Стресс подчинения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:32, реферат

Краткое описание

В данной работе предлагается рассмотреть понятие стресса, причины стресса на рабочем месте, его эффекты и основные способы контроля управления стрессом на рабочем месте, как организационного, так и индивидуального применения

Оглавление

Введение 3
1. Понятие стресса 5
1.2 Стресс жизни. Основные причины 6
1.3 Причины стресса 7
1.4 Стрессовое напряжение 11
1.5 Как человеческий организм реагирует на стресс 12
1.6 Как человеческий организм реагирует на стресс 14
2. Причины стресса на рабочем месте 14
2.1 Факторы стресса вне организации 14
2.2 Групповые факторы стресса 14
2.3 Факторы стресса, связанные с организацией 15
2.4 Факторы, влияющие на стрессоустойчивость 17
3. Эффекты стресса на рабочем месте 20
4. Предупреждение стресса 23
Заключение 25
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

стресс подчиненияРеферат.docx

— 52.27 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение             3

  1. Понятие стресса          5
    1. Стресс жизни. Основные причины      6
    2. Причины стресса        7
    3. Стрессовое напряжение       11
    4. Как человеческий  организм реагирует на стресс   12
    5. Как человеческий  организм реагирует на стресс   14

    2. Причины стресса на рабочем месте       14

    2.1 Факторы стресса вне организации       14

    2.2 Групповые факторы стресса        14

    2.3 Факторы стресса, связанные с организацией    15

    2.4 Факторы, влияющие на стрессоустойчивость     17

     3. Эффекты стресса на рабочем месте       20

     4. Предупреждение стресса        23

Заключение            25

Список использованных источников       26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Стресс  практически не упоминался в отечественных  учебниках по психиатрии времен СССР, хотя исследования в этой области  ведутся достаточно давно. Сейчас это  понятие становится весьма популярным, стресс стал объектом внимания не только психиатров и клинических психологов, но и организационных психологов и менеджеров по управлению человеческими  ресурсами, что стимулируется последними изменениями в экономике и  обществе в целом.

     В частности, можно отметить, что современные  отечественные организации вынуждены  тщательно просчитывать свой бюджет и прилагать максимум усилий для  оптимального использования ограниченных ресурсов, в том числе человеческих. Поясню, какое отношение это имеет  к стрессу на рабочем месте:

    • во-первых, постепенно приходит понимание, что одной из значимых статей непродуктивных расходов организации являются издержки, обусловленные стрессом – по данным на 1999 г. стресс обходится корпоративной Америке в сумму 68 млрд. дол. в год за счет снижения производительности труда, вызванной отсутствием людей на рабочем месте. Я не обнаружила подобных данных по РФ, но можно предположить, что издержки, которые несут отечественные организации, вполне сопоставимы, если не выше, чем приведенные для США;
    • во-вторых, учащаются ситуации, когда организации конкурируют за специалистов, и хотя удовлетворительный уровень стресса на работе относится скорее к гигиеническим факторам, чем к мотивационным, нельзя забывать о его значимости для работников;
    • в-третьих, одним из эффектов длительного воздействия стресса является так называемый «синдром выгорания», который приводит к резкому снижению эффективности деятельности работника, иногда равносильному его потере. Особенно часто он встречается среди менеджеров, целиком отдающих себя работе. Первыми обратили внимание на это явление исследователи Японии, которые начали анализировать факторы, способствующие проявлению синдрома, и предлагать меры по их нейтрализации. В последнее время этот синдром все чаще встречается у отечественных менеджеров и специалистов.

     Таким образом, длительно испытываемый сотрудниками стресс – один из самых "дорогостоящих" видов издержек фирмы, негативно  воздействующий как на состояние  здоровья работников, так и на прибыль  компании.

     Все вышесказанное подтверждает актуальность исследований стресса на рабочем  месте с целью минимизации  его негативного влияния на эффективность  деятельности организации.

     В данной работе предлагается рассмотреть  понятие стресса, причины стресса  на рабочем месте, его эффекты и основные способы контроля управления стрессом на рабочем месте, как организационного, так и индивидуального применения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие  стресса

       В переводе с английского языка  слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”. А энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: “состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий”.

       Стресс обычно воспринимается  как отрицательное явление. Считается,  что его вызывает какая-либо  неприятность (попадание в аварию, «провал» на экзамене и т.п.). Но это только один из видов  стресса. На самом деле существует  и позитивный стресс, который  может быть вызван приятными  событиями (например, представление  к повышению по службе, крупный  лотерейный выигрыш и др.). Его  еще называют «ю-стресс» –  от греческого «еи», что означает «хороший». Небольшие стрессы даже полезны организму – они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации или тренировки (по терминологии канадского ученного Ганса Селье).

     Что же такое стресс? Первооткрыватель стресса Г. Селье дал ему следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Проводя свои исследования, он случайно обнаружил явление, которое назвал  синдромом общей адаптации (general adaptation syndrome – GAS), а десять лет спустя в его работах появился сам термин «стресс».

     Классическая  модель синдрома общей адаптации  включает три стадии развития стресса (тревога, сопротивление, истощение) и  отражает физиологически ориентированный  подход к стрессу. Современные исследования стресса уделяют внимание также  и другим аспектам стресса: психологическому (например, изменение настроения, отрицательные  эмоции и чувство беспомощности) и поведенческому (например, непосредственная конфронтация с факторами стресса  или попытка получить сведения о  них). Все три аспекта важны  для понимания стресса на рабочем  месте и методов управления стрессом в современных организациях.

     Таким образом, в контексте данной работы, стресс можно определить как адаптивную реакцию на внешнюю ситуацию, которая  приводит к физическим, психологическим и или поведенческим изменениям у работников организации.

     1.2. Стресс жизни. Основные причины.

     Стресс - обычное и часто встречающееся  явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда  встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

     Тот тип стресса, который мы будем  рассматривать в данной работе, определяется как чрезмерное психологическое  или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим  признакам стресса относятся  язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию  и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и др.

     Снижая  эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся. 
 
 

1.3. Причины стресса.

     Стресс  может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью  организации  или событиями личной жизни человека.

     Организационные факторы.

     Рассмотрим  те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс.

     1. Перегрузка  или слишком малая  рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.                                                                     

     Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень  выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает  беспокойство, фрустрация (чувство  крушения), а также чувство безнадежности  и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие  же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения  в социальной структуре организации  и ощущает себя явно невознагражденным.

     2. Конфликт ролей.

     Конфликт  ролей возникает тогда, когда  к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может  получить задание немедленно реагировать  на просьбы клиентов, но, когда его  видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять  полки товаром.

     Конфликт  ролей может также произойти  в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в  иерархии могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может  потребовать от начальника цеха максимально  увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.

     Конфликт  ролей может также возникнуть в результате различий между нормами  неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой.

     3. Неопределенность ролей.

     Неопределенность  ролей возникает тогда, когда  работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта  ролей, здесь требования не будут  противоречивыми, но и уклончивы  и неопределенны. Люди должны иметь  правильное представление об ожиданиях  руководства - что они должны делать, как они должны делать и как  их после этого будут оценивать.

     4. Неинтересная работа.

     Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и  менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что  кажется интересным или скучным  для одного, совсем не обязательно  будет интересно другим.

     5. Существуют также и другие  факторы.

     Стресс  может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого  освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между  полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации  и необоснованные требования сотрудников  друг к   другу тоже могут вызвать  стресс.

     К факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся  соблюдение надлежащего питания, поддержание  себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

     Личностные  факторы.

     Если  мы обратим внимание на жизненные  ситуации и события, способные вызвать  стресс, то увидим, что некоторые  из них являются положительными и  благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения: к примеру, радость (окончание школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации. Чтобы как-то различать источники стрессов, да и сами стрессы, положительные выделили особым названием - эвстресс, отрицательные оставили как просто стресс.

     Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену  фаз развития и становления семьи  или же биологически обусловленные  изменения в организме, характерные  для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

     В этой связи человеку необходимы хорошие  адаптационные способности, которые  помогут пережить самые тяжелые  жизненные ситуации, выстоять в самых  жестких жизненных испытаниях. Эти  адаптационные способности мы и  сами можем в себе воспитать, и  совершенствовать с помощью различных  упражнений. Приведем несколько выводов, отвечающих на вопрос, как можно  своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм.

     1. Прежде всего, необходима достаточная информация о возможности наступления подобных ситуаций.

     2. Продумайте, как предупредить конкретные  жизненные опасности, чтобы не  возникла ожидаемая критическая  ситуация, или попытайтесь найти  способы ее смягчения.

     3. Не спешите делать преждевременные  скоропалительные выводы, не принимайте  решений сгоряча, в состоянии  нервозности или истерии, до  того как ожидаемые события  начались. Не пытайтесь в преддверии самого события, исходя из своих предположений, делать поспешные умозаключения - ведь в ваших мыслях и воображении уже имеется достаточное количество материала, способного продиктовать далеко не всегда правильное решение.

Информация о работе Стресс подчинения