее при несоответствии  приспособительных возможностей  величине действующей на человека  нагрузки, вызывающее активацию  и перестройку адаптивных ресурсов  психики и организма. Слово  "стресс" пришло к нам из  английского языка и в переводе  означает "нажим, давление, напряжение". Первым дал определение стресса  канадский физиолог Ганс Селье  в 1936 году. Стрессу свойственны  множественные изменения в организме  и личности. Ведущей психологической  характеристикой стресса выступает  напряжение. 
Напряжение сопровождается изменением интенсивности многих процессов в организме и психике в сторону повышения или понижения. Направление сдвига интенсивности - одна из характеристик индивидуальности. Например, у большинства людей возрастает сила эмоции, но у людей тревожных, впечатлительных, ранимых, обидчивых может исчезнуть обычный эмоциональный фон, притупятся чувства к близким, живой отклик на окружающее, на произведения искусства, природу и т.д. Память и мышление функционируют, но мысли и образы тусклы, протекают без эмоционального сопровождения, поэтому человеку кажется, что в памяти ничего не хранится. Мысли проходят бесследно, в рассуждениях нет ощущения законченности. Может произойти подъем активности или появиться торможение, сопровождаемое чувством усталости, вялости. Связь между физическими и психическими расстройствами часто либо не осознается, либо осознается с опозданием. Человек может ощущать некоторый дискомфорт, не осознавая, что его состояние является стрессовым. Полнее осознать стресс часто мешают защитные механизмы личности. Ганс Селье в последнем периоде своей научной деятельности разделил стресс на эвстресс (эустресс) - "хороший", конструктивный и дистресс - вредный, деструктивный. Эвстресс оказывает положительное влияние на деятельность. Дистресс производит разрушительное действие в организме личности. Дистресс вызывает адаптационную активность, но даже если и расширяет адаптивные возможности, то часто одновременно тормозит развитие человека, мешает достижению далеких и близких целей; может вести к истощению сил, например, в том случае, если резерва сил для данной стрессовой ситуации недостаточно. Стрессы также разделяются на кратковременные (острые) и затяжные(хронические).

Признаки острого (кратковременного) стресса. Телесные проявления: изменение частоты сердцебиения, поверхностное дыхание, ускорение ритма дыхания. При повышении напряжения краснеет или бледнеет кожа лица и шеи, увлажняются ладони, расширяются зрачки, повышается или понижается активность некоторых желез внешней секреции (слюнных,потовых). 
  Поведенческие проявления: изменение мимики, тембра голоса и интонаций, скорости, силы и координации движений. Сжатие губ, напряжение жевательных мышц. Грустный, унылый или обеспокоенный взгляд. Двигательное беспокойство и частая смена поз, или, наоборот, - пассивность, заторможенность, вялость в движения. Переживание напряжения у некоторых людей даже в очень ответственные моменты может не иметь соответствующего выражения во внешнем облике и поведенческих проявлениях. Человек может отрицать у себя чувство тревоги и страха, показывать внешне ровное, спокойное поведение, расслабленность и раскрепощенность. Попытки такого преодоления могут наблюдаться у тех, кто намеренно пытается скрыть свои переживания, например, у стеснительных людей. Отрицание напряжения может быть и у тех, кто неспособен к анализу своего психического состояния, не имеет никаких навыков самообладания.

Признаки затяжного (хронического) стресса. 
К наиболее частым проявлениям относятся следующие: 
- ощущение потери контроля над собой; 
- недостаточно организованная деятельность (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость...); 
- вялость, апатия, повышенная утомленность; 
- расстройство сна (в том числе, более долгое засыпание, ранее пробуждение). 
Для обнаружения стресса стоит учесть и другие его симптомы, такие как: 
- раздражительность, снижение настроения (придирчивость, необоснованная критичность...); 
- повышенный аппетит; 
- увеличившееся количество выпитого алкоголя; 
- увеличившееся потребление психоактивных средств (успокоительных, стимулирующих...); 
- расстройства половой функции; 
- неблагополучное физическое состояние (головная боль, боли в мышцах, спине, изжога, повышение давления...).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Причины стресса.

  Наиболее частыми средовыми и ситуационными причинами стресса являются следующие:

1.Влияние окружающей среды (шум, загрязнения, жара, холод...). 
2.Нагрузки(повышеннойинтенсивности):

- физические(мышечные);

- физиологические (болезнь,  расстройство, травма, беременность);

- информационные (чрезмерный  объем информации, которую нужно воспринять,запомнить);

- эмоциональные (нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения);                                         

- рабочие (значительные  изменения на работе, трудности  и конфликты в трудовой среде);

3. Монотония в трудовой  деятельности, в эмоциональных контактах.

4. Повседневные раздражители: отсутствие необходимых удобств,  мелкие ссоры с окружающими,  дискомфортная психологическая атмосфера в общественном транспорте, затянувшиеся ожидания.

5. Отсутствие привычных,  желаемых социальных связей, социальная  изоляция или депривация, нарушение  эмоционально значимых межличностных отношений.

6. Тяжелые жизненные ситуации: болезни, смерть близких людей,  трудности, переживаемые близкими, потеря (или угроза потери) работы, стремительные изменения условий жизни.

7. Переломные этапы жизни:  свадьба, развод, рождение детей,  уход детей из дома, начало  или окончание обучения, ситуации  конкурса или испытания, новая  работа, выход на пенсию, новое  место проживания.

8.Материальная необеспеченность.

9.Ситуации неопределенности, ситуации конкретной угрозы.

 

 

4. Первая помощь при остром стрессе.

  Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (нас кто-то разозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) - у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе "СТОП!", чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

  Вот некоторые советы, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса. 
1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе. Что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить "язык лица и тела" путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

Информация о работе Стресс, причины стрессов