Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 17:34, курсовая работа
В данной работе ставится цель рассмотреть особенности развития науки на фоне смены типов рациональности, уделяя при этом особое внимание неклассическому этапу развития, а в данном контексте становлению неклассической психологии. Также проследить, каким образом смена этапов научного познания отразилась на психологии, в частности, каким образом изменилась методология науки в культурно – историческом подходе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
1.Философия модернизма. Становление неклассического типа научной рациональности…………………………………………………………………. 4
2. Общенаучный уровень методологии и неклассическая психология…….. 8
3. Методы неклассической психологии………………………………………. 18
4. Выводы………………………………………………………………………. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 31
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………… 32
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления»
Факультет психологии
Кафедра общей и прикладной психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Методологические проблемы психологии»
Тема: «Становление неклассической психологии»
Выполнил:
магистрант заочной формы обучения
1 курса
Научный руководитель:
к.пс. н., доцент
Иркутск, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Философия модернизма. Становление
неклассического типа научной
рациональности…………………………………………
2. Общенаучный уровень методологии и неклассическая психология…….. 8
3. Методы неклассической психологии………………………………………. 18
4. Выводы………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Наука, как и любое другое направление человеческой деятельности, является динамично и непрерывно развивающимся явлением. Развитие науки проявляется не только в обретении и накоплении новых знаний о мире, но и в смене самих принципов и методов получения этих знаний. В процессе своего развития методология науки прошла ряд этапов, последовательно сменявших друг друга.
Каждый из этих этапов имеет свои особенности. В данной работе ставится цель рассмотреть особенности развития науки на фоне смены типов рациональности, уделяя при этом особое внимание неклассическому этапу развития, а в данном контексте становлению неклассической психологии. Также проследить, каким образом смена этапов научного познания отразилась на психологии, в частности, каким образом изменилась методология науки в культурно – историческом подходе.
В течение довольно длительного времени господствовало представление о том, что развитие науки происходит путем постепенного, непрерывного накопления все новых и новых научных истин. Подобная точка зрения не учитывала целостной картины развития науки, в которой на протяжении более длительных стадий происходит ревизия прежних ее понятий, принципов и концепций. В конечном итоге подобная ревизия начинает носить радикальный характер, что, по сути, и является научной революцией.
В истории развития естествознания можно выделить три научных революции: 1-я революция (аристотелевская) произошла в VI - IV вв. до н.э. в познании мира; в результате и появилась на свет наука; 2-я глобальная научная революция (ньютоновская) пришлась на XVI - XVIII вв. Её исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической; 3-я революция (эйнштейновская) произошла на рубеже XIX - XX вв.
Третья глобальная научная революция была связана с преобразованием классической науки и ее стиля мышления и становлением нового, неклассического естествознания. В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция революционных перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникает кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира.
Следует отметить, что физика как ведущая отрасль всего естествознания с этого периода играет роль стимулятора по отношению к другим отраслям естествознания. После исследований в области квантовой физики новый феномен не укладывался в ньютоновское понимание вещества, материи. Объяснение этому явлению дал А.Эйнштейн [9], который в своей теории относительности (1905) доказал, что материя, пространство и время взаимосвязаны. Ньютоновская картина мира с абсолютным пространством и абсолютным временем была окончательно отвергнута: по Эйнштейну, время при скоростях, близких к скорости света, замедлялось, а пространство могло искривиться. Работы ученого получили всемирную известность.
Развитие квантово-релятивистской физики, биологии и кибернетики было связано с включением новых смыслов в категории части и целого, причинности, случайности и необходимости, вещи, процесса, состояния и др. В принципе можно показать, что эта "категориальная сетка" вводила новый образ объекта, который представал как сложная система. Представления о соотношении части и целого применительно к таким системам включают идеи несводимости состояний целого к сумме состояний его частей. Важную роль при описании динамики системы начинают играть категории случайности, потенциально возможного и действительного. Причинность не может быть сведена только к ее лапласовской формулировке - возникает понятие "вероятностной причинности", которое расширяет смысл традиционного понимания данной категории. Новым содержанием наполняется категория объекта: он рассматривается уже не как себетождественная вещь (тело), а как процесс, воспроизводящий некоторые устойчивые состояния и изменчивый в ряде других характеристик.
В процессе всех
этих революционных
Переход от классического к неклассическому естествознанию был подготовлен изменением структур духовного производства в европейской культуре второй половины XIX - начала XX в., кризисом мировоззренческих установок классического рационализма, формированием в различных сферах духовной культуры нового понимания рациональности, когда сознание, постигающее действительность, постоянно наталкивается на ситуации своей погруженности в саму эту действительность, ощущая свою зависимость от социальных обстоятельств, которые во многом определяют установки познания, его ценностные и целевые ориентации.
Отсюда следует, что неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутри научными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).
Неклассическая парадигма исходила из представления, что нет какого-то "абсолютного" научного метода типа декартовского или ньютоновского и что знания об объектах должны учитывать характер методов и средств исследования. Так, В. Гейзенберг подчеркивал, что ответ природы на вопрос исследователя зависит не только от её устройства, но и от способа постановки вопроса [5].
В эпоху неклассической науки ведущее значение приобрели проблемы "активности" научных теорий, их включенности в структуру научного метода. Научный метод можно определить как теорию в действии по приобретению новых знаний. Включенность теории в структуру научного метода приводит к тому, что метод становится все более эффективным в изучении разнообразных фрагментов действительности.
Для методов неклассической науки характерны прежде всего вероятностные, статистические подходы, которые преобразуют само видение мира, содержат больше внутренних возможностей для репрезентации свойств и закономерностей бытия, нежели теоретические системы, построенные на базе принципиально жесткого детерминизма.
Реформируются также идеалы и нормы обоснованности научного знания. Так обоснование в науках предполагает здесь выяснение связей между исторически сменяющими друг друга научными теориями. Принятие неклассической наукой новых идеалов и норм исследования обеспечило принципиальную возможность существования также объектов исследования нового типа – саморегулирующихся систем.
При рассмотрении философских
оснований неклассической науки выделяются
экзистенциально-
Практически все представители неклассической философии (Маркс, Кассирер, Риккерт, Виндельбанд, Вебер, Фрейд, Ницше и др.) в различных формах реализовывали идею о включенности познающего субъекта в мир, который он познает, и о том, что свойства познаваемых объектов определяются тем, как эти объекты участвуют в деятельности человека.
Важным представляется учение Э. Маха, об относительности применявшихся в науке фундаментальных представлений о реальности и принципов, фундирующих ее существование [8].
Важными философскими течениями, обозначившими переход к логике неклассической рациональности стали конвенционализм и эмпириокритицизм.
Представители конвенционализма поставили проблему вненаучности принятия отдельных онтологических постулатов науки. В свою очередь в рамках эмпириокритицизма решалась проблема эмпирического обоснования научных абстракций с целью отделения вненаучных вымышленных понятий от эмпирически обоснованных.
Философские концепции, являющиеся методологической основой неклассической науки в значительной большей степени, чем классические философские концепции оказывали неопосредованное воздействие на становление психологических теорий и подходов (Dasein –анализ Л.Бинсвангера и Dasein-аналитика М.Босса; культурно-историческая психология Л.С. Выготского, деятельностный подход С.Л. Рубинштейн и др.). Отдельно следует сказать о психологических подходах, включающих в свою структуру самостоятельно сконструированные неклассические философские представления и концепции (например, концепция З. Фрейда) [2].
2. Общенаучный
уровень методологии и
Методология науки - специфическая область знания, занимающая промежуточное положение в иерархии познавательных сфер между конкретными науками и философией. Поэтому методология наук не входит специально в предмет исследования конкретных научных дисциплин.
Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учения об этой системе. Метод (с греч. путь, исследование) - способ достижения определенных целей, совокупности приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. Хотя методология вырабатывает общие подходы и принципы, она не дает готовый рецепт нового знания. Она указывает на возможные варианты решения проблемы и на тупиковые пути. Методология, как учение о познавательной деятельности, может выражаться в двух основных формах: дескриптивной и нормативной. Дескриптивная методология - это история отношения научного знания. Ее называют также первичным уровнем рефлексии или самосознания определенной науки. Нормативная методология - учение об общезначимых путях познавательной деятельности, сформулированных в форме методологических принципов. Нормативная методология рассматривается как феномен явного самосознания науки, явная рефлексия. Существуют еще понятия «протометодология». Это интуитивный выбор пути познания, на основе индивидуального познавательного опыта. Различают еще формальную и содержательную методологию. Предмет формальной методологии - это язык и логика научного познания. Формальная методология в основном занимается решением проблем обоснования научного знания. Она характерна для позитивизма и неопозитивизма. Предмет содержательной методологии - это зарождение нового знания и его рост. Она характерна для постпозитивизма. В методологии можно выделить три уровня: философский, общенаучный, частнонаучный.
Особое место в разработке проблем методологии принадлежит Сократу, Платону и Аристотелю. Если раньше понятие методология охватывало преимущественно совокупность представлений о философских основах научно-познавательной деятельности, то теперь ему соответствует внутренне-дифференцированная и специализированная область познания.
Надо заметить, что большая важность для человека освоения принципов (методов) по сравнению с освоением знаний как некой суммы отмечалась многими мыслителями, которые так или иначе говорили, что многознанье не есть необходимый признак мудрости.
Объяснительных принципов, как и базовых категорий, реализуемых в психологических теориях, достаточно много. Но только часть их претендует на статус общих принципов психологии. В качестве принципов психологии выступают наиболее общие направления построения психологических объяснений.
Принцип объективности рассмотрения предмета предполагает сосредоточение на познании собственной сути данного предмета, его природы, характера, объективной логики его существования, функционирования, развития. Этот принцип задает целый ряд глубинных, сущностных ориентиров исследования. Во-первых, он определяет необходимость всестороннего исследования предмета, учета его связей и отношений с другими предметами, состояний и качеств, порождаемых данными связями. Во-вторых, объективность рассмотрения предполагает исторический анализ предмета, рассмотрение его в развитии. В-третьих, этот принцип требует выделения главных сторон и связей предмета, в наибольшей степени определяющих его состояние, характер существования и развития. В-четвертых, объективность рассмотрения предполагает учет конкретного состояния и особенностей предмета (места, времени, конкретной обстановки и др.). В-пятых, объективность предполагает представление предмета как целостной, развивающейся системы, разрешающей актуальные противоречия в заданных условиях среды. Системное представление предмета объединяет в себе и синтезирует предшествующие ориентиры познания (всесторонность, историчность, выделение главного и др.), означая высшую, интегративную ступень объективного познания.
Важным является принцип историзма, который требует рассматривать объект в его развитии, самодвижении, изменении, т.е. изучать его возникновение, переходы от одних стадий развития к другим вплоть до настоящего времени, с тем, чтобы предсказывать его будущие состояния. Принцип историзма является следствием принципа всеобщего развития. Действительно, если все в мире находится в движении, изменении, то для того чтобы познать то или иное явление, нужно изучить процесс его изменения, его развития.