Становление неклассической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе ставится цель рассмотреть особенности развития науки на фоне смены типов рациональности, уделяя при этом особое внимание неклассическому этапу развития, а в данном контексте становлению неклассической психологии. Также проследить, каким образом смена этапов научного познания отразилась на психологии, в частности, каким образом изменилась методология науки в культурно – историческом подходе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
1.Философия модернизма. Становление неклассического типа научной рациональности…………………………………………………………………. 4
2. Общенаучный уровень методологии и неклассическая психология…….. 8
3. Методы неклассической психологии………………………………………. 18
4. Выводы………………………………………………………………………. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 31
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………… 32

Файлы: 1 файл

курсовая работа-проверено.docx

— 54.02 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

4. Выводы

Третья глобальная научная революция, произошедшая на рубеже XIX - XX вв, была связана с преобразованием классической науки и ее стиля мышления и становлением нового, неклассического естествознания. Этому не мало способствовали научные открытия в различных областях знаний (физика, кибернетика, биология и пр.). Практически все представители неклассической философии (Маркс, Кассирер, Риккерт, Виндельбанд, Вебер, Фрейд, Ницше и др.) в различных формах реализовывали идею о включенности познающего субъекта в мир, который он познает, и о том, что свойства познаваемых объектов определяются тем, как эти объекты участвуют в деятельности человека. В эпоху неклассической науки ведущее значение приобрели проблемы "активности" научных теорий, их включенности в структуру научного метода, это приводит к тому, что метод становится все более эффективным в изучении разнообразных фрагментов действительности.

Процесс становления общенаучного уровня методологии в неклассической психологии происходил на основе принципов объективности, развития, историзма и системного подхода. На сам процесс становления существенное влияние оказали содержательные научные концепции и универсальные концептуальные системы, авторами которых и идейными вдохновителями новых поколений ученых были В.И. Вернадский, А.А. Богданов, Л. фон Берталанфи, Л.С. Выготский, Н.Винер, а также многие активные продолжатели их идей и направлений. Все это значительно расширило и коренным образом повернуло подход к научному познанию практически во всех областях, и в психологии в частности, в совершенно ином, более целостном представлении.

Опыт сопоставления методов различных научных направлений неклассической психологии иллюстрирует новое движение от не знающих содержаний количественных стратегий познания в психологии, к качественным, опирающимся на не измеряемые, но понимаемые и интерпретируемые содержания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, описанные выше исторические тенденции развития психологической науки на рубеже и в ХХ столетии можно рассматривать как разные стороны, или грани единого направления, который был обозначен как неклассический. Общий знаменатель всех описанных тенденций состоит в том, что они знаменуют переход от классического типа научного исследования, характерного для естественных наук, к все более полному и многостороннему учету специфики человека как уникального объекта познания и разработке специфической методологии познания этого объекта.

Очевидно, что классический и неклассический способы построения психологического знания не во всех отношениях жестко альтернативны друг другу, а в чем-то друг друга дополняют. Правомерно говорить о постепенной трансформации психологической науки от классической модели и отходу от нее в пользу все большего признания уникальности человека и его сознания как объекта изучения, что требует разработки иной, гуманитарной методологии. Этот общий вектор складывается из ряда более частных и конкретных векторов, обозначающих направления, в которых классическая модель психологической науки претерпевала изменения в разных конкретных психологических подходах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Бодров, Вячеслав Алексеевич. Психология профессиональной деятельности [Текст] : теоретические и прикладные проблемы / В. А. Бодров. - М. : Институт психологии РАН, 2006. - 623 с.
  2. Борытко, Николай Михайлович. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учеб. пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова. - М. : Академия, 2008. - 320 с.
  3. Величковский, Борис Митрофанович. Когнитивная наука: Основы психологии познания [Текст] : учеб. пособие. Т. 1 / Б. М. Величковский. - М. : Академия, 2006. - 447 с.
  4. Горбатов, Д. С. Практикум по психологическому исследованию [Текст] : Учебное пособие / Д. С. Горбатов. - Самара : БАХРАХ-М, 2006. - 272 с.
  5. Гуревич, П. С.   Психология [Текст] : учеб. / П. С. Гуревич. - М. : Юрайт, 2012. - 608 с.
  6. Давыдов, Владимир Петрович.  Методология и методика психолого-педагогического исследования [Текст] : учеб. пособие / В. П. Давыдов, П. И. Образцов, А. И. Уман. - М. : Логос, 2006. - 128 с.
  7. Дружинин, Владимир Николаевич.  Экспериментальная психология [Текст] : учебник / В. Н. Дружинин. - 2-е изд., доп. - СПб. : Питер, 2008. - 320 с. : ил.
  8. Корнилова Т.В. Принцип толерантности к неопределенности: основания и проблемы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. №3 (11). URL: http:/ psystudy.ru/ index.php/num/2010n3−11/320−kornilova11.html.
  9. Корнилова, Т. В.  Методологические основы психологии [Текст] : учеб. пособие / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. - СПб. : Питер, 2007. - 320 с.

 

 


Информация о работе Становление неклассической психологии