Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:29, контрольная работа
В современном мире каждый руководитель фирмы, отдела или службы ежедневно осуществляет деятельность по управлению сотрудниками, подчинёнными, подразделениями. Иными словами, он выполняет функцию управления.
Введение…………………………………………………………………………………………3
1 Понятие способностей управленческой деятельности……………………………………..4
2 Исследование способности к управленческой деятельности ……………………………..7
3 Анализ и вывод полученных результатов исследования………………………….………..9
Заключение…………………………..…………………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………………………..………11
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Нижегородский
им. Р.Е. Алексеева»
Кафедра менеджмента
Контрольная работа по дисциплине «Психология менеджмента»
на тему: «Способности к управленческой деятельности»
Нижний Новгород
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Понятие способностей управленческой деятельности……………………………………..4
2 Исследование способности
к управленческой деятельности
3 Анализ и вывод полученных
результатов исследования………………
Заключение…………………………..……………………
Список литературы…………………………………
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире каждый руководитель фирмы, отдела или службы ежедневно осуществляет деятельность по управлению сотрудниками, подчинёнными, подразделениями. Иными словами, он выполняет функцию управления.
Управленческая деятельность,
как и любая иная деятельность,
может характеризоваться разным
уровнем ее качественных параметров,
выполняться с большей или
меньшей эффективностью. Это определяется
многими факторами, но в первую очередь
зависит от тех личностных и профессиональных
качеств руководителя, необходимость
в которых определяется содержанием
и характером управленческой деятельности.
Иными словами, главными факторами
ее эффективности выступают
Вместе с тем в основном из-за сложности управленческой деятельности эта проблема остается в настоящее время все еще недостаточно изученной, а вопрос о составе и структуре управленческих способностей в должной мере не решенным. Практическая значимость этого вопроса очевидна и связана с тем, что только на основе его решения возможна разработка научно обоснованных и конструктивных процедур отбора управленцев, а также их аттестация, подготовка. В настоящее время, однако, существует лишь ряд, как правило, слабо согласующихся друг с другом подходов к разработке данной проблемы.
Трудности изучения управленческих способностей связаны еще и с тем, что сама категория способностей является одной из наиболее сложных в психологии, раскрыта все еще не в полной мере. Она постоянно как бы «ускользает» от раскрытия ее сущности и растворяется в других психологических понятиях — знании, умении, интеллекта, личностных качеств и психических процессов, этим и обуславливается актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является изучение способностей к управленческой деятельности методом тестирования.
Задачи данной работы:
1 ПОНЯТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Способности — это индивидуально-
Способности характеризуются двумя основными аспектами качественным и количественным. Рассматриваемые со стороны их качественных особенностей, способности выступают как сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающих успешность деятельности, как своеобразный их симптомокомплекс, структура. Количественная характеристика способностей предполагает определение меры их выраженности, развития — уровня способностей.
В структуре способностей
принято разделять две их основные
категории — общие и
Еще одним отправным и общим положением психологии способностей является выделение трех качественно различных уровней их представленности — собственно способностей, одаренности (таланта) и гениальности. В теории способностей очень важен, но все еще не решен вопрос о степени наследуемости, врожденности способностей. Хотя, безусловно, способности развиваются в онтогенезе — прежде всего, под влиянием освоения деятельности, под влиянием факторов внешней среды, они имеют и очень сильную наследственную детерминацию. Чем более общей является способность, тем более она генетически детерминирована и наоборот. Чем выше уровень наследуемой способности, тем с большей вероятностью она проявится и тем в большей мере разовьется не «благодаря» последующим жизненным условиям, а «вопреки» им. Наконец, способности — это не изолированные образования, а неотъемлемые свойства личности, взаимодействующие со всеми иными личностными качествами и определяемые ими. Развитие способностей поэтому неотделимо от развития личности в целом. Они, влияя на характер формирования личностных качеств и личности в целом, сами испытывают на себе воздействия со стороны формирующейся личности. Развитие способностей и личности — двуединый процесс. Тем самым понятие способностей обретает свое место в общей структуре психологических понятий. Это — как бы «промежуточное» звено между двумя основополагающими психологическими категориями — деятельностью и личностью.
Под управлением
понимают осуществление
Так же управленческие способности выделяют по структурно-психологическому критерию. Он отражает принятое в психологии разделение способностей на общие и специальные. При этом необходимо учитывать, что понятие специальных способностей рассматривается в двух планах. Традиционно под ними понимается способность к какому-либо виду деятельности (тогда как общие — это способности, необходимые для многих или для всех видов деятельности). Однако специальные способности соотносятся также и с индивидуальной мерой сформированное отдельных «психических деятельностей», т.е. с мерой развития основных психических процессов. В этом случае принято говорить, например, о мнемических, мыслительных, перцептивных способностях.
К числу общих способностей, значимо влияющих на успешность управленческой деятельности, должны быть отнесены проанализированные в соответствующих разделах интеллект, креативность, обучаемость, рефлексивность, активность, саморегуляция. Все присущие им закономерности влияния на управленческую деятельность одновременно дают и характеристику интеллекта, креативности, рефлексивности и др. как общих способностей руководителя. Одной из наиболее интересных особенностей влияния общих способностей на управленческую деятельность является специфическая — криволинейная зависимость ее эффективности от меры развития этих способностей. Слишком слабая обучаемость по вполне понятным причинам является негативным фактором управленческой деятельности. Однако и слишком высокая обучаемость, по-видимому, не будет благоприятствовать эффективности управления. Во-первых, в связи с ней будут усиливаться репродуктивные, т.е. основанные на стремлении к обогащению профессионального опыта и его использования стратегии управленческой деятельности. Они хотя и обеспечивают ее высокую надежность, но в отличие от продуктивного стиля управления не дают максимальных результатов. Во-вторых, слишком высокая обучаемость является, как показано, предпосылкой для склонности к «постоянному экспериментированию», стремлению немедленно апробировать то, чему научился. Это повышает рискованность деятельности и снижает ее качественные показатели.
В заключение следует отметить
еще одну закономерность. Управленческая
деятельность обладает свойством поливариативности
— наличием многих и очень разных
способов ее реализации. Они, однако, могут
быть эквивалентными с точки зрения
конечного результата. В частности,
это проявляется в наличии
нескольких основных стилей руководства,
среди которых, нельзя определить «единственно
лучший». В зависимости от стиля
будут изменяться и требования, предъявляемые
ходом деятельности к индивидуальности
руководителя — к его способностям.
Разные стили требуют различного
сочетания способностей. Главное, однако,
заключается в том, что именно
различия в индивидуальных симптомокомплексах
как раз и определяют, какой
стиль предпочтет тот или иной
руководитель. Поэтому стиль выполняет
компенсаторные функции по отношению
к структуре способностей личности.
Тот или иной стиль потому и
выбирается (чаще — совершенно неосознанно,
стихийно, просто потому, что «так удобнее»),
что он позволяет руководителю опереться
на сильные стороны своей
2 ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В последнее время большое внимание уделяется психологическим методам оценки предрасположенности человека к управленческой деятельности.
Психологические
методы включают тесты для
определения личных качеств и
оценки возможностей работника.
Проведем исследование методом тестирования на определение способностей к управленческой деятельности, на примере трех сотрудников ОАО «Нижегородская сбытовая компания».
Существует методика для проверки основных способностей управленца, тест «Способность к управленческой деятельности». На вопросы нужно отвечать утвердительно или отрицательно.
Вопросы:
1. Легко ли вы беретесь
за решение управленческих
2. Вам сложно отказаться от приемов управления, которые вы применяли, когда работали на более низкой должности?
3. Когда вы ушли на
повышение, то долго ли вы
отдавали предпочтение
4. Стремитесь ли вы создать универсальный стиль управления, который бы подходил для многих ситуаций?
5. Способны ли вы безошибочно
оценить целостно своих
6. Легко ли вы можете
выйти за рамки своих симпатий
и антипатий при кадровых
7. Считаете ли вы, что
нет универсального стиля
8. Считаете ли вы, что для вас избежать конфликта с высшим руководством легче, чем с подчиненным?
9. Есть ли у вас желание
стереть стереотипы управления,
которые возникли в
10. Часто ли ваше первое интуитивное впечатление о руководящих качествах человека оказывается верным?
11. Часто ли вы объясняете
неудачи в управлении
12. Часто ли вы ощущаете
нехватку времени для
Информация о работе Способности к управленческой деятельности