Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:41, контрольная работа
Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII—XIX вв., отчасти является употребляемым и в настоящее время.
1.Способности, их виды, развитие способностей 3
2 Внимание, его функции, физиологическая основа и связь с другими
познавательными процессами 5
3 Стресс и его значение в жизни человека 7
4 Виды социальных групп и их характеристики 11
5 Методы и формы обучения 13
Библиографический список 17
Обсуждение изучаемого материала — метод обучения, предполагающий активное взаимодействие и влияние преподавателя и учащегося друг на друга:
беседа — предполагает наличие у учащихся определенного запаса эмпирических знаний, необходимых и достаточных для компетентного участия в обсуждении вопроса, для обобщений, выводов, движения к истине;
классно-групповое занятие — осуществляется в составе группы, когда все учащиеся принимают в нем непосредственное участие (например, дискуссия);
семинар - организация творческого обсуждения проблемы. В период подготовки семинарского занятия особое внимание обращается на определение литературы, необходимой для изучения, выделение основных проблем, в которых надо глубоко разобраться, выявление степени подготовленности учащихся и их возможностей. Перед проведением семинара преподаватель продумывает вступительную, основную и заключительную части занятия, а также дополнительные вопросы, средства наглядности, практические задания.
Демонстрация — метод обучения, строящийся на основе показа обучающимся в целостности и деталях реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов в целях их аналитического рассмотрения и обсуждения связанных с ними различных проблем. С ее помощью расширяется кругозор учащихся, психологически облегчается процесс усвоения знаний, создается чувственно-эмпирическая основа познания при изучении всех предметов учебного плана.
Обычно различают: личную демонстрацию преподавателем определенных действий и поведения; показ с помощью специально подготовленных учащихся; демонстрацию изобразительных средств наглядности; демонстрацию диапозитивов, кинофильмов, телепередач; воспроизведение звукозаписи.
Демонстрация предполагает подготовку учащихся к пониманию сути показываемого, формирование у них установки на целенаправленное восприятие учебного материала, т. к. средства наглядности часто одновременно несут в себе огромный объем информации.
Упражнение — метод обучения, предполагающий многократное, сознательное повторение умственных и практических действий с целью формирования, закрепления и совершенствования необходимых навыков и умений. Функция метода упражнения заключается в том, чтобы преобразовать часть знаний учащегося в навыки и умения, сформировать у него готовность к умелым практическим действиям, воспроизводящей и творческой активности в различных условиях.
Преподаватель показывает образцы творческого подхода к делу, после чего учащийся включается в целостное исполнение упражнения. В заключительной стадии работы учитель и учащиеся обсуждают и анализируют успехи, корректируют свою деятельность, вносят поправки. Систематическое выполнение упражнений укрепляет волю учащихся, воспитывает настойчивость, упорство, прилежание, самообладание.
Упражнения разнообразны. В зависимости от особенностей учебного процесса, характера формируемых навыков и умений они делятся на физические, специальные и комплексные. В зависимости от характера и степени влияния на формирование навыка (умения) упражнения бывают вводные или подготовительные (при первоначальной отработке навыка и его элементов), основные (отработка действия в целом), тренировки (устанавливающие уровень подготовки школьника и поддерживающие, совершенствующие этот уровень).
Самостоятельная работа — важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полученных знаний, навыков, умений и при подготовке к занятиям. Существуют следующие виды самостоятельной работы:
работа с печатными источниками включает в себя: а) ознакомительное чтение учебника в сравнительно быстром темпе с целью получить общее представление о содержании и выделение материала, относящегося к интересующему вопросу; б) повторное, сравнительно медленное чтение, расчленение текста на смысловые части, выделение основных положений, аргументаций автора, изучение схем, таблиц, чертежей; г) конспектирование изучаемого текста с тем, чтобы зафиксировать основные положения, более глубоко и прочно их уяснить и закрепить в памяти. Текст книги можно считать изученным, если обучаемый может воспроизвести основные ее положения и найти им практическое применение.
самостоятельный поиск представляет собой вид самостоятельной работы, который позволяет преподавателю, опираясь на имеющийся у учащихся багаж знаний, умений и навыков, на их индивидуальные способности, ставить перед ними творческую поисковую задачу, консультировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе ее результаты. Обучающий результат самостоятельного поиска проявляется в приобретении новых знаний, расширяющих общий и профильный кругозор учащихся, в овладении ими первичными исследовательскими навыками.
самостоятельный просмотр и прослушивание учащимися теле-, радиопередач также весьма эффективен, если преподаватель организует и контролирует этот процесс.
Форма обучения — целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Она реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов.
Учебно-плановые формы обучения (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен и др.) имеют обучающее и воспитательное значение, способствуют формированию мировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкретных учебных дисциплин, выработку определенных навыков и умений.
Система внеплановых форм обучения (бригадно-лабораторные занятия, консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и вспомогательным программам) позволяют совершенствовать знания школьников, расширять их кругозор.
Вспомогательные формы обучения (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство) обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, способствуют как преодолению отставания отдельных учащихся и их групп от требований единого уровня общего образования, так и ускоренному продвижению успешно осваивающих учебную программу школьников.
Многообразие и разнообразие форм обучения порождают богатство условий для умственной, трудовой и игровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс психических процессов ученика.
Функции форм обучения сложны и многообразны:
обучающе-образовательная – позволяет создать наилучшие условия для передачи учащимся знаний, умений, навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни;
воспитательная — способствует активному проявлению всех духовных сил учащихся;
организационная — требует от преподавателя четкой организационно-методической подачи материала;
психологическая функция форм обучения состоит в выработке у учащихся определенного биоритма активности, привычки к работе в одно и то же время;
развивающая функция определяет содержательную форму учебных занятий в совокупности с активными методами обучения.
интегрирующе-дифференцирующая функция позволяет учащимся обмениваться информацией в практических делах, учиться взаимопониманию и взаимопомощи;
систематизирующая и структурирующая функции состоят в том, что организация обучения требует разбивки всего учебного материала по частям и темам, его обобщения в целом;
комплексирующую и координирующую функции формы обучения выполняют по отношению друг к другу;
стимулирующая функция проявляется с наибольшей силой тогда, когда обучение соответствует особенностям возраста учащихся, специфике развития их психики и организма.
1. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 368 с.
2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. - 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
3. Карпенко Л.А. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
4. Фомин Ю.А. Психология делового общения. – 2 изд., перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2000. – 384 с.
5. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс... – Мн.: Высш. шк., 1986. – 206 с.
6. Методические указания, задания для контрольной работы и программа изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» для студентов всех специальностей БГУИР заочной формы обучения / Сост. И.Г.Шупейко, А.Ю.Борбот. – Мн.: БГУИР, 2002. – 56 с.
2