Современные подходы к проблеме обучения, развития и воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:13, контрольная работа

Краткое описание

Современные подходы к организации процесса обучения нашли широкое отражение в научной литературе, но в то же время этот вопрос требует постоянного внимания, глубокого изучения, а также разработки новых подходов и методик, отвечающих современным требованиям общества.

Файлы: 1 файл

Современные подходы к проблеме обучения.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

Социализирующий подход (В.Г.Бочарова, М.А.Галагузова, А.В.Мудрик, М.В.Шакурова, В.Р.Ясницкая) представляет воспитание как многомерную и открытую социальную систему, где на личность воспитанника вариативно воздействуют различные социальные источники. Важнейшей характеристикой воспитания является его "социальная эффективность", т.е. обеспечение социализации ребенка и его личностного самоопределения. Ключевым понятием в концепции социализирующего подхода является "социальное воспитание". Современные сторонники социального воспитания оперируют формулировками, где основной смысл выстраивается вокруг феномена социального: воспитание подрастающего поколения в социуме, в гуще жизни; целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых для успешной социализации; педагогическая организация приобретения воспитанниками личностного жизненного опыта, опыта поведения и деятельности; педагогическая защита детства (профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних); педагогическая поддержка творческой самореализации личности в социуме. Социализирующий подход к воспитанию успешно встраивается в либеральную доктрину вариативного образования, которая начала оформляться в нашей отечественной педагогике в последнее десятилетие XX в. и развивается сейчас, в начале XXI в. В рамках социализирующего подхода активно разрабатываются также новые ценностные установки образовательной политики современной России: сотрудничество государственных институтов образования и семьи; обогащение воспитательных возможностей школьного сообщества; обеспечение гармоничного соотношения социализации и индивидуализации в процессе воспитания; создание образа мира как результата совместной деятельности и общения взрослых и детей; организация практики социальной деятельности школьников, их социального творчества.

Герменевтический подход (А.Ф. Закирова, В.П.Зинченко, Ю.В. Сенько, И.И.Сулима) построен на основополагающих идеях В. Дильтея, Г. Гадамера, Э. Гуссерля. С позиций герменевтики, воспитание - это обращение к психическому опыту субъекта, к его "жизненному миру", который проявляется как переживание. Именно переживания (а не поведенческие реакции или высказываемые суждения) должны возникать в ситуациях педагогического взаимодействия, которое всегда организуется как диалог взрослого и ребенка. Герменевтическая воспитательная практика строится как работа с переживаниями детей, их воспоминаниями, ожиданиями, фантазиями. Важными атрибутами воспитательного процесса становятся детские стихи, самодеятельные песни, эссе, автобиографические записки, дневники, письма. Эти продукты детского вербального творчества должны быть приняты воспитателем: не проанализированы и оценены, а признаны как личностная ценность взрослеющего человека, которому позволяется быть самим собой. Герменевтическое принятие ребенка невозможно без рефлексии самого воспитателя собственного детского опыта, своих детских переживаний, "проживания" воспоминаний из детства. Такой педагог не будет руководить ребенком, наставлять его, а сможет сотрудничать с ним как старший товарищ. Воспитание в духе герменевтики должно научить ребенка понимать окружающих людей и самого себя. Понимание в герменевтике рассматривается как процедура осмысления: постижение смысла в любых проявлениях человеческой культуры. Поэтому, для воспитания очень важно обращение к классическим образцам в литературе, музыке, изобразительном искусстве, где главные смыслы, уже истолкованы великими авторами, и надо только открыться им.

Аксиологический подход (В.А. Караковский, А.В.Кирьякова, И.Б. Котова, ГИ. Чижакова, Е.Н. Шиянов, Н.Е.Щуркова, Е.А. Ямбург.) Воспитание в рамках аксиологического подхода основано на понимании того, что мир ценностей объективен, это - сама социокультурная реальность, жизнь человека и общества. Ценности жизни становятся содержанием воспитания; образно говоря, воспитание учит подрастающее поколение решать проблему "как жить". Однако ценности имеют и личностные проявления, ценностные ориентации (установки, убеждения, интересы, стремления, желания, намерения). Именно ценностные ориентации детерминируют отношение личности к окружающему миру и самой себе. Воспитание в системе педагогической аксиологии строится как процесс освоения ценностей, их интериоризации. Он включает несколько этапов: предъявление ценности в реальных условиях воспитания; ее первичное оценивание, обеспечение эмоционально положительного отношения к данной ценности; выявление смысла ценности и ее значения; принятие осознанной ценности; включение принятого ценностного отношения в реальные социальные условия действий и общения воспитанников; закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении воспитанников. Ценностное отношение имеет трехкомпонентную структуру:

* когнитивный компонент - понятия и представление о той или иной стороне жизни;

* эмоционально-оценочный компонент - переживание данного события, явления, его оценка;

* поведенческий компонент - опыт действий, умения, навыки, поведенческая готовность к определенным социальным действиям.

"Воспитанные дети - это дети, умеющие обнаруживать смысл в происходящем, способные выявлять ценностное содержание в предметных ситуациях, приобщенные к взаимодействию с миром на уровне ценностей, ...поэтому способные самостоятельно выстраивать собственное поведение и собственную жизнь на уровне современной культуры, в контексте которой они родились" [5, с. 19-20].

Антропологический подход (Ш.А. Амонашвили, Б.М. Бим-Бад, В.Б.Куликов, Л.М.Лузина, В.И.Максакова) развивается в рамках педагогической антропологии и заявляет себя как направление современной педагогики, интегрирующее "знание о ребенке как целостном существе, полноценном представителе вида Homo sapiens, полноправном участнике воспитательного процесса" [6, с. 16]. Воспитание с позиции педагогической антропологии рассматривается как естественный процесс, отвечающий природе человека, как развитие индивидуальных способностей, задатки которых присущи ему от рождения. В основе этого развития лежит важнейшая духовная потребность человека - потребность в воспитании. Поэтому ребенок всегда сенситивен к воспитательному взаимодействию с взрослым, а достаточно воспитанный подросток уже способен испытывать потребность в саморазвитии, в самовоспитании. Антропологический подход отстаивает значение системы в организации воспитания, поскольку декларирует единство и целостность умственной, эмоциональной, волевой, нравственной и физической сторон развития. Антропологическая воспитательная система строится с учетом следующих условий:

- открытая постановка гуманистических целей как нравственных добродетелей (человечности, доверия, благодарности, терпимости);

- специальное внимание к здоровью воспитанников, воспитание у них опыта здорового образа жизни и безопасного поведения;

- постоянная педагогическая диагностика, изучение, в первую очередь, природных задатков, внутренних предпосылок дарований и способностей детей;

- организация воспитательного процесса с учетом специфики ведущих видов деятельности в конкретном возрастном периоде, сенситивных предпосылок психического развития;

- обеспечение самоопределения личности каждого воспитанника в деятельности (преодоление трудностей, проявление инициативы и ответственности);

- природосообразные, ненасильственные методы воспитания (особое внимание методам "наставления", "увещевания", "обращения", "включения в деятельность"), использование "здоровьесберегающей технологии" воспитания.

Сторонники антропологического подхода активно развивают идеи о "пробуждении" задатков и внутренних возможностей личности, о значении ее самосовершенствования.

Психотерапевтический подход (В.М.Букатов, Н.П.Капустин, В.П.Кащенко, Л.Д.Лебедева, Т.А.Стефановская). Воспитание в современной педагогике все чаще рассматривается как оказание помощи детям, попавшим в проблемную ситуацию, как нацеливание их на духовное оздоровление. Для этого используются различные виды искусства и средства художественной деятельности, которые обеспечивают воспитывающее воздействие на детей и помогают им перестраивать эмоциональные переживания, снимают физическое и психическое напряжение, избавляют от страхов и застенчивости. В обиход педагогов пришли: арттерапия и ее разновидности - музыкотерапия, танцевальная терапия; психодрама (социодрама) - специально организованная групповая форма решения жизненных проблем, тренинги личностного роста, общения и др.

Многообразие подходов к воспитанию заставляет задуматься: что предпочесть - привычные универсальные модели или научную рефлексию, как совместить традиционные технологии воспитания и новые, гуманистические? Созревает понимание, что задачей педагогической науки как раз и является соотнесение и согласование различных подходов, концепций, моделей воспитания и разработка некой конвенциональной концепции, т.е. родившейся на основе достигнутых в научных дискуссиях договоренностей самих ученых. Большинство теоретических подходов к воспитанию признают как важные составляющие современного воспитания: субъект - субъектное воспитательное взаимодействие, значение индивидуальных достижений воспитанника и его самореализации, обращение к жизненному опыту ребенка, использование в процессе воспитания личностных механизмов рефлексии, автономности, свободного выбора, принятия ответственного решения. Новые серьезные задачи в профессионально-педагогическом образовании призывают педагога не только обладать широким философским кругозором, принимать изменения в идеологии детства, знать новые модели подходов к воспитанию и практические стратегии их реализации, но и иметь представление о герменевтических процедурах интерпретации педагогических наблюдений, понимать реальные проблемы жизни воспитанников, владеть психодиагностическими и социологическими технологиями, уметь строить отношения с ребенком как существом, живущим природной, душевной и духовной жизнью.

 

 

 

Использованная литература

1. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд.«Эгвес». 2006. – 287с.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2008. - 304 с. – (Серия «Учебник нового века»)

3. Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2007. – 150 с.

4. Выготский Л.С. Психология, Москва, 2000г.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.-480с.

6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.

7. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000.

8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12.

9. Максакова В.И. Педагогическая антропология. М., 2001.

10.Мудрик А.В. Воспитание // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М., 1993.

11. Филонов Т.Н. Воспитательный процесс: методология и специфика исследования // Педагогика. 2000. № 9.

12. Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1990.

13. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.

 

1

 



Информация о работе Современные подходы к проблеме обучения, развития и воспитания