Сравнительный анализ развития мышления на разных этапах онтогенеза

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:13, контрольная работа

Краткое описание

Человек много знает об окружающем его мире. Он знает химический состав далеких звезд, ему знаком мир элементарных частиц, он познает законы высшей нервной деятельности, он знает о существовании рентгеновских лучей, ультразвуков, хотя не имеет возможности воспринимать все это. Человек отражает в сознании не только предметы и явления, но и закономерные связи между ними

Оглавление

1. введение; стр.1
2. проанализировать развитие мышления ребенка; стр.1
3. дать характеристику развития мышления в раннем детстве.; стр.2
4. дать характеристику развития мышления в младшем и среднем дош-кольном возрасте; 2
5. дать характеристику развития мышления в раннем школьном возрас-те; стр.11
6. Средний и старший школьный возраст; стр.11
7. Заключение; стр.11
8. Список использованной литературы. стр.12

Файлы: 1 файл

контроль. Возр. псих.1 лето.docx

— 40.59 Кб (Скачать)

В конце  младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков», или «мыслителей», которые легко решают учебные  задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность  и практические действия, и «художников», с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

В процессе обучения у младших школьников формируются  научные понятия. Оказывая крайне важное влияние на становление словено-логического  мышления, они, тем не менее, не возникают  на пустом месте. Для того чтобы их усвоить, дети должны иметь развитые житейские понятия - представления, приобретенные в дошкольном возрасте и продолжающие спонтанно появляться вне стен школы на основе собственного опыта каждого ребенка. Житейские  понятия - это нижний понятийный уровень, научные - верхний, высший, отличающийся осознанностью и произвольностью.

По выражению  Л.С. Выготского, «житейский понятия  прорастают вверх через научные, научные понятия прорастают вниз через житейские». Овладевая логикой  науки, ребенок устанавливает соотношения  между понятиями, осознает содержание обобщенных понятий, а это содержание, связываясь с житейским опытом ребенка, как бы вбирает его в себя. Научное  понятие в процессе усвоения проходит путь от обобщения к конкретным объектам.

Овладение в процессе обучения системой научных  понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного, или теоретического, мышления. Теоретическое мышление позволяет  ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и  связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит  от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения.

6. Средний и старший  школьный возраст.

Школьникам  в среднем и старшем возрастах  становятся доступны более сложные  познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется  диапазон их переноса и применения в различных новых ситуациях. Совершается переход от понятийно - конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.

Интеллектуальное  развитие ребенка характеризуется  закономерной сменой стадий, в которой  каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. С возникновением новых  форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются. Так, наглядно-действенное мышление, характерное для дошкольников, приобретает новое содержание, находя, в частности, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-технических задач. Словесно-образное мышление также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразительного искусства, музыки.

7. Заключение

В процессе развития мыслительной деятельности ребенка  происходит переход от оперирования практическими действиями в решении  наглядно данной конкретной задачи к  умственным внутренним, ввернутым действиям. При этом практическое действие не исчезает, не отменяется, а продолжает оставаться в резерве и выступает  при решении новых, трудных задач. С переходом мышления во «внутренний  план» изменяются и выполняемые  ребенком практические действия, они  теряют поисковый, проблемный характер, превращаясь в действия исполнительные.

Словесные формы мышления проявляются у  детей дошкольного возраста. Они  выступают в виде простых суждений ребенка, в операции сравнения, в  выводах и вопросах, которые он ставит сначала взрослым, а затем  и самому себе. Суждения двух-, трехлетних детей имеют форму констатации  какого-то нового факта или связей, установленных ребенком в наблюдаемых  вещах. Развитие выражается в том, что  изменяется содержание, которым оперирует  ребенок. От наглядно данного, конкретного, а потому всегда единичного факта  ребенок переходит к оперированию представлениями о нем, а затем  и ко все более обобщенным понятийным знаниям.

Развитие  сказывается и в овладении  методом мышления, причем не только отдельными операциями и формами (равнение, классификация, умозаключение), но и  общим методом аналитико-синтетической  деятельности. Освоение метода выражается в образовании специальных умственных умений воспринимать любую конкретную задачу как выражение общих зависимостей, «прицельно» вести ее анализ и, целенаправленно, избирательно используя имеющиеся  в опыте знания, приемы и способы  действия, успешно ее решать.

Высокоорганизованная, систематически осуществляемая и результативная умственная деятельность учащихся, принося  им чувство большого удовлетворения, обеспечивает развитие познавательного  отношения ребенка к окружающему. В этой деятельности формируется  ум ребенка и его познавательные интересы.

8. Список использованной литературы

1. Дарвиш  О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. Вузов, обучающихся  по специальности «Педагогика  и психология» / О.Б.Дарбиш; под  ред. В.Е. Клочко. - М.: Изд - во  ВЛАДОС - ПРЕСС, 2005.: ил. - (учебное пособие  для вузов).

2. Кулагина  И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная  психология: Полный жизненный цикл  развития человека. Учебное пособие  для студентов высших учебных  заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Люблинская  А.А. Детская психология. Учебное  пособие для студентов педагогических  ин - тов. М., «Просвещение», 1971.

4. Мухина  В.С. Возрастная психология: феноменология  развития, детство, отрочество: Учебник  для студ. вузов - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

5. Першина  Л.А. возрастная психология: Учебное  пособие для вузов. - 2-е изд. - М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005. - («Gaudeamus»).

6. Шаповаленко  И.В. Возрастная психология (Психология  развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005.

Информация о работе Сравнительный анализ развития мышления на разных этапах онтогенеза