Специальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:12, контрольная работа

Краткое описание

Специальная психология изучает особенности формирования психологических функций у детей с отклоняющимся развитием. В настоящее время специальная психология обеспечивает психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями в течении всей жизни.

Файлы: 1 файл

сем. 1.docx

— 31.58 Кб (Скачать)

1. Специальная психология изучает особенности формирования психологических функций у детей с отклоняющимся развитием. В настоящее время специальная психология обеспечивает психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями в течении всей жизни. При этом она носит психодиагностическую и психокоррекционную направленность, а также исследует возможности реабилитации, адаптации и интеграции детей с различными вариантами социально-психологической дезадаптации в обществе (Лубовский В.И., Пузанов Б.П., Ульенкова У.В., Петрова В.Г., Усанова О.Н., Кручинин В.А. и др.). В этом и заключаются основные функции специальной психологии.

Б.П. Пузанов предложил следующее  определение: специальная психология как отрасль психологии изучает людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования нервной системы, и устанавливающая возможности и пути компенсации дефектов различной сложности.

Специальная психология способствует развитию у данной категории детей  адаптивных навыков общения, познавательной креативности, коррекции деструктивных  форм поведения и эмоциональных  нарушений. Причем важным аспектом ее деятельности является помощь детям  в условиях возрастных и динамических кризисов психологического развития, когда отмечается или первичное  проявление или обострение имеющихся  нервно-психических отклонений. Исследование кризисной дезадаптации является одним из наиболее перспективных подходов - кризологическим направлением специальной психологии.

 

Воспитание и обучение детей  с отклонениями умственного и  физического развития включены в  единую государственную систему  образования России. Действующая  в настоящее время научно обоснованная структура специального образования  аномальных детей решает как единые с общеобразовательной школой задачи, так и специфические, заключающиеся  в создании наиболее благоприятных  условий коррекции аномального  развития ребенка.

Коррекционная педагогика – это специальная область образования, которая изучает объективные закономерности развития аномальных детей, особенности их учебной деятельности; разрабатывает специальные методы и формы учебно-воспитательного процесса; организует специальные типы учебных учреждений и классов.

Целью коррекционной педагогики является подготовка детей с отклонениями в развитии, в соответствие с их психофизиологическими возможностями, к самостоятельной социальной деятельности. Деятельность – основная социальная функция личности, поэтому ее изучение ее своеобразия и путей совершенствования у этих детей, способствует их приспособлению к обществу; т.е. осознанному усвоению системы норм, ценностей и привил общества и активному труду в нем.

 

 

3.Задачи 

 

Специальная психология – отрасль психологии, изучающая особенности психологии детей с нарушениями в развитии.

Задачи:

  1. Исследование психологических механизмов нарушений у детей с отклонениями в развитии.
  2. Диагностика психофизических и психологических расстройств.
  3. Разработка программы психологических консультаций, социально – психологической реабилитации и интеграции.
  4. Внедрение методов психологической коррекции нарушений у детей.

Эта специального образования имеет  свою историю развития. Причем у разных народов отмечалось часто противоположное отношение к детям, отличающимся от своих обычных сверстников.

 

 

4. Основными задачами коррекционной педагогики являются:

1. Комплексное клинико-психологическое  и педагогическое исследование  аномальных детей (А-определение  сущности, структуры аномалии и  компенсаторных возможностей ребенка;  Б-решение проблемы педагогической  классификации детей с отклонениями  в развитии с целью организации  дифференцированного обучения и  воспитания; В-своевременное выявление и учет аномальных детей).

2. Научная разработка методов  ранней диагностики отклонений  в развитии.

3. Обоснование и разработка принципов  организации. Развития сети специальных  учреждений и классов.

4. Определение целей, задач, содержания  и методов учебно-воспитательного  процесса в специальных учреждениях.

5. Разработка системы профилактических  мероприятий по предупреждению  отклонений психологического развития.

6. Повышение эффективности процесса  социальной адаптации и интеграции  в обществе ребенка на разных  этапах развития.

 

 

 

 

 

5.Начальный этап научного развития специальной психологии и педагогики в России

К началу 30-х годов 19 века в России было только одно С.-Петербургское  училище для слепых; три училища  для глухих - в Петербурге, Москве, Варшаве, а также несколько приютов  и частных школ для умственно  отсталых детей, в которых воспитывалось, обучалось или призревалось не более 2 тысяч воспитанников.

К началу 20 века в двух вспомогательных  школах стала оказываться и логопедическая помощь детям. Вместе с тем, по данным конца 19 века, количество слепых в России составляло почти 250 тыс. человек, глухих - 150 тыс., количество слабоумных в тяжелой  степени, нуждающихся в общественной помощи, достигало 2 млн.

Проблема обучения и воспитания аномальных детей впервые обсуждалась  в 1896 году на 2-м съезде представителей народного образования. На нем была создана секция призрения и обучения слепых, глухонемых и «ненормальных» детей. Это был фактически первый в России съезд дефектологов. Он определил не только основные формы  помощи этим детям, но и типы, структуру  учреждений для них.

6. Роль В.П. Кащенко

В начале 20 века в Европе стало развиваться движение за организацию  специальных приютов, сочетающих в  себе методы обучения, воспитания и  лечения детей с аномалиями в  развитии. Основоположником этой системы в России явился Всеволод Петрович Кащенко.(1870-

После участия в революции 1905 г. он лишается права государственной  службы и планирует создать частное  лечебно-педагогическое учреждение для  «дефективных, нервных и трудных  детей». В этом его поддерживает приват-доцент Московского университета Григорий Иванович Россолимо, который  имел в то время известность крупного специалиста по неврологии и психиатрии. Кащенко глубоко изучает детскую  психологию и психопатологию под  руководством А.Н. Берштейна, ученика знаменитого профессора психиатрии С.С. Корсакова. По рекомендации Россолимо он входит в Московское общество экспериментальной психологии.

В 1907 г. в Петербурге Кащенко  знакомится с современными педагогическими  работами профессоров А.Н. Нечаева  и А.Ф. Лазурского. участвует в деятельности неврологической клиники профессора А.С. Грибоедова. В 1908 г. он изучает работу в спец.учреждений различного профиля в Европе. Вернувшись в Россию арендует в Москве небольшой дом и организует в нем первый санаторий-школу для дефективных детей. Она сочетала в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели, не имевший по его комплексному подходу аналогов не только в стране, но и в мире.

До этого времени  работа с аномальными детьми сводилась  к отдельным попыткам создания специальных  вспомогательных классов и школ для умственно отсталых и к  разрозненным усилиям по обеспечению  их призрения и воспитания (Е.В. Гёрье, М.П. Постовский, О.Б. Фельцман и др.). Однако это не находило поддержки со стороны государства и осуществлялось за счет частного финансирования.

В 1911 г. на съезде по обучению глухонемых он представил "Методику изучения и воспитания дефективных  детей''. На 1 съезде по экспериментальной  психологии он сделал сообщения: 'Определение  степени умственной недостаточности  по методу Бинэ и Симона", "Высоко даровитые дети и их обучение".

Санаторий-школа Кащенко вскоре обрела широкую известность. Принципы ее работы легли в основе созданной  Всеволодом Петровичем лечебной педагогики, которую он понимал как синтез медико-терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных приемов, имеющих  целью исправление характера  и личности в целом.

После революции 1918 г. вместо частных  благотворительных учреждений для  аномальных детей, была создана общегосударственная  система народного образования. В этом году санаторий-школа Кащенко  превращается в государственное  учреждение и на его основе организуется Дом изучения ребенка, в 1919 г. И здесь  возник Музей детской дефектологии, подобных которому не было ли в одной  стране.

Идеи Кащенко о единой сети специальных  школ для аномальных детей стали  воплощаться в жизнь. Декретов Народных Комиссаров от 10 декабря 1919 г. определены функции наркоматов просвещения, здравоохранения  и юстиции в отношении глухих, слепых, умственно отсталых и психически больных детей. На 1 Всероссийском  съезде деятелей по борьбе с детской  дефективностъю, преступностью и беспризорностью в 1920 г. нарком просвещения А.В. Луначарский сказал, что "в борьбе с дефективностью нужна тесная связь всех элементов русского общества и государства".

Всеволод Петрович сформулировал  причины детской дефективности, рассказал о принципах дошкольного, школьного обучения аномальных детей  и о дефектологическом образовании. Уже с 1919 г. при Доме изучения ребенка  были организованы курсы по обучению работников-дефектологов.

По поручению Наркомпроса Кащенко в 1920 г. создает Педагогический институт детской дефективности.

В.П. Кащенко явился автором первого  русского учебника по дефектологии "Дефективные  дети и школа" (1912); фундаментального труда "Проблемы изучения и воспитания ребенка" (1926); монографии ''Исключительные дети. Их изучение и воспитание" (1929). Однако, с 1926 г. Кащенко начинает подвергаться преследованию со стороны нового направления в советской дефектологии, к 1931 вытесняется со всех занимаемых должностей и отстраняется от руководства  работой Медико-педагогической станции, будучи обвиненным в приверженности идеалистическим и биологическим  теориям. В.П. Кащенко скончался в  Москве 30 ноября 1943 г. К сожалению, в  канонических дефектологических трудах роль опального основоположника  отечественной дефектологии забыта. Его место заняли приверженцы  новой, государственной идеологии, с материалистических и грубо  социальных позиций трактовавшие обучение и развитие аномальных детей.

7. Роль В.М. Бехтерева

Важную роль в интеграции нескольких научных подходов в специальной  психологии сыграл В.М. Бехтерев, всемирно известный невропатолог, нейрофизиолог, психиатр, психотерапевт. Основал первый в стране психоневрологический институт в Петербурге (1909). Он сформулировал  новое направление в психологии - рефлексологию, основанную на объективном, экспериментальном изучении психических  процессов человека. В последующей  работе осуществлена интеграция данных дисциплин с педагогикой ("Педология"), которая явилась основой для  многочисленных исследований в дефектологии, когда ребенок изучался всесторонне.

Известно, что основоположником экспериментальной  социальной психологии в России по праву является В.М. Бехтерев. В 1885 г. в г.Казани он создает лабораторию экспериментальной психологии. В 1907 г. при созданном им Психоневрологическом институте он открыл первые в стране лаборатории коллективной рефлексологии и характерологии социальных групп, экспериментальной педагогики, детской психологии. В них развивалась интегральная концепция различных уровней учебной деятельности, воплощенных в труде «Коллективная рефлексология» (1921).

В частности, В.М. Бехтерев установил, что группа способствует увеличению обьема знаний своих членов, исправлению ошибок, позволяет выдержать более сильные раздражители. В поисках «единых принципов мирового процесса» В.М. Бехтерев обратился к законам механики, рассматривая их в качестве универсальных оснований, действующих на всех уровнях живой и неживой природы. В «Коллективной рефлексологии» он выделил 23 универсальных закона психологии человека, действующих, в том числе, в сфере социальных отношений: закон сохранения энергии, тяготения, отталкивания, инерции, энтропии, изменчивости и др. На их основании Вадимир Михайлович пытался дать обоснование таким сложным социальным явлениям как развитие и приемственность культурных традиций, образование социальных общностей, динамика общественных взглядов и настроений.

Сама идея выделения общих законов, лежащих в основе развития природных, социальных и психических систем, придающих целостный характер всему  мировоззданию, уникальна. При этом определение общего универсального основания не исключает необходимости выделения и специфических законов, которые отражают качественные характеристики

Однако, с 1927 г. его деятельность также  стала подвергаться резкой критике  сталинских ученых и имя Бехтерева было в дефектологии вытеснено другими. В 1929 г. на смену направления дефектологии, которое возглавляли В.П. Кащенко в Москве и В.М. Бехтерев в Петербурге, пришло идеалогизированное понимание психологии и педагогики. Был организован Экспериментально-дефектологический институт, который возглавили советские ученые И.И. Данюшевский (директор) и Л.С. Выготский (научный руководитель). Имя последнего и стало лейб-мотивом всего 70 летнего периода социалистической дефектологии. Основоположники же отечественной дефектологии (B.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, А.С. Грибоедов, В.М. Бехтерев и др.) были репрессированы; они обвинялись в чрезмерном применении зарубежных тестов, и их работа рассматривалась как педологическое уклонение от государственной идеологии. В результате дефектология приняла субъективный, недостаточно научный характер, отрицающий достижения генетики, кибернетики, экспериментальной психологии.

В настоящее время наблюдаются  обратные тенденции, с глубоким изучением  опыта зарубежных дефектологических  школ, синтезом их достижений. На этом фоне реабилитируются забытые имена, а чрезмерно прославленные вскоре займут подобающее им место. К сожалению, современное положение отечественной  дефектологии характеризуется отсутствием  единой интегральной теоретической, научной  и мировоззренческой базы в связи  с уходом советской идеологии. На пороге Ш тысячелетия ожидается формирование новых синтетических основ специальной психологии и педагогики.

Информация о работе Специальная психология