Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 17:34, курсовая работа
В данной работе ставится цель рассмотреть особенности развития науки на фоне смены типов рациональности, уделяя при этом особое внимание неклассическому этапу развития, а в данном контексте становлению неклассической психологии. Также проследить, каким образом смена этапов научного познания отразилась на психологии, в частности, каким образом изменилась методология науки в культурно – историческом подходе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
1.Философия модернизма. Становление неклассического типа научной рациональности…………………………………………………………………. 4
2. Общенаучный уровень методологии и неклассическая психология…….. 8
3. Методы неклассической психологии………………………………………. 18
4. Выводы………………………………………………………………………. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 31
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………… 32
4. Выводы
Третья глобальная научная революция, произошедшая на рубеже XIX - XX вв, была связана с преобразованием классической науки и ее стиля мышления и становлением нового, неклассического естествознания. Этому не мало способствовали научные открытия в различных областях знаний (физика, кибернетика, биология и пр.). Практически все представители неклассической философии (Маркс, Кассирер, Риккерт, Виндельбанд, Вебер, Фрейд, Ницше и др.) в различных формах реализовывали идею о включенности познающего субъекта в мир, который он познает, и о том, что свойства познаваемых объектов определяются тем, как эти объекты участвуют в деятельности человека. В эпоху неклассической науки ведущее значение приобрели проблемы "активности" научных теорий, их включенности в структуру научного метода, это приводит к тому, что метод становится все более эффективным в изучении разнообразных фрагментов действительности.
Процесс становления общенаучного уровня методологии в неклассической психологии происходил на основе принципов объективности, развития, историзма и системного подхода. На сам процесс становления существенное влияние оказали содержательные научные концепции и универсальные концептуальные системы, авторами которых и идейными вдохновителями новых поколений ученых были В.И. Вернадский, А.А. Богданов, Л. фон Берталанфи, Л.С. Выготский, Н.Винер, а также многие активные продолжатели их идей и направлений. Все это значительно расширило и коренным образом повернуло подход к научному познанию практически во всех областях, и в психологии в частности, в совершенно ином, более целостном представлении.
Опыт сопоставления методов различных научных направлений неклассической психологии иллюстрирует новое движение от не знающих содержаний количественных стратегий познания в психологии, к качественным, опирающимся на не измеряемые, но понимаемые и интерпретируемые содержания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, описанные выше исторические тенденции развития психологической науки на рубеже и в ХХ столетии можно рассматривать как разные стороны, или грани единого направления, который был обозначен как неклассический. Общий знаменатель всех описанных тенденций состоит в том, что они знаменуют переход от классического типа научного исследования, характерного для естественных наук, к все более полному и многостороннему учету специфики человека как уникального объекта познания и разработке специфической методологии познания этого объекта.
Очевидно, что классический и неклассический способы построения психологического знания не во всех отношениях жестко альтернативны друг другу, а в чем-то друг друга дополняют. Правомерно говорить о постепенной трансформации психологической науки от классической модели и отходу от нее в пользу все большего признания уникальности человека и его сознания как объекта изучения, что требует разработки иной, гуманитарной методологии. Этот общий вектор складывается из ряда более частных и конкретных векторов, обозначающих направления, в которых классическая модель психологической науки претерпевала изменения в разных конкретных психологических подходах.
ЛИТЕРАТУРА