Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:12, контрольная работа
Специальная психология изучает особенности формирования психологических функций у детей с отклоняющимся развитием. В настоящее время специальная психология обеспечивает психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями в течении всей жизни.
6.Общая структура организации специальной психологии и коррекционной педагогики
Руководство службой специальной
психологии и коррекционной педагогики
осуществляется отделом специальных
учебно-воспитательных учреждений для
детей с отклонениями в развитии
Главного управления реабилитационной
службы и специального образования
министерства образования РФ; научное
руководство реализуется
Основоположником специальной психологии и педагогики в Нижегородском регионе является проф. У.В. Ульенкова, возглавляющая диссертационный совет по психологии НГПУ. С 1996 г. создана интегрированная кафедра специальной психологии и педагогики (зав. кафедрой – проф. О.В. Трошин); в 2001 г. от нее дифференцировалась кафедра коррекционной педагогики (зав. кафедрой – проф. А.Г. Андреев).
Методическую работу и отбор
детей во все типы специальных
учебных заведений проводят соответственно
областная, городская и районные
психолого-медико-
Участвующие в комиссии врачи определяют или уточняют медицинский диагноз, выделяя имеющиеся у ребенка дефекты и отграничивая их от сходных состояний. В случае необходимости назначают стационарное или амбулаторное лечение.
Психолог и логопед определяют
характер затруднений ребенка в
обучении, причины и степень
В настоящее время существует дифференцированная система специальных школ для аномальных детей, насчитывающая десять основных типов учреждений. Все они делятся на дошкольные и школьные. Выделяют учреждения для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, с тяжелыми формами нарушений речи, умственно отсталых, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с девиантным поведением.
Подготовка кадров для коррекционной
педагогики осуществляется соответствующими
факультетами и отделениями университетов.
В г. Н. Новгороде подготовку специалистов
по специальной психологии осуществляет
дневное отделение НГПУ под руководством
кафедры специальной
7.Понятие дефекта развития
Дефект развития - это физический или психологический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Выделяют следующие формы дефектов: нарушения зрения (слепота, слабовидение), нарушения слуха (глухота, тугоухость), двигательные нарушения (ДЦП, полиомиелит, нарушения осанки), интеллектуальные нарушения (олигофрения, ЗПР), нарушения речи (дислалия, алалия, афазия и др.), сложные дефекты (глухонемота, слепоглухонемота.).
В структуре дефекта различают
его отрицательные признаки, как
недостаточность определенной функции
пораженной системы, нарушающей развитие;
положительные признаки как заместительное
или компенсаторное усиление функции
непораженной системы, связанной с
первой. Положительные тенденции
являются результатом приспособления
или адаптации ребенка к
В результате у слепого ребенка
обостряется слух, осязание, обонятельная
и температурная
Особенности нарушения физического
и психического развития влияют на
весь процесс познавательной деятельности,
придавая ему специальный
8.Разделы специальной психологии и педагогики
В настоящее время дефектология называется "специальной психологией и коррекционной педагогикой". Одной из специальностей этой науки и является специальная психология. В свою очередь, она состоит из нескольких разделов:
1. Общий раздел специальной
II. Частные разделы
А-основные
1. Психология детей с
2. Сурдопсихология (психология детей со слуховыми нарушениями).
3. Тифлопсихология (со зрительными нарушениями).
4. Логопсихология (с речевыми нарушениями).
Б-кроме того, выделяют дополнительные
направления специальной
1. Психология одаренных детей
2. Психология нарушений
3. Психология эмоционально-
4. Психологические нарушения при двигательных расстройствах.
5. Психология детей-сирот
6. Психология детей-инвалидов.
7. Психология детей со сложными аномалиями.
Соответственно в
- сурдопедагогика (изучает
- тифлопедагогика (детей с
- олигофренопедагогика (детей с
интеллектуальными нарушениями)
- логопедия (исправление
- дошкольная коррекционная