Способности, внимание, стресс. Виды социальных групп и их характеристики. Методы и формы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:41, контрольная работа

Краткое описание

Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII—XIX вв., отчасти является употребляемым и в настоящее время.

Оглавление

1.Способности, их виды, развитие способностей 3
2 Внимание, его функции, физиологическая основа и связь с другими
познавательными процессами 5
3 Стресс и его значение в жизни человека 7
4 Виды социальных групп и их характеристики 11
5 Методы и формы обучения 13
Библиографический список 17

Файлы: 1 файл

контрольная по психологии.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

3 СТРЕСС И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

 

Наше время - это время стрессов и страстей. Их провоцируют не только личные, семейные беды и неурядицы, но и кризис в экономике, угроза безработицы, бешеные скачки цен, снижение уровня жизни, ломка привычных социальных стереотипов, ряд других факторов, из которых складывается эмоциональный фон нашей жизни.

Первоначально понятие «стресс» возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Позднее стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

Впервые слово «стресс» употребил известный канадский ученый-физиолог Ганс Селье в 1936 г.

Стресс (от англ. «stress» — давление, напряжение) — это состояние психического напряжения, возникающее у человека в трудных условиях под действием внешних раздражителей – стрессоров. Организм отвечает на них реакциями защиты: учащение пульса, повышение артериального давления и т.д. Последствия стрессового воздействия на организм могут быть очень серьезными. Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации
(дистресс). Психическое перенапряжение приводит часто к психосоматическим заболеваниям, таким как гипертония, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма, сахарный диабет. Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса.

Различают физиологические и психологические агрессоры. К физиологическим относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальные температуры (жара, холод) и т.д.; к психологическим - необходимость принятия решения, ответственность за что-то, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности.

Факторы могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительны для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные  и эмоциональные.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузов, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых  решений.

Эмоциональный стресс появляется в конфликтных ситуациях, при угрозах, опасности, обидах и пр. При этом различные его формы (импульсивная, тормозная, генерализованная) приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.

Индивидуальная выраженность стресса определяется в значительной мере осознанием человеком ответственности за себя, за окружающих, его установкой на собственную роль в создавшейся ситуации. На фоне стресса возникает перераспределение резервов организма. Решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач. Нередко в тяжелой стрессовой ситуации человек ведет себя сдержанно, полностью контролирует свое психическое состояние, принимает точные и ответственные решения, однако при этом его адаптационный резерв снижается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям.

Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем три фазы (стадии).

Первая - стадия тревоги. Это фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением, но справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации, без структурных перестроек. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически реакция тревоги проявляется, кок правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени  или селезенки и т.д.

Вторая — сбалансированного расходования адаптационных резервов организма (стадия стабилизации, сопротивления). Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся он нормы реагирование, все как будто бы налаживается.

Однако если стресс продолжается долго, в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья фаза — истощение. На второй и третьей стадиях организм, исчерпав свои функциональные резервы, включает механизмы структурной перестройки. Когда их уже не хватает, возникает истощение.

Разные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних реакция активная - при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела («стресс льва»), а у других реакция пассивная - эффективность их деятельности падает сразу («стресс кролика»).

Психологи и психиатры установили зависимость между соматическими заболеваниями человека и его личностными особенностями, а также психологическим климатом, в котором он живет и работает. Если человек стремится занять в коллективе место, не соответствующее его реальным возможностям, обладает завышенным уровнем притязаний, то он в большей мере подвержен развитию сердечно-сосудистой патологии. Хронические коронарные заболевания гораздо чаще встречаются у людей с выраженной  целеустремленностью, честолюбием и нетерпимостью к своему ближайшему окружению. Установлено, что к гипертонии может привести недооценка личности окружающими. Для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями типична завышенная самооценка, приводящая к таким характерным особенностям, как индивидуализм, неудовлетворенность своим положением в жизни (профессией, должностью), конфликтность, пристрастие к «выяснению отношений». Для больных язвенной болезнью характерны тревожность, раздражительность, повышенная исполнительность и обостренное чувство долга. Эти люди стремятся сделать значительно больше, чем реально могут. Для них типична тенденция к активному преодолению трудностей в сочетании с сильной внутренней тревогой.

Психическое напряжение, неудачи, страх, срывы, чувство опасности являются наиболее разрушительными стрессорами для человека. Они порождают, кроме физиологических изменений, приводящих к соматическим заболеваниям, психические следствия эмоционального перенапряжения - неврозы. Невроз возникает при острейшем информационном дефиците, недостатке сведении о возможности выхода из ситуации, мучительной для человека. Подчёркнутая эмоциональность, свойственная страдающему неврозом, может привести к «бегству в болезнь». Поэтому одним из важнейших средств помощи становится доведение до сознания человека реальной связи между его физическими страданиями и разрешением конфликта.

Для одних людей более характерна активная реакция на стресс, для других - тормозная. При активной реакции мыслительные процессы могут измениться в сторону схематизации, обобщения ситуации, с выделением главных аспектов приложения усилии. Сверхактивная, импульсивная реакция, порождая суетливость и неоправданную спешку, приводит к увеличению количества ошибок при сохранении или даже возрастании темпа деятельности. Тормозная реакция ведет к замедленному выполнению мыслительных операций, повышению инерционности при выработке новых навыков или при переучивании.

Эмоциональное перенапряжение приводит к сужению объема внимания и ухудшению способности его переключения и распределения, тем самым оно ограничивает восприятие полного объема информации. Наблюдаются сдвиги световой чувствительности: при чрезмерном возбуждении повышается чувствительность к красному, цвету и понижается к синему.

К эмоциональному перенапряжению, которое неблагоприятно сказывается на эффективности труда и состоянии здоровья человека, ведет не только недостаток информации. Полная информированность, стереотипность ситуации, порождая чрезмерный автоматизм, привычность, монотонность, устраняя эмоции вообще, становится утомительной для человека, снижает продуктивность его деятельности. Следует иметь в виду, что любимая работа не вызывает быстрого утомления и реже приводит к переутомлению.

 

 

 

4 ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

Социальные группы — это устойчивые общности с определенным количеством людей, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных между собой системой налаженных отношений, регулируемых общими интересами, ценностями и нормами.

Классификация групп очень важна для психологии, поскольку она отражает специфику отношений между людьми.

Большая группа — количественно неограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (классовой принадлежности, пола, возраста, национальности и т.п.) или реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив школы или вуза, предприятия или учреждения).

Предприятия, местные организации, территориальные общности (жителей одного района, города) можно назвать средними социальными группами.

В больших группах  вырабатываются нормы поведения, общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение и массовые движения, которые через посредство малых групп доводятся до сознания каждого индивида.

Малая группа — относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами. Особенностью, отличающей малые группы от сложных и больших групп, является ее относительная «структурная простота». Это означает, что в малых группах имеется, как правило, авторитетный лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если группа официальная), вокруг которого объединены остальные члены группы. При этом размер группы может достигать несколько десятков человек.

Микрогруппы — группы, возникающие внутри малых групп и отличающиеся особой близостью отношений между их членами.

Организованные группы — группы, имеющие четкую организационную структуру и существующие устойчиво длительное время.

В отличие от них неорганизованные группы такой структуры и налаженных отношений не имеют и являются или только что созданными, или существующими непродолжительное время.

Различают также формальные и неформальные группы. Первые функционируют в соответствии с заранее установленными, обычно официально фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами, имеют юридически фиксированный статус, определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов. Неформальные — не имеют юридически фиксированного статуса, складываются на основе личных симпатий и антипатий, могут выступать как изолированные общности или складываться внутри официальных групп, их интересы могут иметь как профессиональную так и внепрофессиональную направленность (например, различные кружки технического творчества, ансамбли, самодеятельность, дружеские компании).

Слаборазвитые — группы, находящиеся на начальном этапе своего существования, в которых отсутствует сплоченность, нет совместной деятельности, способной опосредовать отношения ее участников. Их часто называют диффузными.

Высокоразвитые — группы давно созданные, отличающиеся наличием: единства целей и общих интересов, устойчивой системы отношений, сплоченностью и т.д. Обычно их называют коллективами.

Референтные (эталонные) — группы, на которые люди ориентируются, в своих интересах, симпатиях и антипатиях. Референтные группы делятся на нормативные (выступающие  в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида) и сравнительные (выступающие в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других). Нормативные и сравнительные функции могут выполняться одной и той же группой. Выделяют также «положительные» (с которыми индивид идентифицирует себя и членом которой он хочет состоять)   и  «отрицательные» (вызывающие у индивид неприятие)  референтные группы.  У каждого индивида обычно имеется значительное число референтных групп в зависимости от разных видов отношений и деятельности (например, семья, какой-либо клуб или спортивная секция, дворовая компания, музыкальный ансамбль и т.д.)

Нереферентные (группы членства) — группы, в которых люди реально состоят и трудятся.                                             

Реальные — группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности (например, школьный класс, рабочая бригада, воинское подразделение, семья и т.д.). Наибольшей по величине реальной группой является человечество как историческая и социальная общность людей, объединенная экономическими, политическими и иными связями между различными странами и народами. Наименьшей реальной группой является диада, т.е. два взаимодействующих индивида.

Условные — группы, объединенные по какому-то общему признаку (например, по характеру деятельности, национальности, возрасту, полу и т.д.). Люди, входящие в эту группу, могут не только никогда не встречаться, но и не знать ничего друг о друге, хотя при этом они находятся в определенных, более или менее одинаковых отношениях с другими членами своих реальных групп.

Первичные — группы, в которых осуществляются постоянные личные непосредственные контакты между людьми.

 

5 МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Методы обучения - это способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности учащегося, ведущие последнего от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования.

В зависимости от поставленных дидактических задач применяют следующие методы обучения:

Устное изложение учебного материала — метод обучения, предполагающий монологическое, одностороннее воздействие на учащихся:

рассказ — акцентирует внимание на конкретных фактах, их взаимосвязи и взаимообусловленности, что мобилизует слуховое восприятие, представления и воображение школьника. В процессе рассказа происходит не только усвоение детьми фактов, но и обучение их умению последовательно излагать материал;

объяснение — выявляет сущность изучаемого события или явления, его места в системе связей и взаимозависимостей с другими событиями, явлениями. В процессе объяснения происходит обучение учащихся формально-логическому и диалектическому мышлению, умению аргументировать и доказывать защищаемые положения;

инструктирование — предполагает постановку и достижение задач в ходе обучения, используется для организации деятельности учащихся в процессе занятия; применяется, когда преподавателю необходимо направить учебную деятельность школьников в определенное русло;

лекция — предполагает использование и изложения фактов, и краткого вспомогательного диалога, обеспечивающего диагностику получаемой преподавателем обратной информации о качестве восприятия и усвоения материала слушателями; активизирует познавательную деятельность обучающихся, будит их мысль, приводит к размышлениям над проблемами изучаемой дисциплины, поискам ответов на возникшие вопросы.

Информация о работе Способности, внимание, стресс. Виды социальных групп и их характеристики. Методы и формы обучения