Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 08:27, практическая работа
Культурно-историческая и естественнонаучная парадигмы являются фундаментальными в психологии и отражают результат всего ее развития.
Естественно-научная парадигма – совокупность общих принципов познания, предполагающих видение предмета познания как материального объекта – независимого от сознания исследователя. Объект изучается как образование независимое от познающего разума и самих процедур познания (объективно), вне контекста взаимодействия с сознанием человека. Главной задачей естественно-научного познания является редукция предмета исследования до элементарных форм, описываемых конкретными объективными законами.
Сравнительный
анализ естественнонаучной
и культурно-исторической
традиции в психологии.
Культурно-историческая и естественнонаучная парадигмы являются фундаментальными в психологии и отражают результат всего ее развития.
Естественно-научная парадигма – совокупность общих принципов познания, предполагающих видение предмета познания как материального объекта – независимого от сознания исследователя. Объект изучается как образование независимое от познающего разума и самих процедур познания (объективно), вне контекста взаимодействия с сознанием человека. Главной задачей естественно-научного познания является редукция предмета исследования до элементарных форм, описываемых конкретными объективными законами. Основные способы познания – высокоформализованные эмпирические и, в первую очередь, экспериментальные методы исследования.
Психология
развивалась под сильным
Естественнонаучная парадигма является фундаментальной для классической психологии, в то время как неклассическая психология опирается на культурно-историческую парадигму.
В рамках культурно-исторической традиции большую роль отводят проблеме культуры в психическом развитии как в филогенезе (антропогенезе и последующей истории), так и в онтогенезе. По мнению М.С.Гусельцевой, культурно-историческая парадигма связывает довольно «разношерстные» сферы познания, простираясь от абстрактных культурологических теорий до отдельных полевых исследований. Эта парадигма также объединяет встречные движения: от психологии к историческим наукам и от гуманитарных наук к психологии. Одни направления делают акцент на изучении социализации (французская социологическая школа, Л.С.Выготский), другие – на индивидуализации (петербургская школа медиевистики, А.Я.Гуревич).
Рассмотрим некоторые принципиальные различия естественнонаучной и культурно-исторической традиций на примере учений о развитии ребенка.
Согласно естественнонаучной парадигме условиями развития ребенка является наследственность и среда. В разных концепциях придается определяющее значение либо фактору наследственности, либо фактору среды. Пиаже добавляет новый фактор – равновесия. Условия развития в культурно-исторической парадигме морфофизиологические особенности мозга и общение и обучение.
Источником развития в рамках естественнонаучной традиции является природа ребенка. Так, по мнению Ж.Пиаже, развитие надо понимать как саморазвитие, а в психоанализе движущей силой является влечение, либидоносная энергия. В культурно-исторической парадигме в качестве источника развития высших психических функций выступает среда. По мнению Л.С.Выготского, человек социальное существо, вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые возникли в результате развития всего человечества.
Сторонники
естественнонаучной парадигмы понимают
форму развития как приспособление,
адаптацию ребенка к окружающей его среде.
По культурно-исторической парадигме,
развитие осуществляется в форме освоения
накопленного опыта. Человек не адаптируется,
а осваивает. С точки зрения культурно-исторической
парадигмы психическое развитие происходит
с помощью взаимодействия идеальной и
реальной формы. Когда ребенок появляется
на свет, культура уже есть, и она взаимодействует
с ребенком.
Выполнила: Сухотина Елена,
магистрант 1 года обучения, гр. П- 101 (М)