Способы управления чувством страха в экстремальных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:05, доклад

Краткое описание

При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью.

Оглавление

Психология поведения человека в экстремальных ситуациях
Методы профилактики панических реакций
Техники управления страхом
Общие рекомендации гражданам по действиям в экстремальных ситуациях
5 эффективных способов преодоления страха
Литература

Файлы: 1 файл

Способы управления страхом в ЭС.docx

— 36.57 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Магнитогорский  индустриальный колледж им. Н.И. Макарова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад

«Способы  управления чувством страха

в экстремальных  ситуациях» 
 
 

                                                                         Выполнила: студентка гр. ПР-08

                                               Касимова Оксана

                                                              Проверил преподаватель:

                                           Кудрявцев К. Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Магнитогорск  2010

Содержание

  1. Психология поведения человека в экстремальных ситуациях
  2. Методы профилактики панических реакций
  3. Техники управления страхом
  4. Общие рекомендации гражданам по действиям в экстремальных ситуациях
  5. 5 эффективных способов преодоления страха
  6. Литература
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2

Психология  поведения человека в экстремальных ситуациях 

     Вопросы психологии человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать  в целях подготовки населения, спасателей, руководителей к действиям в  экстремальных ситуациях.

При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных  условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его  существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх — это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.

     Страх вызывает у человека неприятные ощущения — это негативное действие страха, но страх — это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком — это остаться живым, продлить свое существование.

     Следует учитывать, что наиболее частыми, значительными  и динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции  на опасность.

     Наибольшую  опасность для человека представляют факторы, которые могут вызвать  его гибель в результате различных  агрессивных воздействий — это различные физические, химические, биологические факторы, высокие и низкие температуры, ионизирующие (радиоактивные) излучения. Все эти факторы требуют различных способов защиты человека и группы людей, т. е. индивидуальных и коллективных способов защиты к которым можно отнести: стремление человека удалиться за пределы действия поражающих факторов (убежать от опасности, защититься экраном и т. д.); энергичная атака человеком источника возможных поражающих факторов для ослабления их действия или уничтожения источника возможных поражающих факторов. 
 
 

Методы  профилактики панических реакций 

  1. Основу профилактики любых психологических явлений  составляет анализ особенностей возникновения  и течения различных форм индивидуальных и коллективных реакций страха (паники).
 
  1. Профотбор лиц  для работы на опасных видах труда  и особенно руководителей производственных коллективов (существуют личности с  повышенным уровнем риска). Накопленный  опыт изучения катастрофических ситуаций позволяет утверждать положение  о наличии лиц (психопатия, нервность), склонных к созданию несчастных случаев  и к неадекватным действиям в  угрожающей ситуации.
 
  1. Обучение проблемам  обеспечения безопасности и воспитательная работа по формированию в сознании людей осторожности, предупреждению и разумному поведению в аварийных  и чрезвычайных ситуациях. Человек, работающий на опасных производствах  должен:
 

- знать свои  обязанности по профилактике  ЧС и нести ответственность  не только за возникновение  несчастных случаев, но и за  характер своих действий при  руководстве массами при пожарах  и других ЧС; 

- иметь психологическую  готовность к действиям в ЧС, сознавать, что взрыв, пожар  или другие явления — это реальная опасность, и быть готовым не только для профилактики или остановки катастрофического процесса, но и для руководства массами людей; 

- знать графики  работы смен и схемы действий  в критических ситуациях; 

- участвовать  не только в деловых играх,  но и в аварийных играх, что  способствует познанию проблемы  и формированию автоматизма действий  в ЧС. 

  1. Основной задачей  в ЧС и во время катастрофы является сохранение спокойствия людей и  быстрая разумная деятельность. Это  достигается информационными средствами и примером действий окружающих лиц. Люди должны знать и понимать, что  народ в условиях давки гибнет.                  3
  2. Руководство массой людей составляет основу профилактики паники. Паническая реакция — это всегда индукция страха, утрата степени сознательного руководства и случайный захват “руководства” действиями людей лицами, находящимися в состоянии страха и действующими бессознательно, автоматически. Эти лица яркостью поступков и речи (крики) возбуждают окружающих и фактически увлекают за собой лиц, находящихся в связи со страхом в состоянии суженного сознания и действующих автоматически без оценки сложившейся ситуации. В состоянии страха люди легко поддаются управлению и могут быть привлечены в условия безопасной и объективной деятельности. Если руководство массой осуществляется сознательной личностью, то люди сохраняют способность разумных действий и защиты своей жизни.
 
  1. Особую роль в профилактике страха осуществляет деловая занятость (должность) человека и демонстрация организованности действий окружающих лиц. “Действие спасает  от страха. Оно спасает и от страха , и от слабостей, даже от холода и  болезней” (Антуан де Сент-Экзюпери). Так, солдаты, привлеченные спасать детей  при повторных толчках землетрясения, не испытывали страха в отличие от ничем не занятых людей (Ленинакан).
 
  1. В острой ситуации или угрожающей обстановке необходимо убирать (фиксировать) людей, способных  индуцировать страх и вовлечь  людей в опасную деятельность. Их влияние на окружающих должно быть приостановлено, так как может  произойти индукция (передача) их действий массе людей.
 
  1. В структуре  руководства массой людей большую  роль играет система оповещения: громкоговорящее  оповещение, световые и звуковые сигналы, указатели выходов, направления  движения и другие средства.

    Громкоговорящее оповещение населения (громкоговорители на улицах, в помещениях) позволяет  обеспечить безопасность поступков  лиц, находящихся в кризисной (катастрофической) ситуации. Сообщается об опасности  пользования лифтом (остановка и  невозможность его покинуть) и  даются указания о действиях по защите и выходу из опасной зоны и т. Д. 
     
     
     
     
     
     
     

Техники управления страхом 
 

     Страх нельзя, да и не надо побеждать. Но можно им управлять. Существует ряд достаточно эффективных техник управления страхом. Хотя ни одну из них нельзя считать идеальной или универсальной, в руках опытных психотерапевтов они становятся полезными инструментами для лечения пациентов, страдающих фобиями. 

Десенситизация. 

     Данная  техника разработана Уолпом (Wolpe, 1969). Она направлена на снижение индивидуальной чувствительности к тем объектам и ситуациям, которые вызывают у  человека страх, и предполагает обучение релаксации при неоднократном представлении  устрашающих стимулов. Сначала пациента обучают приемам расслабления мышц лица, шеи, тела. Дело в том, что у  людей, страдающих фобиями, каждая из этих групп мышц либо хронически напряжена, либо напрягается в ситуации страха.

     Когда у пациента вырабатывается способность  к полному мышечному расслаблению, терапевт путем клинического интервью выявляет круг ситуаций, вызывающих у  пациента страх. С помощью пациента эти ситуации ранжируются по степени  убывания устрашающего эффекта. Затем, когда пациент находится в  состоянии полного мышечного  расслабления, терапевт просит его  представить наименее пугающую ситуацию. Данная процедура длится до тех пор, пока человек не научится оставаться полностью 

     4

расслабленным в момент мысленного «проживания» пугающей ситуации, после чего эта же процедура  повторяется для следующей, более  страшной ситуации.

     Отдельные модификации данной техники предполагают когнитивную инструкцию и градуированную практику переживания страха вне  терапевтической ситуации. 

Имплозивная терапия, или терапия  «взрыва». 

     При использовании этой техники пациента просят представить наиболее травмирующие события из его жизни. Круг этих событий  выявляется с помощью специальных  диагностических опросов. В сообщениях об использовании этой техники отмечается, что пациенты в ходе терапии переживают экстремальный страх или сильнейшую тревогу, отсюда и происходит название метода — имплозивная (взрывная) терапия. Согласно этим же сообщениям, данная техника  оказывается достаточно эффективной  для некоторых пациентов. Однако механизмы ее действия пока не исследованы. 
 

Моделирование. 

     Эта техника предполагает наблюдение за опытом чужого переживания и его  имитацию. Терапевт, друг пациента или  кто-то из близких ему людей демонстрируют  модель бесстрашного поведения в  ситуациях, которые пугают пациента, моделируют способы взаимодействия с пугающим объектом. Именно этой техникой пользуются родители, когда показывают ребенку пример бесстрашия, демонстрируют  ему, каким образом следует реагировать  на опасность и противостоять  ей. 

Техники взаиморегуляции  эмоций. 

     Как и любая другая эмоция, страх может  ослабнуть или даже отступить  под воздействием другой эмоции. Если пугающий объект или ситуация способны вызвать у вас злость, то вы скорее всего не испытаете сильного страха. Вероятно, не последнюю роль здесь  играет гневная экспрессия (Izard, 1990). Для того чтобы научиться контролировать страх, нужно тренировать в себе способность к переживанию и  выражению эмоций, противостоящих страху, как положительных так и «отрицательных». Такая тренировка оказывается эффективной, если производится в ситуациях, аналогичных той, которая пугает человека. 
 

     Все вышеописанные техники управления страхом в равной степени применимы  и к состоянию тревоги, поскольку  ключевой эмоцией в данном состоянии  является страх. 
 
 
 

Общие рекомендации гражданам  по действиям в  экстремальных ситуациях 

    1. Терроризм  

             Для предотвращения возможного террористического акта или уменьшения его последствий необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

- не трогайте в вагоне поезда (электрички, трамвая, троллейбуса, автобуса) подъезде дома или на улице (рынке, в общественных местах и т.д.) бесхозные пакеты (сумки, коробки и т.д.) и не подпускайте к ним других. Сообщите о находке сотруднику милиции;

- в присутствии террористов не выражайте свое неудовольствие, воздержитесь от резких движений криков, стонов;

- при угрозе применения террористами оружия ложитесь на живот, защищая голову руками, дальше от окон, застекленных дверей, проходов, лестниц;

5

- в случае ранения двигайтесь как можно меньше - это уменьшит кровопотерю;

Информация о работе Способы управления чувством страха в экстремальных ситуациях