Специальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:12, контрольная работа

Краткое описание

Специальная психология изучает особенности формирования психологических функций у детей с отклоняющимся развитием. В настоящее время специальная психология обеспечивает психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями в течении всей жизни.

Файлы: 1 файл

сем. 1.docx

— 31.58 Кб (Скачать)

 

6.Общая структура организации специальной психологии и коррекционной педагогики

Руководство службой специальной  психологии и коррекционной педагогики осуществляется отделом специальных  учебно-воспитательных учреждений для  детей с отклонениями в развитии Главного управления реабилитационной службы и специального образования  министерства образования РФ; научное  руководство реализуется институт коррекционной педагогики РАО РФ. На уровне Нижегородской области  имеется отдел реабилитации детей и подростков департамента образования и науки, обеспечивающего организационную работу. Научно-методическая работа осуществляется Научным институтом развития образования (НИРО), где имеется кафедра коррекционной психологии и педагогики, возглавляемая проф. Сековец Людмилой Сергеевной. На уровне г. Н. Новгорода общее руководство реализует отдел реабилитации в городской администрации.

Основоположником специальной  психологии и педагогики в Нижегородском  регионе является проф. У.В. Ульенкова, возглавляющая диссертационный совет по психологии НГПУ. С 1996 г. создана интегрированная кафедра специальной психологии и педагогики (зав. кафедрой – проф. О.В. Трошин); в 2001 г. от нее дифференцировалась кафедра коррекционной педагогики (зав. кафедрой – проф. А.Г. Андреев).

Методическую работу и отбор  детей во все типы специальных  учебных заведений проводят соответственно областная, городская и районные психолого-медико-педагогические консультации. В ПМПК входят представители следующих  специальностей: логопед, психолог; врач-педиатр, психоневролог, консультации осуществляют оториноляринголог, офтальмолог.

Участвующие в комиссии врачи определяют или уточняют медицинский диагноз, выделяя имеющиеся у ребенка  дефекты и отграничивая их от сходных  состояний. В случае необходимости  назначают стационарное или амбулаторное лечение.

Психолог и логопед определяют характер затруднений ребенка в  обучении, причины и степень неуспеваемости, состояние речи и характер ее нарушений. Комиссия делает заключение о имеющейся аномалии, в целом, и определяет тип учебного учреждения для данного ребенка.

В настоящее время существует дифференцированная система специальных школ для  аномальных детей, насчитывающая десять основных типов учреждений. Все они  делятся на дошкольные и школьные. Выделяют учреждения для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, с тяжелыми формами нарушений речи, умственно отсталых, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с девиантным поведением.

Подготовка кадров для коррекционной  педагогики осуществляется соответствующими факультетами и отделениями университетов. В г. Н. Новгороде подготовку специалистов по специальной психологии осуществляет дневное отделение НГПУ под руководством кафедры специальной психологии.

 

 

 

7.Понятие дефекта развития

Дефект развития - это физический или психологический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Выделяют следующие формы дефектов: нарушения зрения (слепота, слабовидение), нарушения слуха (глухота, тугоухость), двигательные нарушения (ДЦП, полиомиелит, нарушения осанки), интеллектуальные нарушения (олигофрения, ЗПР), нарушения речи (дислалия, алалия, афазия и др.), сложные дефекты (глухонемота, слепоглухонемота.).

В структуре дефекта различают  его отрицательные признаки, как  недостаточность определенной функции  пораженной системы, нарушающей развитие; положительные признаки как заместительное или компенсаторное усиление функции  непораженной системы, связанной с  первой. Положительные тенденции  являются результатом приспособления или адаптации ребенка к окружающей среде для выполнения в ней  адекватной деятельности. Степень их развития зависит от соответствующих  условий воспитания и обучения ребенка. При использовании целенаправленной опоры на сохраненные функции, их дополнительном развитии за счет специальных  методов воспитания и обучения компенсируются их биологически обусловленная недостаточность.

В результате у слепого ребенка  обостряется слух, осязание, обонятельная и температурная чувствительность, которые помогают ему ориентироваться в окружающем пространстве. Глухой ребенок может воспринимать движение, музыку с помощью вибрационных ощущений. Это способствует не только компенсации утраченной функции, но обеспечивает особые (в том числе, профессиональные) свойства личности, специальные способности.

Особенности нарушения физического  и психического развития влияют на весь процесс познавательной деятельности, придавая ему специальный психологический  характер, который учитывается в  их обучении. Аномальная форма психофизического развития ведет и к формированию особого типа личности, требующего специальной воспитательной работы.

8.Разделы специальной психологии и педагогики

В настоящее время дефектология называется "специальной психологией  и коррекционной педагогикой". Одной из специальностей этой науки  и является специальная психология. В свою очередь, она состоит из нескольких разделов:

1. Общий раздел специальной психологии (психология детей с отклонениями  в развитии). Изучает общие закономерности, психологические механизмы отклонений  в развитии; общую методологию  психодиагностики и психокоррекции.

II. Частные разделы

А-основные

1. Психология детей с интеллектуальными  нарушениями (реже олигофрено-психология).

2. Сурдопсихология (психология детей со слуховыми нарушениями).

3. Тифлопсихология (со зрительными нарушениями).

4. Логопсихология (с речевыми нарушениями).

Б-кроме того, выделяют дополнительные направления специальной психологии:

1. Психология одаренных детей

2. Психология нарушений поведения  (девиантное поведение)

3. Психология эмоционально-волевых  расстройств (аутизм, неврозы)

4. Психологические нарушения при  двигательных расстройствах.

5. Психология детей-сирот

6. Психология детей-инвалидов.

7. Психология детей со сложными  аномалиями.

Соответственно в коррекционной  педагогике рассматриваются аналогичные  разделы:

- сурдопедагогика (изучает вопросы  воспитания и обучения детей  с недостатками слуха);

- тифлопедагогика (детей с аномалиями  зрения);

- олигофренопедагогика (детей с  интеллектуальными нарушениями);

- логопедия (исправление недостатков  речи);

- дошкольная коррекционная педагогика (исследует особенности воспитания  и обучения аномальных детей  в дошкольных учреждениях).


Информация о работе Специальная психология