Сравнительный анализ естественно-научной и культурно-исторической традиции в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 08:27, практическая работа

Краткое описание

Культурно-историческая и естественнонаучная парадигмы являются фундаментальными в психологии и отражают результат всего ее развития.
Естественно-научная парадигма – совокупность общих принципов познания, предполагающих видение предмета познания как материального объекта – независимого от сознания исследователя. Объект изучается как образование независимое от познающего разума и самих процедур познания (объективно), вне контекста взаимодействия с сознанием человека. Главной задачей естественно-научного познания является редукция предмета исследования до элементарных форм, описываемых конкретными объективными законами.

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ естественно-научной и культурно-исторической традиции в психологии.docx

— 14.61 Кб (Скачать)

    Сравнительный анализ естественнонаучной и культурно-исторической традиции в психологии. 

    Культурно-историческая и естественнонаучная парадигмы  являются фундаментальными в психологии и отражают результат всего ее развития.

    Естественно-научная парадигма – совокупность общих принципов познания, предполагающих видение предмета познания как материального объекта – независимого от сознания исследователя. Объект изучается как образование независимое от познающего разума и самих процедур познания (объективно), вне контекста взаимодействия с сознанием человека. Главной задачей естественно-научного познания является редукция предмета исследования до элементарных форм, описываемых конкретными объективными законами. Основные способы познания – высокоформализованные эмпирические и, в первую очередь, экспериментальные методы исследования.

    Психология  развивалась под сильным воздействием естественных наук. Преобразование предметной области исследований (душа, явление сознание, поведение, деятельности) происходило в значительной степени под влиянием естественных наук. Развитие естественнонаучной парадигмы привело к созданию функционализма, бихевиоризма. С ориентацией на естествознание связано выделение психологии в самостоятельную науку.  Ориентация на историю, социологию поставило вопрос о специфике психологии, исключения ее из естественных наук и включению только в культурно-исторический контекст. Л.С. Выготский, исследуя причины кризиса в психологии, обнаружил, что во всех современных ему концепциях развития психики подход в рамках естественнонаучной традиции является ошибочным. Данный подход он назвал "натуралистическим", "биологизаторским", пытающимся "выстроить в один ряд психологическое развитие животного и развитие ребенка". Этому подходу Л.С. Выготский противопоставил свою культурно-историческую концепцию развития. Таким образом, возникла новая научная парадигма. Однако культурно-историческая парадигма в психологии – это не только концепция Л.С.Выготского, но и исследования К.Юнга, Э.Эриксона, традиции французской социологической и психологической школ, современные культурно-антропологические и этнопсихологические подходы и т.п.

    Естественнонаучная  парадигма является фундаментальной  для классической психологии, в то время как неклассическая психология опирается на культурно-историческую парадигму.

    В рамках культурно-исторической традиции большую роль отводят проблеме культуры в психическом развитии как в филогенезе (антропогенезе и последующей истории), так и в онтогенезе. По мнению М.С.Гусельцевой, культурно-историческая парадигма связывает довольно «разношерстные» сферы познания, простираясь от абстрактных культурологических теорий до отдельных полевых исследований. Эта парадигма также объединяет встречные движения: от психологии к историческим наукам и от гуманитарных наук к психологии. Одни направления делают акцент на изучении социализации (французская социологическая школа, Л.С.Выготский), другие – на индивидуализации (петербургская школа медиевистики, А.Я.Гуревич).

    Рассмотрим  некоторые принципиальные различия естественнонаучной и культурно-исторической традиций на примере учений о развитии ребенка.

    Согласно  естественнонаучной парадигме условиями развития ребенка является наследственность и среда. В разных концепциях придается определяющее значение либо фактору наследственности, либо фактору среды. Пиаже добавляет новый фактор – равновесия. Условия развития в культурно-исторической парадигме морфофизиологические особенности мозга и общение и обучение.

  Источником развития в рамках естественнонаучной традиции является природа ребенка. Так, по мнению Ж.Пиаже, развитие надо понимать как саморазвитие, а в психоанализе движущей силой является влечение, либидоносная энергия. В культурно-исторической парадигме в качестве источника развития высших психических функций выступает среда. По мнению Л.С.Выготского,  человек социальное существо, вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые возникли в результате развития всего человечества.

     Сторонники  естественнонаучной парадигмы понимают форму развития как приспособление, адаптацию ребенка к окружающей его среде. По культурно-исторической парадигме, развитие осуществляется в форме освоения накопленного опыта. Человек не адаптируется, а осваивает. С точки зрения культурно-исторической парадигмы психическое развитие происходит с помощью взаимодействия идеальной и реальной формы. Когда ребенок появляется на свет, культура уже есть, и она взаимодействует с ребенком. 
 
 
 
 
 

Выполнила: Сухотина Елена,

магистрант 1 года обучения,  гр. П- 101 (М)

Информация о работе Сравнительный анализ естественно-научной и культурно-исторической традиции в психологии